logo
ISE

33 Интернет – банкинг: эволюция и развитие

Развитие систем интернет-банкинга на Западе явилось логически продолжением развития технологии домашнего банковского сервиса. Создание подобных банков требует меньше затрат, чем развертывание территориально-распределительной сети филиалов и представительств обычного банка (практически не требуются площади, резко уменьшается штат сотрудников и др.). Находящиеся в различных странах клиенты могут через сетевой экранный адрес в любое время суток работать со своими счетами (уточнять их фактическое состояние, проверять правильность перевода денег, осуществлять платежи и др.), за исключением внесения и получения денег через кассу.

На сегодняшний день США ощутимо отстают от Европы по уровню охвата населения услугами интернет-банкинга. Между тем, сам рынок интернет-банкинга возник именно в США и на данный момент является одним из наиболее развитых в мире. Его отличие в том, что клиент американского банка может получить через Интернет максимальное количество услуг: помимо всех операций со счетом, покупки/продажи валют, торговли на фондовых рынках, клиент может в режиме on-line застраховать свои депозиты, получить различные кредиты, персонифицированную финансовую информацию и т.д. Вход в саму систему интернет-банкинга для клиентов ряда американских банков может осуществляться путем ввода данных пластиковой карточки (выданной банком клиента) на сайте банка.

По данным исследований, на 1 января 2005 года в российских банках было установлено примерно 410 систем интернет-банкинга (включая те, которые пока работают в порядке эксперимента). Всего же в России на данный момент насчитывается около 1300 кредитных организаций. Таким образом, всего 31,5% российских банков оказывает (или собирается оказывать) свои услуги через Интернет.

На российском рынке интернет-банкинга, помимо самих банков и их клиентов, принято выделять еще одну группу участников -IT-компании, которые непосредственно разрабатывают и внедряют решения интернет-банкинга. Поэтому, говоря о системах интернет-банкинга российских банков, обычно упоминают и компанию - разработчика самого решения.

Современные системы интернет-банкинга, как правило, подразумевают использование "технологии тонкого клиента". Ее концепция сводится к тому, что все данные хранятся централизованно на банковской площадке (сервере) и передаются на удаленный терминал (персональный компьютер) клиента только по его запросу. Клиент с помощью удаленного терминала (это может быть обычный ПК, ноутбук, КПК или сотовый телефон) и стандартной программы (в большинстве случаев - веб-браузера) может в рамках своего уровня доступа просматривать и изменять информацию на банковском сервере.

Построение веб-приложений осуществляется на базе стандартных продуктов, таких, как Apache, Microsoft Internet Information Server, Netscape Enterprise Server, Oracle Web Application Server. Многие из существующих западных систем интернет-банкинга построены именно по этой схеме.

Наиболее часто используемые системы:

• "Банк-Клиент" (разработчик - компания "ИНИСТ")

• "iBank" (разработчик - компания "БИФИТ")

• "ДБО BS-Client" (разработчик - компания "Банк'с софт системс")

• "Интернет Сервис Банк" (разработка специалистов Автобанка)

• "Телебанк 2000" (разработчик - компания "Степ ап")

Следует отметить, что сеть Internet в принципе применима для самых разных областей работы банка - от взаимодействия с клиентом до обмена информацией с другими банками.

Еще один путь повышения эффективности систем интернет-банкинга - его максимальная гармонизация с другими формами ДБО: call-центрами, WAP- и SMS-банкингом, а также с пластиковыми картами. Или, проще говоря, многоканальность. Таким образом, клиент не оказывается жестко привязанным к одной форме работы с банком, а волен выбирать наиболее удобный для него в данный момент способ связи.