Технологии обработки информации. Офисные пакеты
Прикладное программное обеспечение объединяет программные средства, которые предназначены для решения конкретных задач обработки информации. С его помощью пользователь может решать свои повседневные задачи: создавать документы и графические объекты, проводить расчеты, ускорять процесс обучения или просто проводить свой досуг.
В настоящее время широко применяются следующие типы прикладных программ: текстовые и графические редакторы, системы управления базами данных, электронные таблицы, музыкальные редакторы, обучающие программы, программы тестирования, программы статистических расчетов и, конечно, компьютерные игры.
Главная задача компьютеризации профессиональной деятельности - автоматизация различных этапов этой деятельности, например, в проектно-конструкторских бюро, органах государственного управления, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, научных и медицинских учреждениях, учебных заведениях. С начала появления ПК прикладные системы для разных видов работ создавались в виде автономных программ или пакетов, затем на базе прикладных программ общего назначения и, наконец, на базе интегрированных систем. В связи с этим можно выделить три основных этапа развития прикладных программ, развитие которых продолжается и на современном этапе.
Проблемно-ориентированные программы - это узко специализированная программа, предназначенная для выполнения определенной задачи в некоторой прикладной области. На первом этапе они создавались на базе языков программирования высокого уровня, а компьютер с установленной на нем узко специализированной программой назывался автоматизированным рабочим местом (АРМ) пользователя - АРМ руководителя, АРМ конструктора, АРМ экономиста, АРМ бухгалтера, АРМ библиотекаря и др.
Как правило, такие АРМы создавались (по заказу) ведущими вычислительными центрами страны, однако с началом перестройки создание многих АРМов перешло в руки отдельных программистов, перешедших в бизнес из ВЦ страны, а затем фирмам, объединившим таких программистов.
Итак, проблемно-ориентированные программы имеют свои плюсы - системы позволяют автоматизировать трудоемкий процесс по сбору и обработке информации, но и минусы - привязка системы к конкретной операции (задаче), сложность изменения самой системы в случае изменения самих расчетов или формы документов, негибкий интерфейс (под MS DOS).
Ввиду специфики некоторых работ, АРМы просто необходимы, но есть такие виды работ, которые имеют общую направленность. Для таких работ целесообразно создавать программные средства общего назначения.
Прикладные системы общего назначения - это универсальные программы для организации текстовой обработки, вычислений, баз данных и др. видов работ. К ПС общего назначения относят такие программы, как:
Программы обработки текстов (текстовые редакторы, текстовые процессоры, издательские системы). Первые отечественные разработки - "Лексикон" и "АБВ". Зарубежные разработки - MS Word.
Электронные таблицы (или табличные процессоры) - программы для выполнения различного рода вычислений на базе встроенных функций и деловой графики. Наиболее известные зарубежные разработки - SuperCalc, Quattro Pro, MS Excel.
Системы управления базами данных (СУБД), на их основе создаются АРМы экономиста, бухгалтера, информационно-поисковые системы и др. Наиболее известные зарубежные разработки - dbase, foxpro, paradox - устаревшие уже и современные - Access, Oracle.
Графические редакторы позволяют создавать, сканировать и редактировать картинки на экране. Наиболее известные разработки - Image Editor, Corel Draw, Fotoshop, 3d Studio (трехмерная графика с анимацией) и многие другие.
Пакеты деловой и научной графики предназначены для более наглядного изображения информации - диаграмм, графиков на основе таблиц. Как правило, они входят в состав других систем.
Экспертные системы, основу которых составляет база знаний, содержащая знания экспертов (специалистов) в некоторой предметной области. Предназначены для получения консультаций.
Обучающие системы предназначены для самостоятельного изучения какого-либо материала и самоконтроля знаний.
Программные средства мультимедиа: аудио, видео редакторы, а также авторские системы (ToolBook, IconAuther и др.) и системы презентаций (Power Point), которые позволяют включать в создаваемый программный продукт звук, видео, анимацию наряду с текстом и графикой.
Решение многих профессиональных задач на ПК требует, с одной стороны, использования некоторых универсальных средств, таких как пакет текстовой обработки или база данных, с другой стороны, некоторые задачи требуют использования специализированных программ, например статистических расчетов. Именно это и послужило одной из причин появления на интегрированных прикладных систем.
Целью создания ИС является объединение "под одной крышей" наиболее часто используемых прикладных программ, т.е. наиболее удобным для работы является сочетание нескольких прикладных программ в рамках одной операционной среды. Таким образом, ИПС - это системы, объединяющие как единое целое наиболее часто используемые в любой деятельности человека программы.
Интеграция должна проявляться в следующем:
Все программные компоненты взаимно согласованы и могут обмениваться информацией друг с другом;
Единый стиль взаимодействия пользователя с системой, единообразное и наглядное представление информации;
Дружественный интерфейс и возможность быстрого переключения между компонентами системы.
В конце 80-х - начале 90-х годов появилось два направления создания интегрированных систем:
Создание ИС закрытого типа
Создание инструментальных средств, с помощью которых можно было бы сконструировать из разных прикладных пакетов свою ИС.
Рассмотрим развитие первого направления. Считается, что хорошая ИС должна включать как минимум следующую "большую пятерку" прикладных систем общего назначения: Текстовый процессор, Табличный процессор (электронная таблица), СУБД, Пакет деловой графики, Коммуникационный пакет.
Первые ИС были разработаны в 1983(4) годах:
Lotus 1-2-3 - фирма Lotus Development;
Symphony - фирма Lotus Development;
Framework - фирма Ashton Tate (состав - обработчик текстов, электронная таблица, СУБД, графическое представление данных);
"Мастер" - ВЦ АН СССР..
Руководитель работ по созданию ИС Lotus 1-2-3 и Symphony Митч Кэйпор дал такое определение ИС: "Интегрированной называется такая система, которую пользователь включает утром и работает в ней весь день, не испытывая никакой потребности в других программах". Конечно, первые пакеты имели "дружественный интерфейс", но в той мере, насколько это было возможно в рамках ОС MS DOS.
Дальнейшая работа в этом направлении приводит к появлению ИС Microsoft Works (сначала под ОС MS DOS, затем под Windows) , а далее - появляется Microsoft Office.
Рассмотрим развитие второго направления. В отличие от интегрированных систем, которые имеют закрытый характер, т.е. не дают возможность подключения новых прикладных пакетов, другой подход - создание инструментальных средств, с помощью которых можно было бы собирать свою интегрированную среду для профессиональной деятельности, дает такую возможность. Такие системы назвали интеграторами или операционными оболочками. К ним можно отнести: Top View (фирма IBM); Concurrent DOS (фирма Digital Research); Windows (фирма Microsoft).
Эти системы различаются по ряду характеристик, но имеют и ряд общих свойств:
Работа с несколькими окнами, иногда с возможностью псевдопараллельной выдачи информации во все окна;
Работа с меню курсором или манипулятором "Мышь";
Автоматическое распределение памяти между программами, иногда обеспечение обмена данными между ними через окна.
Наиболее привлекательной из них являлась Windows. Здесь впервые появляется понятие "пиктограмма" (графический символ), с помощью которой можно было запускать приложения, собранные в этой системе. Эта система явилась как бы прототипом для создания следующей усовершенствованной версии Windows 3.х и далее объектно-ориентированной ОС Windows 95 (98, NT).
Таким образом, интегрированные пакеты в обоих направлениях развития позволяли реализовать метафору рабочего стола или даже рабочего кабинета.
Современные интегрированные системы развиваются в двух направлениях: офисные пакеты и пакеты для организации документооборота.
Офисные пакеты – В деятельности любой организации или даже одного человека можно выделить такие работы, как подготовка и оформление текстовой документации, составление и обработка таблиц и ведомостей, сбор и обработка данных.
Современные офисные пакеты, как правило, связаны с офисной деятельностью людей, которая включает: делопроизводство, управление, контроль, создание отчетов и работу с информацией - ввод, поиск, обновление, обмен между офисами.
Офисная деятельность, ориентированная на использование компьютерных офисных пакетов, называется офисной технологией.
Современные офисные пакеты содержат: Текстовый процессор, Табличный процессор, СУБД, Органайзер (планировщик), Средства поддержки электронной почты, Программы создания презентаций, Графический редактор.
Компоненты интегрированных офисных систем могут работать самостоятельно, и благодаря унифицированному интерфейсу, легко осваиваются.
Отличительной особенностью интегрированных пакетов является:
Однотипный интерфейс - общие команды меню, стандартные пиктограммы одних и тех же функций, стандартная работа с диалоговыми окнами,
Общий сервис для программ (словарь, средства проверки правописания, построитель диаграмм),
Легкость обмена и ссылок на объекты (метод динамического обмена данными - DDE через буфер обмена, метод переноса объектов - "drag and drop", метод связывания (вставляемый объект связывается с исходным файлом, и документ хранит информацию, как о самом файле, так и приложении его породившем. Изменения файла вне документа приводят к изменению связанного объекта при просмотре документа) и внедрения (вставляемый объект внедряется в документ и теряет связь с исходным файлом, однако документ хранит информацию о приложении породившем его) объектов - OLE (Object Linking and Embedding)).
Возможность создания документов, интегрирующих в себе данные, созданные разными программами пакета и даже отдельных приложений, например, мультимедиа-приложениями.
Возможность наглядного представления документа, который получится в виде твердой копии на принтере, так называемая технология WYSIWYG (What You See Is What You Get) - "Что Вы видите, то Вы и получаете".
Наиболее популярными являются следующие офисные пакеты: Microsoft Office Professional, Star Office, Open Office (Sun), Lotus SmartSuit (IBM), WordPerfect Office 2002 (Corel).
В состав пакета Microsoft Office Professional входят: MS WORD - текстовый процессор, MS EXCEL - табличный процессор, MS ACCESS - СУБД, POWER POINT - система для создания презентаций, Photo Editor - графический редактор, OUTLOOK - система для посылки (приема) сообщений, расписания встреч и т. д.
Различного рода документы, созданные в интегрированной среде, такой как Microsoft Office, можно связать гиперссылками на локальном компьютере. Каждый выделенный объект - графика, текст и т.д. могут быть связаны с другими частями одного документа или с отдельными документами.
Автор Морозевич А.Н. приводит следующую классификацию ППП:
1) ППП общего назначения: Текстовые процессоры, графические редакторы, табличные процессоры, издательские системы, СУБД, Генераторы отчетов Report Smith 2.0 for SQL DB2 Servers, системы автоматизации проектирования AutoCad R13, AutoVision R1, Auto Desk Work Center, оболочки экспертных систем, систем поддержки принятия решений (нтегрированные пакеты Microsoft Offfice, Works, Lotus Notes),
2) ППП специального назначения:
Методо-ориентированные - реализация экономико-математических методов решения задачи: Системы математического программирования Storm, LP83, системы сетевого планирования MS Project, Sure Trak, задачи теории массового обслуживания, задачи математической статистики SAS, SYSTAT, Statgraphics.
проблемно-ориентированные - для решения задач определенной проблемы: Банковские ППП (RS-Bank 4.0 – банковская система, RS-Balance – сетевой комплекс бухучета), бухгалтерского учета, финансового менеджмента, правовых справочных систем;
офисные: коммуникационные системы Novel groupwise, Internet Suit, Web Server; органайзеры Project, MS Shedule, Lotus Organizer, Timeline, переводчики, средства проверки орфографии и распознавания текстов Stylus General, Fine Reader, Business Lingvo; средства мультимедиа Sierra Club Collection, Outer Space Collection, настольные издательские системы PageMaker, Publisher; системы искусственного интеллекта Guru, Интерэксперт.
- Содержание
- Введение
- Лекция 1. Введение в курс. Классификация компьютерных информационных технологий
- Предмет дисциплины. Понятие «компьютерные информационные технологии»
- Технологическая схема обработки информации
- Базовые и специальные информационные технологии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 2. Информационные ресурсы автоматизированных систем обработки экономической информации
- Понятие «информационные ресурсы». Классификация
- Политика Республики Беларусь в области формирования информационных ресурсов
- Информационные услуги, режимы их предоставления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 3. Техническое обеспечение компьютерных информационных технологий
- Классификация эвм
- Процессоры
- Устройства автоматизации ввода данных
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 4. Сетевые информационные технологии. Компьютерные сети: основные понятия и принципы построения
- Компьютерные сети: понятие, классификация
- Топология компьютерной сети
- Модель коммутационной сети
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 5. Локальные вычислительные сети
- 1. Оборудование лвс
- 2. Методы доступа к сети
- 3. Стандарты локальных сетей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 6. Сетевые информационные технологии. Сетевые модели
- Эталонная модель osi
- Конвергенция компьютерных и телекоммуникационных сетей
- Корпоративные сети
- Преимущества, которые дает использование сетей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 7. Глобальные компьютерные сети
- 1. Глобальная сеть Интернет, протоколы tcp/ip
- 2. Адресация компьютеров в сети
- 3. Услуги Интернет
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 8. Сетевые ит. Интернет и бизнес
- Задачи бизнеса в Интернете
- Классификация электронного бизнеса
- 3. Правовые аспекты электронного бизнеса
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 9. Сетевые информационные технологии. Электронные платежные системы
- Виды платежных систем
- Услуги платежных систем в Беларуси
- Формирование сетевой экономики
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 10. Технологии обеспечения безопасности информационных систем
- 1. Понятие безопасности информационных систем
- 2. Угрозы информационно безопасности
- 3. Методы и средства защиты информации
- Физические и юридические лица имеют право
- Особенности обеспечения безопасности в компьютерных сетях
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 11. Программное обеспечение компьютерных информационных технологий. Системное по
- Модели разработки и распространения по
- Виды лицензий на использование по
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 12. Программное обеспечение компьютерных информационных технологий. Прикладное по
- Технологии обработки информации. Офисные пакеты
- Технологии автоматизированного ввода документа (осr-системы)
- Технологии автоматизации перевода текстов
- Технологии организации рабочего места
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 13. Технологии искусственного интеллекта
- Понятие искусственного интеллекта
- 2. Области применения ии
- Понятие экспертной системы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 14. Пакеты для математической обработки данных. Maple. Основы работы
- Компоненты экрана, справочная система Maple
- Вычисления в Maple
- Числа и константы
- Стандартные функции
- Преобразование математических выражений
- Решение уравнений
- Численное решение уравнений
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 15. Пакеты для математической обработки данных.Maple. Матрицы и графики
- Работа с массивами
- Графики и анимация
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 16. Технологии и инструментальные средства программирования. Основы алгоритмизации
- 1. Понятие алгоритма
- 2. Типы алгоритмических процессов
- Повторять:
- 3. Способы записи алгоритмов
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция №17. Технологии и инструментальные средства программирования. Языки программирования
- Технологии разработки программных комплексов
- Классификация языков программирования
- Инструментальные средства программирования
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия