logo
Курс лекций КИТ

Информационные услуги, режимы их предоставления

Уже в середине 20 века существовало достаточно много фирм, производящих информацию – документацию на новое изделие (материальный или интеллектуальный продукт труда). Несколько позже появилось понятие информационный продукт – это информация, предназначенная для распространения. Если при этом оговариваются условия предоставления этого продукта, права потребителя на его дальнейшее использование, то информационный продукт превращается в информационный товар. При этом появляется понятие информационная услуга – передача информации ее владельцем другому лицу (безвозмездно или на платной основе). Закон «Об информатизации» определяет информационные услуги как «информационную деятельность по доведению до пользователя информационной продукции, проводимую в определенной форме». В этом же Законе информационная продукция определяется как «материализованный результат информационных процессов, предназначенный для обеспечения информационных потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц».

К концу 20 века сформировался, а в настоящее время активно развивается рынок информационных услуг - совокупность экономических, организационных и правовых отношений по торговле продуктами интеллектуального труда. В РБ информационные услуги предоставляют как государственные, так и коммерческие фирмы. Для предоставления информационных услуг используются:

- традиционные бумажные носители (книги, журналы и т.д.);

- машинные носители (магнитные диски, лазерные диски, DVD-диски, дискеты, флэш-диски и т.д.) – на них распространяют базы данных по предприятиям и организациям Беларуси и других стран, нормативно-правовые сведения, географические карты, телефонные справочники, энциклопедии;

- средства телекоммуникации (телефон, факс);

- компьютерные сети – многие фирмы распространяют по ним финансовую и биржевую информацию, новости в различных сферах и т.д..

Информационные услуги могут предоставляться в нескольких режимах:

- on-line – практически мгновенно при обращении за услугой (при постоянном подключении компьютера к сети);

- off-line – регулярно, но только в момент подключения компьютера к сети;

- разовые услуги – когда пользователь обращается за услугой по мере необходимости;

- абонементное обслуживание - когда пользователь подписывается на некоторую услугу.