logo search
ISE

5 Проектирование: принципы и методы создания аис

Проектирование ИС - процесс создания и внедрения проектов комплексного решения экономических задач по новой технологии. Сюда включается детальная разработка отдельных проектных решений, их анализ, апробация и внедрение.

Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является системная реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Реинжиниринг бизнес-процессов - это создание новых, более эффективных бизнес-процессов без учета предшествующего развития (все начинается заново, подвергается сомнению, проявляется творческое начало во всех действиях).

Реинжиниринг выдвигает ни первый тан новые цели и методы, способствующие:

• глобализации бизнеса (работа с клиентом в режиме «24 ч. 365 дней» в любой точке мирового пространства);

• снижению затрат и численности персонала;

• формированию информационного общества;

• ускоренному продвижению новых технологий;

• росту мобильности персонала и ориентации деятельности на будущие потребности клиентуры;

• росту качества продукции и услуг (в отличие от повышения прибыли «любой ценой») с формированием критериев качества самими потребителями;

• получению возможности работникам гордиться результатами своего труда (один из главных итогов реинжиниринга);

• снижению затрат на производство (побочный итог реинжиниринга).

Инжиниринг бизнес-процессов включает в себя реинжиниринг бизнес-процессов, проводимый с определенной периодичностью, например один раз в 5 - 7 лет, и последующее непрерывное улучшение.

Обратный инжиниринг предполагает исследование функционирующих на предприятии бизнес-процессов. Цель этапа заключается в проведении диагностики «узких мест» в организации существующих бизнес-процессов и формулировании направлений их реорганизации. Задача обратного инжиниринга упрощается, если на предприятии имеется документация о функционирующих процессах после предыдущей реорганизации.

Массовое проектирование ИС базируется на использовании нормативно-правовой базы (федеральных законах, ГОСТах и пр.) и таких основополагающих принципах как эффективность, контроль, совместимость, гибкость, системность, развитие, стандартизация и унификация.

Принципы массового проектирования ИС следующие:

Принцип эффективности заключается в том, что выгоды от новой автоматизированной системы должны быть равными или больше расходов на нее.

Принцип контроля требует, чтобы информационная система обладала механизмами для защиты имущества фирмы, ее данные были бы достаточно надежны для принятия управленческих решений.

Принцип совместимости предполагает, что проект системы будет учитывать организационные и человеческие факторы предприятия. Иными словами, система должна учитывать организационную структуру предприятия, а также интересы, квалификацию и отношение людей, выполняющих различные функции.

Принцип гибкости требует от системы возможности расширения без проведения больших изменений. Например, в новую автоматизированную систему учета можно легко ввести новые счета в план счетов, если он изменился, новые хозяйственные операции и

др.

Принципы системности позволяют исследовать объект как единое целое во взаимосвязи всех его элементов. На базе системного подхода применяется и метод моделирования, позволяющий моделировать изучаемые процессы вначале для анализа, а затем и синтеза создаваемых систем.

Принцип развития заключается в непрерывном обновлении функциональных и обеспечивающих составляющих системы.

Принцип стандартизации и унификации предполагает использование уже накопленного опыта в проектировании и внедрении ИС посредством программирования типовых элементов, что позволяет сократить затраты на создание ИС.

К известным методикам и стандартам, касающимся организации жизненного цикла ИС, можно отнести:

• методику Oracle CDM (Custom Development Method) по разработке прикладных ИС под заказ;

• международный стандарт ISO/IEC 12207 по организации жизненного цикла продуктов программного обеспечения;

• отечественный стандарт ГОСТ 34.003-90. Методы проектирования ИС - способ создания ИС

Три метода: индивидуальный (оригинальный), типовое проектирование, автоматизированный проект (САПР).

Индивидуальное проектирование характеризуется тем, что все виды работ для различных объектов выполняются по индивидуальным проектам. В процессе индивидуального проектирования применяются свои оригинальные методики и средства проведения работ. Состав работ на всех этапах обследования, проектирования и внедрения создаются для конкретного объекта по мере необходимости. Для этого метода проектирования характерны высокая трудоемкость, большие сроки проектирования, плохая модернизируемость, слабое сопровождение.

Типовое проектирование - разбиение системы на множество составных компонентов и создание для каждого из них законченного проектного решения, которое при внедрении привязывается к конкретным условиям объекта. В зависимости от декомпозиции различают: элементное проектирование, подсистемное, объектное. При элементном методе проектирования, вся система разбивается на конечное множество элементов, каждый из которых является типовым. В качестве элементов могут выступать проектные решения по информационному, техническому, программному видам обеспечения.

Подсистемный метод проектирования характеризуется более высокой степенью интеграции элементов ИС. Декомпозиция системы осуществляется на уровне функциональных подсистем, иногда комплекса задач, каждая из выделенных подсистем представляется в законченном виде ППП. Объектное проектирование -декомпозиция ИС не производится. Типовой объект создается в целом для некоторого обобщенного объекта, определенной группы.

Сущность технологии автоматического проектирования

В области автоматизации проектирования ИС в последние годы сформировалось новое направление CASE-технологии (COMPUTER Aided System / Soft Wore Engineering). Это совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения ИС с максимальной автоматизацией процессов разработки и функционирования систем. Организационно CASE-индустрия включает компании трех типов:

• разработчиков средств анализа и проектирования;

• разработчиков специальных средств с ориентацией на узкие предметные области;

• обучающие, информирующие и консалтинговые фирмы, оказывающие соответствующие услуги при использовании CASE-пакетов.

Преимущества CASE-технологии по сравнению с традиционной технологией оригинального проектирования сводятся к следующему [137]:

• улучшение качества разрабатываемого программного приложения за счет средств автоматического контроля и генерации;

• возможность повторного использования компонентов разработки;

• поддержание адаптивности и сопровождения ЭИС;

• снижение времени создания системы, что позволяет на ранних стадиях проектирования получить прототип будущей системы и оценить его;

• освобождение разработчиков от рутинной работы по документированию проекта, так как при этом используется встроенный документатор;

• возможность коллективной разработки ЭИС в режиме реального времени. Мировой опыт разработки проектов свидетельствует о следующем [13]:

1. Начальные фазы проекта сильно влияют на конечный результат, так как на них принимаются основные решения, определяющие качество ИС. На 30% качество будущих ИС обусловлено этапом разработки концепции и технического предложения, на 20 - фазой проектирования, на 20 - фазой изготовления, на 30% - фазой сдачи объекта и завершения проекта ИС.

2. На обнаружение ошибок, допущенных на этапе системного проектирования, расходуется вдвое больше времени, чем на последующих этапах, а их исправление обходится в пять раз дороже, поэтому на начальных этапах проекта разработку ИС следует делать особенно тщательно.

3. Наиболее частыми ошибками, допускаемыми на начальных этапах проекта ИС, являются:

• неполное определение интересов заказчика;

• концентрация на маловажных, второстепенных интересах;

• неверная постановка исходной задачи;

• неполное или недостаточное понимание специфики и действий объекта управления.