Предмет дисциплины. Понятие «компьютерные информационные технологии»
Дисциплина «Компьютерные информационные технологии» является заключительным звеном базовой подготовки студентов в области информатики. Из ранее изученных дисциплин известно, что с конца 20 века во многих странах начался переход к информационному обществу, в котором широко используются компьютерные информационные технологии. Какой смысл вкладывается в это понятие?
Под технологией понимают методы и средства выполнения некоторой работы. Информационные технологии – это методы и средства обработки информации. Следовательно, можно трактовать компьютерные информационные технологии как совокупность методов и средств обработки информации с использованием средств вычислительной техники. Автор Михеева Е.В. приводит такое понятие: «Информационные технологии – это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов»1. Очевидно смешение двух приведенных выше понятий. Но в настоящее время, говоря об информационных технологиях, как правило, имеют в виду компьютерные информационные технологии.
Информационные технологии оказывают все большее влияние на жизнь общества, в том числе, на экономику. Каждому руководителю приходится ежедневно принимать решения в условиях различной степени неопределенности. В этой ситуации на помощь приходят компьютеры с огромной скоростью просчета различных вариантов решения задачи. Руководителю лишь надо уметь воспользоваться такой помощью.
Объектом дисциплины «Компьютерные информационные технологии» являются компьютерные программы, обеспечивающие повышение эффективности работы человека, а предметом – методы использования этих компьютерных программ в деятельности менеджера.
В процессе дальнейшего обучения студенты будут использовать изученные программные средства в качестве инструментария для решения различных профессиональных задач. В дальнейшем студенты будут изучать «Экономико-математические методы и модели», «Информационные технологии в управлении».
Выделяют четыре этапа развития технологий обработки информации:
ручной – все действия с информацией выполнялись вручную (с помощью ручки/карандаша/пера, чернил, бумаги/пергамента/кожи и др.);
механический – с помощью пишущей машинки;
электрический – используются электрические пишущие машинки;
электронный (компьютерный) – для обработки информации используются компьютеры (сначала в составе АСУ, затем на персональных ЭВМ с использованием программ, имеющих дружественный интерфейс).
Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:
предметом обработки являются данные;
целью процесса обработки является получение информации;
средствами осуществления процесса обработки являются аппаратно-программные вычислительные комплексы;
процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
выбор управляющих воздействий на процессы должны осуществляться лицами, принимающие решение;
критериями оптимизации процесса является своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.
Компьютерные информационные технологии применяются в различных сферах деятельности человека:
писатели, журналисты, артисты, секретари и т. д. готовят тексты с помощью компьютера;
композиторы сочиняют музыку (расписывают партии).
создается анимационное кино.
проектируются самолеты, корабли, машины.
наиболее экономно раскрашивается ткань.
в Японии роботы-рыбки, кошки собачки, няни.
роботы – солдаты (в Ираке ).
управление самолетами, машинами (в Европе к 2030 г. все машины будут автоматизированы);
ставятся диагнозы (в диагностическом центре).
Но мы знаем, что компьютеры лишь выполняют программу, написанную человеком.
А может ли компьютер мыслить? Этот вопрос активно обсуждается учеными и просто интересующимися людьми. Об этом написаны фантастические книги и сняты фильмы, описывающие бунты роботов. Но пока даже самые «умные» машины делают выводы на основании некоторых фактов только согласно программе, написанной человеком.
Гарри Каспаров накануне шахматного матча с ЭВМ сказал: «Если машина выиграет у человека, то я встану на защиту человеческого рода». Таким образом, пока все интеллектуальные «успехи» компьютера – это достижения человеческого разума.
Чего же компьютер не может?
Алгоритмически неразрешимые задачи – человек не придумал алгоритма решения задачи.
Задачи выбора – если для решения задачи человек формулирует варианты выбора и критерий оптимальности, то компьютер задачу решит. Но если критерием является максимум удовольствия от прослушивания выбранных записей……..
Тем не менее, применение компьютера облегчает и улучшает качество труда человека.
- Содержание
- Введение
- Лекция 1. Введение в курс. Классификация компьютерных информационных технологий
- Предмет дисциплины. Понятие «компьютерные информационные технологии»
- Технологическая схема обработки информации
- Базовые и специальные информационные технологии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 2. Информационные ресурсы автоматизированных систем обработки экономической информации
- Понятие «информационные ресурсы». Классификация
- Политика Республики Беларусь в области формирования информационных ресурсов
- Информационные услуги, режимы их предоставления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 3. Техническое обеспечение компьютерных информационных технологий
- Классификация эвм
- Процессоры
- Устройства автоматизации ввода данных
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 4. Сетевые информационные технологии. Компьютерные сети: основные понятия и принципы построения
- Компьютерные сети: понятие, классификация
- Топология компьютерной сети
- Модель коммутационной сети
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 5. Локальные вычислительные сети
- 1. Оборудование лвс
- 2. Методы доступа к сети
- 3. Стандарты локальных сетей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 6. Сетевые информационные технологии. Сетевые модели
- Эталонная модель osi
- Конвергенция компьютерных и телекоммуникационных сетей
- Корпоративные сети
- Преимущества, которые дает использование сетей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 7. Глобальные компьютерные сети
- 1. Глобальная сеть Интернет, протоколы tcp/ip
- 2. Адресация компьютеров в сети
- 3. Услуги Интернет
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 8. Сетевые ит. Интернет и бизнес
- Задачи бизнеса в Интернете
- Классификация электронного бизнеса
- 3. Правовые аспекты электронного бизнеса
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 9. Сетевые информационные технологии. Электронные платежные системы
- Виды платежных систем
- Услуги платежных систем в Беларуси
- Формирование сетевой экономики
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 10. Технологии обеспечения безопасности информационных систем
- 1. Понятие безопасности информационных систем
- 2. Угрозы информационно безопасности
- 3. Методы и средства защиты информации
- Физические и юридические лица имеют право
- Особенности обеспечения безопасности в компьютерных сетях
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 11. Программное обеспечение компьютерных информационных технологий. Системное по
- Модели разработки и распространения по
- Виды лицензий на использование по
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 12. Программное обеспечение компьютерных информационных технологий. Прикладное по
- Технологии обработки информации. Офисные пакеты
- Технологии автоматизированного ввода документа (осr-системы)
- Технологии автоматизации перевода текстов
- Технологии организации рабочего места
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 13. Технологии искусственного интеллекта
- Понятие искусственного интеллекта
- 2. Области применения ии
- Понятие экспертной системы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 14. Пакеты для математической обработки данных. Maple. Основы работы
- Компоненты экрана, справочная система Maple
- Вычисления в Maple
- Числа и константы
- Стандартные функции
- Преобразование математических выражений
- Решение уравнений
- Численное решение уравнений
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 15. Пакеты для математической обработки данных.Maple. Матрицы и графики
- Работа с массивами
- Графики и анимация
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 16. Технологии и инструментальные средства программирования. Основы алгоритмизации
- 1. Понятие алгоритма
- 2. Типы алгоритмических процессов
- Повторять:
- 3. Способы записи алгоритмов
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция №17. Технологии и инструментальные средства программирования. Языки программирования
- Технологии разработки программных комплексов
- Классификация языков программирования
- Инструментальные средства программирования
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия