logo
ISE

43. Программные средства финансового анализа.

Основной целью организации учета и формирования соответствующей отчетности, характеризующей денежные потоки предприятия различных видов, является обеспечение финансовых менеджеров необходимой информацией для построения всестороннего их анализа, планирования и контроля.

Анализ финансового состояния предприятия — это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Главная цель анализа — своевременно выявлять и устранять недостатки финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и повышения его платежеспособности.

Комплекс задач АФС включает:

анализ и оценку отдельных показателей финансового состояния объекта; определение тенденций изменения показателей;

осуществление статического и динамического сравнения показателей; факторный анализ результирующих показателей;

• моделирование и прогнозирование финансового состояния предприятия.

При наличии приоритетного временного интервала анализа проводят АФС по следующим направлениям:

1. Ретроспективный анализ (предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния компании на основе квартальной отчетности за последний отчетный год и отчетный период текущего года).

2. Перспективный анализ (необходим для оценки обоснованности и достоверности финансовых планов с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала).

3. План-фактный анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых).

Среди систем данного класса получили распространение такие как Audit Expert (Про-Инвест Консалтинг), АБФИ-предприятие (Вестона), Альт-Финансы (Альт), различные программы и аналитические комплексы фирмы «ИНЭК» и др.

Системы автоматизированного АФС, интегрированные в состав программных средств обработки учетной информации, как правило, достаточно жестко привязаны к форматам данных программ того же производителя, но ряд из них позволяет загружать данные и из внешних источников. В настоящее время средства финансового анализа интегрированы во многие системы автоматизации бухгалтерского учета и комплексной автоматизации управления. Например, средства финансового анализа интегрированы в разработки фирм «Галактика», «Инфософт», «Интеллект-Сервис», «Атлант-Информ» и т.д.

Порядок работы АФС выглядит примерно следующим образом. Сведения отчетности вводятся в базу данных и программа проводит тщательный анализ на предмет непротиворечивости показателей. После ввода и контроля исходных данных выполняется их преобразование к сопоставимому виду. На этом этапе может осуществляться преобразование форм российской отчетности применительно к международным стандартам. По данным трансформированных отчетов системы автоматически создают таблицы, содержащие основные финансовые показатели. Данные в них могут быть представлены в сравнении с аналогичными показателями других предприятий или некоторыми усредненными показателями (например, по отрасли) и в динамике за различные периоды. В некоторых программах существует возможность прогнозирования значений показателей и на будущий период путем экстраполяции.

К общим функциям, обеспечиваемым всеми программами АФС, относятся:

• ввод данных за несколько отчетных периодов (кварталов, лет);

• преобразование баланса к упрощенному, агрегированному виду;

• расчет наборов из 30-100 финансовых показателей;

• различные методы анализа динамики финансовых показателей;

• некоторый набор готовых к использованию методик анализа;

Системой автоматизации АФС, получившей наиболее широкое применение на практике является Audit Expert - разработка российской компании «Expert Systems». Программа Audit Expert представляет собой гибкий инструмент для решения задач в области анализа, диагностики и мониторинга финансового состояния предприятия. Система позволяет анализировать как текущее состояние предприятия, так и характер его изменений в прошлом, составлять прогнозы на ближайшее будущее, выявляя существенные зависимости между финансовыми показателями, слабые места и угрожающие тенденции изменения состояния предприятия.

Комплекс задач Audit Expert включает:

• формирование сопоставимых финансовых данных для анализа;

• оценку реальной стоимости имущества компании;

• быструю оценку финансового состояния предприятия по его финансовой отчетности;

• оценку рисков;

• регламентируемый анализ АО, учредителей кредитной организации, формирование резервов по ссудам;

• определение уровня существенности;

• анализ возможных финансовых стратегий;

• углубленный анализ по оборотно-сальдовой ведомости;

• реализацию собственных методик для углубленного анализа;

• осуществление бенчмаркинга - сравнения финансового состояния предприятия с нормативными показателями, данными компаний-конкурентов или лидеров отрасли;

• оценку стоимости предприятия при покупке или продаже;

• подготовку отчетов и автоматических экспертных заключений по результатам

анализа;

• обмен данными с другими программами и приложениями, работающими под Windows;

• обеспечение удобства работы.

44. Автоматизация бюджетирования на предприятии.

Процесс бюджетирования рассматривается как процесс составления финансовых планов и смет, и как управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений, с другой стороны.

Составление бюджетов преследует следующие цели:

• Разработка концепции ведения бизнеса:

Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период.

Оптимизация затрат и прибыли предприятия;

Регулирование - согласование деятельности различных подразделений предприятия.

• Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных

уровней.

• Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации.

• Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом.

• Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых

потоков.

Проект автоматизации бюджетирования независимо от того, осуществляется он в Excel или в специализированной системе, строится по тем же правилам, что и проект внедрения любой автоматизированной системы. Он требует четкой формулировки целей, определения ресурсов, с помощью которых проект может быть реализован, установления сроков и результатов проделанной работы. Компьютерные программы по бюджетированию должны:

- адаптироваться к специфике организации, перестраиваться со временем и со сменой целей и стратегий;

- адаптироваться к финансовой структуре компании, а также к возможным ее изменениям;

- иметь подвижные регламенты, позволяющие осуществлять систему скользящего бюджетирования (непрерывной корректировки бюджетов);

- обладать привычным интерфейсом, ориентироваться на массовые, а не уникальные программные решения и платформы.

В настоящее время в России можно выделить два вида программ для внедрения задач внутрифирменного бюджетирования:

- программы, предполагающие составление бюджетов по международным стандартам типа "Успех +", SAP/R3, "Проджект эксперт", "Альтинвест", "Красный директор";

- различные версии программ, ориентированные на формы установленной бухгалтерской отчетности (например, "Галактика", "1С.Предприятие", "БЭСТ - офис" и др.).

Программы первого типа ориентированны для работы в крупной территориально распределенной компании, они надежны и рассчитаны на многообразие функций. Недостатками с точки зрения средних и небольших компаний является слабая адаптация к нашим условиям, высокая стоимость (от 40 до 200 тыс. долл. США), громоздкость (для внесения изменений в бюджетную модель требуется вмешательство специалиста компании - поставщика).

Системы второго типа вполне могут составить конкуренцию программам первого типа, как по функциональным возможностям, так и по технологическому уровню, тем более что их стоимость и трудозатраты на их внедрение существенно ниже, чем у западных аналогов.

На рынке программных продуктов, предназначенных для бюджетирования и управления финансами компаний можно выделить три ценовых диапазона по стоимости системы:

- дешевые программные системы (до 1000 $ США);

- продукты средней стоимости (от 1 до 10000 $ США);

- дорогие системы (свыше 10000 $ США).