logo
Курс лекций КИТ

Предмет дисциплины. Понятие «компьютерные информационные технологии»

Дисциплина «Компьютерные информационные технологии» является заключительным звеном базовой подготовки студентов в области информатики. Из ранее изученных дисциплин известно, что с конца 20 века во многих странах начался переход к информационному обществу, в котором широко используются компьютерные информационные технологии. Какой смысл вкладывается в это понятие?

Под технологией понимают методы и средства выполнения некоторой работы. Информационные технологии – это методы и средства обработки информации. Следовательно, можно трактовать компьютерные информационные технологии как совокупность методов и средств обработки информации с использованием средств вычислительной техники. Автор Михеева Е.В. приводит такое понятие: «Информационные технологии – это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов»1. Очевидно смешение двух приведенных выше понятий. Но в настоящее время, говоря об информационных технологиях, как правило, имеют в виду компьютерные информационные технологии.

Информационные технологии оказывают все большее влияние на жизнь общества, в том числе, на экономику. Каждому руководителю приходится ежедневно принимать решения в условиях различной степени неопределенности. В этой ситуации на помощь приходят компьютеры с огромной скоростью просчета различных вариантов решения задачи. Руководителю лишь надо уметь воспользоваться такой помощью.

Объектом дисциплины «Компьютерные информационные технологии» являются компьютерные программы, обеспечивающие повышение эффективности работы человека, а предметом – методы использования этих компьютерных программ в деятельности менеджера.

В процессе дальнейшего обучения студенты будут использовать изученные программные средства в качестве инструментария для решения различных профессиональных задач. В дальнейшем студенты будут изучать «Экономико-математические методы и модели», «Информационные технологии в управлении».

Выделяют четыре этапа развития технологий обработки информации:

  1. ручной – все действия с информацией выполнялись вручную (с помощью ручки/карандаша/пера, чернил, бумаги/пергамента/кожи и др.);

  2. механический – с помощью пишущей машинки;

  3. электрический – используются электрические пишущие машинки;

  4. электронный (компьютерный) – для обработки информации используются компьютеры (сначала в составе АСУ, затем на персональных ЭВМ с использованием программ, имеющих дружественный интерфейс).

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

Но мы знаем, что компьютеры лишь выполняют программу, написанную человеком.

А может ли компьютер мыслить? Этот вопрос активно обсуждается учеными и просто интересующимися людьми. Об этом написаны фантастические книги и сняты фильмы, описывающие бунты роботов. Но пока даже самые «умные» машины делают выводы на основании некоторых фактов только согласно программе, написанной человеком.

Гарри Каспаров накануне шахматного матча с ЭВМ сказал: «Если машина выиграет у человека, то я встану на защиту человеческого рода». Таким образом, пока все интеллектуальные «успехи» компьютера – это достижения человеческого разума.

Чего же компьютер не может?

      1. Алгоритмически неразрешимые задачи – человек не придумал алгоритма решения задачи.

      2. Задачи выбора – если для решения задачи человек формулирует варианты выбора и критерий оптимальности, то компьютер задачу решит. Но если критерием является максимум удовольствия от прослушивания выбранных записей……..

Тем не менее, применение компьютера облегчает и улучшает качество труда человека.