logo search
ISE

55 Информационные технологии и системы таможенных органов: понятия и нормативно-правовая база.

Таможенное дело, определяемое в Таможенном кодексе РФ (ст. 2) «... представляет собой совокупность методик и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу...»

На таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

• участие в разработке и реализации таможенной политики;

• защита экономических интересов РФ, обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

• принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

• взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

• создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ; осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

• участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;

• осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

• ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

• проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений.

Для выполнения вышеуказанных функций, а также для ускорения и упрощения их выполнения, таможенными органами Российской Федерации используются информационные технологии и системы.

Согласно ст. 423 ТК РФ, разработка, создание и использование информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения осуществляются таможенными органами в соответствии с таможенным кодексом и другими федеральными законами.

Внедрение информационных систем и информационных технологий с использованием средств вычислительной техники и связи осуществляется в соответствии со стандартами, действующими в Российской Федерации, и международными стандартами.

Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые таможенными органами или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности.

Использование таможенными органами не находящихся в федеральной собственности информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется на договорной основе.

В соответствии со ст. 424 ТК РФ, информационные системы, информационные технологии, а также программно-технические средства защиты информации, применяемые в таможенном деле, подлежат сертификации в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Информационные ресурсы таможенных органов составляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с ТК РФ, а также иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

Информационные ресурсы таможенных органов являются федеральной собственностью.

Таможенными органами являются:

• федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

• региональные таможенные управления;

• таможни;

• таможенные посты.