logo
ISE

51. Электронная коммерция.

Электронная коммерция - это любая сделка, совершенная посредством сети связанных между собой компьютеров (хотя бы и не подключенных к Интернету), по завершении которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой.

В отличие от традиционной коммерции электронная коммерция предоставляет следующие возможности компаниям:

• продавать свою продукцию через Интернет;

• развивать и координировать отношения с потребителями и поставщиками;

• обмениваться электронным путем товарами и услугами;

• уменьшить цену на доставку цифровых продуктов и на послепродажную поддержку покупателя;

• быстро реагировать на изменения рынка;

• снизить накладные расходы;

• улучшать обслуживание клиентов и внедрять собственные сервисы для покупателей;

• расширять круг потребителей;

• учитывать индивидуальные нужды покупателя;

• продвигать свой товар в рамках мирового кибернетического пространства без территориальных ограничений;

• рекламировать свой бизнес с целью привлечения инвесторов;

• анализировать конъюнктуру рынка;

• организовать систему электронных заказов, как для потребителей, так и для своих торговых представителей;

• оперативно взаимодействовать со своими торговыми представителями. Покупателям электронная коммерция позволяет:

• избегать очереди и потери времени на поиск товаров;

• покупать товар в любое время и в любом месте;

• провести сравнительный анализ цен и выбрать лучшую;

• получить одновременно доступ к широкому ассортименту товаров;

• выбирать удобные механизмы для совершения покупок;

• получать информацию и новости в зависимости от своих предпочтений;

• иметь доступ к значительным ресурсам информации, характеризующей состояние рынка;

• делать заказы на приобретение товаров.

Отметим основные преимущества электронной коммерции:

1) повышение производительности труда;

2) снижение времени операций;

3) снижение затрат. Например, в коммерческом банке стоимость сделки за наличные составляет 1,07 долл., а в Интернете - около 1 цента;

4) экономичность. Практически отсутствуют расходы на инфраструктуру, аренду помещений, страховку и т.д.;

5) высокая норма прибыли. Например, стоимость обычной обработки авиабилета составляет 8 долл., а по данным одного из туристических агентств, обработка аналогичного электронного билета в Интернете - 1 долл.;

6) появление новых форм и видов бизнеса;

7) специализация. При наличии информации о вкусах и предпочтениях потребителя можно подбирать продукцию в соответствии с индивидуальными потребностями каждого;

8) мобильность, т.е. возможность быстро реагировать на изменения рынка;

9) возможность выполнения услуг в режиме on-line;

10) более тесная связь с потребителями. Например, за счет использования электронной почты;

На рынке ЭК принято выделять следующие сектора:

B2B (Business-to-Business) - сектор бизнес-бизнес. Этот сектор включает в себя все уровни взаимодействии между компаниями;

B2C (Business-to-Consumer) - сектор бизнес-потребитель. Он ориентирован на конечного потребителе. Основу этого направления составляет электронная розничная торговля;

С2В (Consumer-to-Business) - сектор потребитель-бизнес. К нему относятся системы обработки ценовых заявок, по которым конечные потребители хотели бы приобрести товар и услуги;

В2А (Business-to-Administration) - сектор бизнес-администрация. Он ориентирован на сделки между компаниями и правительственными организациями (администрациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями). Иногда этот сектор обозначают B2G (Business-to-Government);

С2А (Consumer-to-Administration) - сектор потребитель-администрация. Он ориентирован на организацию взаимоотношений между физическими лицами (конечными потребителями) и государственными службами (администрацией). Иногда этот сектор обозначают C2G (Consumer -to- Government).

С2С (Consumer-to-Consumer) - сектор потребитель-потребитель. Он ориентирован на взаимодействие между большим количеством конечных потребителей. Это направление включает в себя возможность взаимодействия потребителей для обмена коммерческой информацией, обмена опытом приобретения того или иного товара, обмена опытом взаимодействия с какой-либо компанией и т.д. К этой же области относится и форма аукционной торговли между физическими лицами.

На сегодняшний день наиболее развитыми являются сектора В2С и В2В. Остальные сектора электронной коммерции все еще находятся на начальной стадии развития.

Платежная система в Интернете -это система проведения расчетов между компанией и пользователем сети Интернет в процессе покупки/продажи товаров и услуг через Интернет.

Оплата пластиковой картой. На сегодняшний день пластиковые карты являются распространенным средством оплаты. Такая схема оплаты похожа на обычную покупку в магазине: клиент покупает товар или услугу и передает продавцу для оплаты номер своей кредитной карты, деньги с которой снимаются и поступают на счет продавца.

Обычно такие компании принимают все часто используемые типы карточек: Visa, EuroCard/MasterCard, American Express, Discovery, Dinners Card, Union Card, эмитированные любыми российскими и зарубежными банками.

К проблемам ЭК относятся:

1) возможность проникновения в систему компьютерных вирусов и хакеров;

2) не всегда достаточная безопасность операций;

3) уязвимость компании, связанная с доступностью сведений о ней и информации о ее продукции на веб-сайте;

4) проблемы исполнения заказов в напряженные периоды закупок (например, в праздничные дни);

5) проблемы взаимоотношений с потребителями, так как не все желают общаться только по компьютерной сети;

6) существование продукции, не покупаемой в оперативном режиме (например, мебель, обувь);

7) недостаточная стандартизация технологий для доступа к электронному рынку;

8) финансовые проблемы

Среди основных требований к проведению коммерческих операций -конфиденциальность, целостность, аутентификация, авторизация, гарантии и сохранение тайны.