Конвергенция компьютерных и телекоммуникационных сетей
Телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники
Ярко выраженная в последнее время тенденция сближения различных типов сетей характерна не только для локальных и глобальных компьютерных сетей, но и для телекоммуникационных сетей других типов.
К телекоммуникационным сетям в настоящее время можно отнести:
телефонные сети;
радиосеть;
телевизионные сети;
компьютерные сети
Во всех этих сетях предоставляемым клиентам ресурсом является информация.
Телефонные сети оказывают интерактивные услуги (interactive services), так как два абонента, участвующие в разговоре (или несколько абонентов, если это конференция), попеременно проявляют активность.
Радиосети и телевизионные сети оказывают широковещательные услуги (broadcast services), при этом информация распространяется только в одну сторону - из сети к абонентам, по схеме "один ко многим" (point-to-multipoint).
Сегодня по многим направлениям идет конвергенция разных видов телекоммуникационных сетей.
Общая структура телекоммуникационной сети. Несмотря на то, что различия между компьютерными, телефонными, телевизионными и первичными сетями, безусловно, существенны, все эти сети на достаточно высоком уровне абстракции имеют сходные структуры.
Телекоммуникационная сеть в общем случае включает следующие компоненты:
сеть доступа (access network) - предназначена для концентрации информационных потоков, поступающих по многочисленным каналам связи от оборудования пользователей, в сравнительно небольшом количестве узлов магистральной сети;
магистраль (backbone или core network - объединяет отдельные сети доступа, обеспечивая транзит трафика между ними по высокоскоростным каналам;
информационные центры или центры управления сервисами (data centers или services control point) - это собственные информационные ресурсы сети, на основе которых осуществляется обслуживание пользователей.
И сеть доступа, и магистральная сеть строятся на базе коммутаторов. Каждый коммутатор оснащен некоторым количеством портов, которые соединяются с портами других коммутаторов каналами связи.
Сеть доступа представляет собой нижний уровень иерархии телекоммуникационной сети. К этой сети подключаются конечные (терминальные) узлы - оборудование, установленное у пользователей (абонентов, клиентов) сети. В случае компьютерной сети конечными узлами являются компьютеры, телефонной - телефонные аппараты, а телевизионной или радиосети - соответствующие теле- и радиоприемники.
Основное назначение сети доступа - концентрация информационных потоков, поступающих по многочисленным каналам связи от оборудования пользователей, в сравнительно небольшом количестве узлов магистральной сети.
Сеть доступа, как и телекоммуникационная сеть в целом, может состоять из нескольких уровней (на рисунке показано два). Коммутаторы, установленные в узлах нижнего уровня, мультиплексируют информацию, поступающую по многочисленным абонентским каналам (называемым часто абонентскими окончаниями, local loop) и передают ее коммутаторам верхнего уровня, чтобы те в свою очередь передали ее коммутаторам магистрали. Количество уровней сети доступа зависит от ее размера; небольшая сеть доступа может состоять из одного уровня, а крупная - из двух-трех. Следующие уровни осуществляют дальнейшую концентрацию трафика, собирая его и мультиплексируя в более скоростные каналы.
Магистральная сеть объединяет отдельные сети доступа, выполняя функции транзита трафика между ними по высокоскоростным каналам. Коммутаторы магистрали могут оперировать не только информационными соединениями между отдельными пользователями, но и агрегированными информационными потоками, переносящими данные большого количества пользовательских соединений. В результате информация с помощью магистрали попадает в сеть доступа получателей, демультиплексируется там и коммутируется таким образом, что на входной порт оборудования пользователя поступает только та информация, которая ему адресована.
В том случае, когда абонент-получатель подключен к тому же коммутатору доступа, что и абонент-отправитель (непосредственно или через подчиненные по иерархии связей коммутаторы), последний выполняет необходимую операцию коммутации самостоятельно.
Информационные центры / центры управления сервисами - это собственные информационные ресурсы сети, на основе которых осуществляется обслуживание пользователей. В таких центрах может храниться информация двух типов:
пользовательская информация, то есть те данные, которые непосредственно интересуют пользователей сети;
вспомогательная служебная информация, позволяющая предоставлять пользователям некоторые услуги.
Примером информационных ресурсов первого типа могут служить Web-порталы, на которых расположена разнообразная справочная информация и новости, информация электронных магазинов и т.п. В телефонных сетях роль таких центров играют службы экстренного вызова (например, милиции, скорой помощи) и справочные службы различных организаций и предприятий - вокзалов, аэропортов, магазинов и т.п. В телевизионных сетях такими центрами являются телестудии, поставляющие "живую" картинку или же воспроизводящие ранее записанные сюжеты или фильмы.
К ресурсам второго типа относятся, например, различные системы аутентификации и авторизации пользователей, с помощью которых организация, владеющая сетью, проверяет права пользователей на получение тех или иных услуг; системы биллинга, которые в коммерческих сетях подсчитывают плату за предоставленные услуги; базы данных учетной информации пользователей, хранящие имена и пароли, а также перечни услуг, на которые подписан каждый пользователь. В телефонных сетях существуют центры управления сервисами (Services Control Point, SCP), где установлены компьютеры, на которых хранятся программы нестандартной обработки телефонных вызовов пользователей, например, вызовов бесплатных справочных служб коммерческих предприятий или вызовов при проведении телеголосования. Еще одним из распространенных видов вспомогательного информационного центра является централизованная система управления сетью, которая представляет собой программное обеспечение, работающее на одном или нескольких компьютерах.
Естественно, у сетей каждого типа имеется много особенностей. В зависимости от назначения и размера сети, некоторые составляющие обобщенной структуры могут в ней отсутствовать или же иметь несущественное значение. Например, в небольшой локальной компьютерной сети нет ярко выраженных сетей доступа и магистрали - они сливаются в общую достаточно простую структуру. В корпоративной сети, как правило, система биллинга отсутствует, так как услуги сотрудникам предприятия оказываются не на коммерческой основе. В некоторых телефонных сетях могут отсутствовать информационные центры, а в телевизионных сеть доступа приобретает вид распределительной сети, так как информация в ней распространяется только в одном направлении - из сети к абонентам.
- Содержание
- Введение
- Лекция 1. Введение в курс. Классификация компьютерных информационных технологий
- Предмет дисциплины. Понятие «компьютерные информационные технологии»
- Технологическая схема обработки информации
- Базовые и специальные информационные технологии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 2. Информационные ресурсы автоматизированных систем обработки экономической информации
- Понятие «информационные ресурсы». Классификация
- Политика Республики Беларусь в области формирования информационных ресурсов
- Информационные услуги, режимы их предоставления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 3. Техническое обеспечение компьютерных информационных технологий
- Классификация эвм
- Процессоры
- Устройства автоматизации ввода данных
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 4. Сетевые информационные технологии. Компьютерные сети: основные понятия и принципы построения
- Компьютерные сети: понятие, классификация
- Топология компьютерной сети
- Модель коммутационной сети
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 5. Локальные вычислительные сети
- 1. Оборудование лвс
- 2. Методы доступа к сети
- 3. Стандарты локальных сетей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 6. Сетевые информационные технологии. Сетевые модели
- Эталонная модель osi
- Конвергенция компьютерных и телекоммуникационных сетей
- Корпоративные сети
- Преимущества, которые дает использование сетей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 7. Глобальные компьютерные сети
- 1. Глобальная сеть Интернет, протоколы tcp/ip
- 2. Адресация компьютеров в сети
- 3. Услуги Интернет
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 8. Сетевые ит. Интернет и бизнес
- Задачи бизнеса в Интернете
- Классификация электронного бизнеса
- 3. Правовые аспекты электронного бизнеса
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 9. Сетевые информационные технологии. Электронные платежные системы
- Виды платежных систем
- Услуги платежных систем в Беларуси
- Формирование сетевой экономики
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 10. Технологии обеспечения безопасности информационных систем
- 1. Понятие безопасности информационных систем
- 2. Угрозы информационно безопасности
- 3. Методы и средства защиты информации
- Физические и юридические лица имеют право
- Особенности обеспечения безопасности в компьютерных сетях
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 11. Программное обеспечение компьютерных информационных технологий. Системное по
- Модели разработки и распространения по
- Виды лицензий на использование по
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 12. Программное обеспечение компьютерных информационных технологий. Прикладное по
- Технологии обработки информации. Офисные пакеты
- Технологии автоматизированного ввода документа (осr-системы)
- Технологии автоматизации перевода текстов
- Технологии организации рабочего места
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 13. Технологии искусственного интеллекта
- Понятие искусственного интеллекта
- 2. Области применения ии
- Понятие экспертной системы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 14. Пакеты для математической обработки данных. Maple. Основы работы
- Компоненты экрана, справочная система Maple
- Вычисления в Maple
- Числа и константы
- Стандартные функции
- Преобразование математических выражений
- Решение уравнений
- Численное решение уравнений
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 15. Пакеты для математической обработки данных.Maple. Матрицы и графики
- Работа с массивами
- Графики и анимация
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 16. Технологии и инструментальные средства программирования. Основы алгоритмизации
- 1. Понятие алгоритма
- 2. Типы алгоритмических процессов
- Повторять:
- 3. Способы записи алгоритмов
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция №17. Технологии и инструментальные средства программирования. Языки программирования
- Технологии разработки программных комплексов
- Классификация языков программирования
- Инструментальные средства программирования
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия