3 Рынок информационных ресурсов, продуктов и услуг, его государственное регулирование
Информационный рынок - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле товарами, созданными информационной индустрией. Как всякий рынок, он характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, ценами, спросом и предложением, поставщиками и потребителями.
Составляющими рынка информационных ресурсов, продуктов и услуг являются: аппаратно-программные средства, соответствующие технологии переработки информации, товары информационной индустрии, поставщики и покупатели, соответствующая нормативно-правовая база и справочно-навигационные средства.
На Российском информационном рынке наблюдаются следующие основные тенденции:
основная масса приобретаемых персональных компьютеров составляет машины нового поколения (на базе процессора Pentium), вместе с тем активно развивается индустрия модернизации имеющихся IBM -совместимых компьютеров и происходит усиление российской базы производства компьютеров из импортных комплектующих;
происходит интенсивное развитие программного обеспечения для локальных и глобальных сетей, систем обеспечения удаленного доступа и электронной почты;
ожидается, что доля домашних компьютеров возрастет и будет составлять от 40 до 70% в общем объеме парка (в зависимости от роста уровня жизни населения);
быстрыми темпами растет сектор рынка, связанный с предоставлением различных сетевых услуг, в том числе в Интернет.
Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг в России имеет следующие особенности:
Все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.
Неоднородность рынка по регионам страны. Развитие информационного рынка по традиции идет от центра к регионам.
Юридические лица на рынке выступают в качестве основных потребителей, в то же время сектор домашнего потребления информационных продуктов и услуг развит недостаточно.
многие категории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации;
части информационных ресурсов представлены в несовместимых оболочках.
Большое значение для развития информационного рынка в России является его государственное регулирование.
В Конституции РФ содержится ряд правовых норм, определяющих основные права и свободы граждан России в области информатизации, в том числе ст. 23 определяет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; ст. 42 обеспечивает право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и др.
В Уголовном кодексе РФ имеются нормы, затрагивающие вопросы информационной безопасности граждан, организаций и государства. В числе таких статей
ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных или иных сообщений», ст. 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации», ст. 155 «Разглашение тайны усыновления (удочерения)», ст. 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну», ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации», ст. 273 «Создание, использование или распространение вредоносных программ для ЭВМ», ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» и др.
В Налоговом кодексе РФ имеется ст. 102 «налоговая тайна».
В Гражданском кодексе РФ вопросам обеспечения информационной безопасности посвящены ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», ст. 946 «Тайна страхования» и др.
Специальное законодательство в области информатизации включает ряд законов, и их представим в календарной последовательности.
С принятием в 1992 г. Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» впервые в России программное обеспечение компьютеров было законодательно защищено от незаконных действий. В том же году был принят Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем».
В 1993 г. принят Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», регулирующий отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений и пр.
В 1993 г. был также принят Закон РФ «О государственной тайне», регулирующий отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне.
В 1995 г. принят закон «О связи», регламентирующий на правовом уровне деятельности в области связи.
Федеральный закон 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» определяет ряд важных понятий таких, как информация, документ, информационные процессы, ресурсы и пр., а также регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, информационных технологий, защите информации и др.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (далее -Доктрина) утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. Этот документ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ.
Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере.
На основе первоочередных мероприятий, перечисленных в Доктрине, предлагается разработка соответствующей федеральной программы, а также ряда развивающих ее документов, утверждаемых Президентом РФ.
В 2002 г. принят Закон «Об электронной цифровой подписи», необходимый для развития системы электронных платежей.
В целом потенциал ИР России уверенно занимает одно из ведущих мест в мире.
В январе 2002 г. правительством России была утверждена целевая федеральная программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Программа охватывает широкий спектр проблем в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В том числе:
развитие соответствующей нормативно-правовой базы;
внедрение ИКТ в реальный сектор экономики и органы государственного управления;
информационная открытость власти;
развитие электронного документооборота (в сфере платежной электронной коммерции);
обеспечение безопасности ИКТ;
обеспечение продвижения на мировые рынки отечественной интеллектуальной продукции в области ИКТ;
совершенствование подготовки специалистов в сфере ИКТ, рост количества квалифицированных специалистов и пользователей.
Для создания и поддержания необходимого уровня информатизации в фирме разрабатывается система соответствующих правовых норм, представленная в следующих документах:
Уставе и/или учредительном договоре;
коллективном договоре;
правилах внутреннего трудового распорядка;
должностных обязанностях сотрудников;
специальных нормативных документах по информатизации и компьютеризации (приказах, положениях, инструкциях);
договорах со сторонними организациями;
трудовых договорах с сотрудниками;
иных индивидуальных актах.
- 1.Информатизация общества, тенденции ее развития
- 3 Рынок информационных ресурсов, продуктов и услуг, его государственное регулирование
- 4. Аис, их виды и структура.
- 5 Проектирование: принципы и методы создания аис
- 6 Этапы создания информационных систем (ис)
- 7. Техническое обеспечение и его состав
- 8 Понятие и виды информационных технологий в экономике
- 9 Компьютерные и некомпьютерные технологии автоматизации офиса
- 10 Технология использования текстовых и табличных редакторов
- 11 Нейросетевые технологии в финансово-экономической деятельности
- 12 Информационная технология экспертных систем
- 13 Автоматизированные информационные технологии в биржевом деле
- 14 Понятие экономической информации, ее виды и структура
- 15 Понятие информационного обеспечения (ио). Системы классификации и кодирования
- 16 Проектирование документации и технология ее получения
- 17 Внутримашинное информационное обеспечение
- 18 Технология применения персональных компьютеров в традиционных формах счетоводства
- 19 Организация учета с использованием автоматизированной формы
- 20 Классификация программных средств автоматизированного учета
- 22 Система автоматизации аудиторской деятельности
- 23 Защита учетной информации
- 24. Комплексные информационные системы управления предприятием.(26 и 27 вопрос тут же)
- 25. Рынок корпоративных информационных систем.
- 28. Система «Галактика».
- 29. Автоматизированные банковские системы, их эволюция и структура.
- 30. Пластиковые карты, их виды и технология использования.
- 31. Аис удаленного банковского обслуживания.
- 32 Особенности функциональных и обеспечивающих подсистем абс
- 33 Интернет – банкинг: эволюция и развитие
- 34 Безопасность аис в банках
- 36 Функциональные подсистемы финансового менеджмента
- 37 Информационные ресурсы финансового менеджмента
- 38 Структура деловой информации, используемой при решении задач финансового менеджмента
- 39 Классификация и назначение программных средств финансового менеджмента
- 40 Специализированные программные средства финансового менеджмента
- 42. Информационная безопасность экономических систем.
- 43. Программные средства финансового анализа.
- 45. Технология решения задач финансового менеджмента.
- 46. Автоматизированная информационная система «Финансы».
- 47. Автоматизированная информационная система «Налог».
- 48. Автоматизированная информационная система «Казначейство».
- 49. Информационные технологии в муниципальном управлении.
- 50. Комплексные системы автоматизированного управления торговыми предприятиями.
- 51. Электронная коммерция.
- 52. Функциональные задачи аис в страховой деятельности.
- 53. Обеспечивающие подсистемы аис в страховой деятельности.
- 55 Информационные технологии и системы таможенных органов: понятия и нормативно-правовая база.
- 56 Назначение и структура единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (еаис)
- 57 Основные задачи главного научно – исследовательского вычислительного центра (гнивц) фтс рф
- 59 Функциональные подсистемы аисто