3. Услуги Интернет
На современные КС ложится нагрузка по передаче и обработке данных во многих областях человеческой деятельности на национальных и международных уровнях: производстве, управлении, торговле, банковской деятельности, туризме, межправительственных связях, материально-техническом снабжении, розыске преступников. Кроме того, КС объединяют базы данных для научных исследований и развлечений, они позволяют осуществлять резервирование билетов во всемирном масштабе (включая авиацию, железную дорогу, морской транспорт), собирать данные о состоянии окружающей среды.
Базовые целевые установки создания КС (мобилизация ресурсов на решение сложных задач, минимизация ресурсов путем коллективного использования наиболее значимых из них, интеллектуализация коммуникаций) фактически определили и основные направления развития услуг, предоставляемых компьютерными сетями:
распределенная обработка – параллельное выполнение задачи несколькими компьютерами (их процессорами и/или внешними устройствами);
распределение базы данных по нескольким компьютерам (создание распределенных баз данных);
удаленный ввод заданий – выполнение заданий, поступающих с любых рабочих станций или серверов, например, в диалоговом режиме;
доступ к удаленным файлам – обработка файлов, хранимых в удаленных компьютерах;
разделение файлов – одновременная работа нескольких пользователей с одним и тем же файлом (в том числе одновременная запись и/или считывание данных);
передача файлов между компьютерами, включая тиражирование, т.е. передачу копий нескольким компьютерам;
передача текстовых, графических, речевых, мультимедийных сообщений между пользователями;
выдача справок об информационных и программных ресурсах;
поиск информации по адресу, по ключу (ключевым словам) или по содержанию;
защита данных и ресурсов от несанкционированного воздействия.
Компьютерные сети являются интегрированным средством информационного обслуживания. По оценкам специалистов, руководители примерно 75% времени тратят на коммуникации (включая разговоры по телефону), 10-20% - на чтение и написание деловых бумаг; профессиональные служащие 25% времени тратят на чтение и написание работ, 25% - на коммуникации. Одним словом, на общение тратится значительная часть рабочего времени. Предоставляемые КС коммуникационные услуги можно разделить на два класса: интерактивные и дистрибутивные.
К интерактивным услугам относятся диалог, поиск и передача с хранением.
В услугах типа «диалог» две или более стороны, участвующие в сеансе связи, обмениваются различными сообщениями (видеотелефон, видеоконференция и высокоскоростная передача данных).
К услугам типа «поиск» принадлежит такие, с помощью которых пользователи могут искать необходимую информацию в информационных центрах. Передача требуемой информации пользователю производится по его запросу. В качестве примеров услуг этого класса можно перечислить поиск фильмов, изображений с высокой разрешающей способностью, поиск звуковой информации.
Услуги типа «передача с хранением» позволяют пользователям обмениваться информацией с помощью «почтового ящика» и/или производить редактирование и обработку информации.
Дистрибутивные услуги делятся на виды, в которых воздействие со стороны пользователя предусмотрено и не предусмотрено. К дистрибутивным услугам без воздействия со стороны пользователя относятся широковещательные виды сервиса, в которых центральный источник передает непрерывный поток информации неограниченному числу пользователей КС. Отдельный пользователь не может влиять на начало передачи информации и порядок ее представления. В тех же услугах, где предусмотрено воздействие пользователя, информация передается в виде периодически повторяющихся информационных кадров. Здесь пользователь может контролировать начало и порядок предоставления информации.
Очевидно, что описанные коммуникационные услуги не являются «изобретением» КС. Они возникли в результате целенаправленной интеграции систем обработки и передачи информации.
Электронная почта. С помощью Интернета можно быстро обмениваться информацией. В основном эта информация доступна всем. Именно такого рода сведениями заполнены страницы Всемирной паутины. Но через Интернет передается и частная информация, ее доставляет электронная почта (E-mail).
Электронная почта – это способ передачи почтовых сообщений и файлов по компьютерной сети от одного пользователя, имеющего определенный компьютерный адрес, к другому. E-mail — один из самых первых сервисов Интернета. Первоначально электронная почта предназначалась для передачи текстовых сообщений между учеными в исследовательских центрах США. Однако, достаточно скоро она была адаптирована для пересылки любых типов файлов, перешагнула границы американского континента и сегодня является самым массовым и чрезвычайно популярным сервисом Сети.
Электронная почта имеет ряд преимуществ в сравнении с обычной почтой. Наиболее важное из них — скорость пересылки сообщений. Другое преимущество состоит в том, что электронное письмо может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графики, звук).
Электронное послание переправляется по Интернету так же, как любая другая информация. Сообщение делится на небольшие части, которые упаковываются в «пакеты». По прибытии на место разрозненные части письма собираются воедино.
Существует множество вариантов использования электронной почты:.
• ведение личной переписки;
• работа со списками рассылки;
• участие в телеконференциях Usenet;
• пересылка файлов.
Каждый пользователь электронной почты должен иметь свой сетевой адрес. Адрес электронной почты содержит три необходимые части:
идентификационное имя пользователя, обычно это набор символов, обозначающий фамилию пользователя или аббревиатуру организации (например, Mandrik или mitso;
знак разделитель @;
доменное имя.
Говорят, что адрес состоит из персональной и общей части, которые разделены знаком @. Все слова пишутся латинскими буквами. Примеры адресов электронной почты:
Mandrik@tut.by
mitso@vitebsk.net.
Домен - это символьное имя, которое однозначно идентифицирует некоторый регион (страну, город, организацию, ведомство и т.д.). Самый правый домен в цепочке доменов называется доменом верхнего уровня и обычно определяет страну. Другие домены называются поддоменами и последовательно уточняют координаты абонента. Самый левый домен в цепочке является зарегистрированным именем компьютера, на котором абонент владеет почтовым ящиком. В качестве поддоменов могут указываться непосредственно организации или сразу имена компьютеров. Это зависит от того, каким образом пользователь зарегистрирован в сети.
Например, рассмотрим следующий электронный адрес.
upi @mitso.vitebsk.by
Здесь идентификатор upi указывает на некоторого конкретного пользователя сети - владельца почтового ящика с данным именем.
Домен верхнего уровня by является международным кодом Республики Беларусь в соответствии со стандартами ISO .
Поддомены vitebsk и mitso определяют город и организацию – Витебский филиал Международного института трудовых и социальных отношений.
В качестве домена верхнего уровня не всегда используется стандартный код страны. В Соединенных Штатах допустимы такие домены как, например, edu - научные и образовательные организации, gov - правительственные учреждения, com-коммерческие и др. Может встретиться, например, такой адрес
george@smith.arc.nasa.gov
Следует отметить, что адрес в таком формате не задает путь, которым проходит письмо, а только указывает, где находится адресат. При этом почтовые службы сами выбирают маршрут исходя из соображений эффективности - Стоимости и скорости доставки сообщения. Всю работу по определению оптимального маршрута берут на себя постовые узлы, освобождая пользователя от необходимости заботиться о технических деталях процессов приема и передачи сообщений по сети.
Двухбуквенные коды стран: BY – Беларусь, SU - Советский Союз, UA – Украина, US - Соединенные Штаты
Домены верхнего уровня сетей Internet: COM - коммерческие организации, EDU - учебные и научные учреждения, GOV - правительственные учреждения, MIL - военные организации, NET - сетевые узлы Internet, ORG - прочие организации
Для «оживления» электронных писем используются смайлики. Смайлик — это просто комбинация из нескольких текстовых символов, которые в совокупности похожи на лицо человека — улыбающееся, подмигивающее, огорченное и т. д. Чаще всего используются, например, такие смайлики:
:-) — улыбка;
))))) — смех;
:-( — грусть, печаль;
;-)—подмигивание;
:-0—крайнее удивление.
Смайлики используются не только в электронных письмах, но и вообще при общении в сети Интернет.
Как и все сервисы Интернета, электронная почта построена в соответствии с технологией клиент-сервер. Почтовый сервер находится на компьютере провайдера или в локальной сети. Эта программа координирует пересылку сообщений по запросам почтовых клиентов. Для того чтобы пользоваться электронной почтой, на пользовательском компьютере должно быть установлено соответствующее программное обеспечение, которое называют почтовым клиентом. Основные функции почтового клиента — это помощь в составлении и посылке писем, а также в получении и отображении сообщения на компьютере пользователя.
На сегодняшний день существует большой выбор программ-клиентов электронной почты. Например, в состав Windows входит достаточно мощная клиентская программа работы с электронной почтой и телеконференциями, которая называется Outlook Express.
Электронная почта - наиболее простая и доступная услуга сетей Internet. Основная привлекательность электронной почты - ее быстрота. Однако есть и другие преимущества такого вид связи:
не требуется одновременного присутствия обоих абонентов для связи друг с другом; сохранение электронной копии послания, которое может быть передано дальше, стать объектом автоматизированной компьютерной обработки;
сообщение одновременно может быть послано нескольким абонентам в соответствии со списками рассылки;
существует возможность передавать файлы данных содержащих нетекстовую информацию;
существует возможность обращаться сразу с большим числом пользователей, и т.д.
Этикет электронной почты. Всегда помните, что электронная почта не анонимна, и источник сообщения можно легко вычислить. Поэтому уважайте своего получателя.
Идентифицируйте себя при отправлении почты. Включайте в файл подписи ваше имя, адреса для связи с вами. Однако не включайте в подписи слишком длинные послания, цитаты из классики и т.д.
Указывайте тему сообщения. Для пущей ясности всегда используйте поле Subjeсt при составлении документа. Это позволит получателю рассортировать свою корреспонденцию.
Постарайтесь кратко и ясно излагать свои мысли. У получателя будет складываться впечатление о вас по вашим письмам, особенно, если вы не знакомы. Важно также писать грамотно.
Читайте вашу почту. Регулярно просматривайте приходящую почту. Невежливо по отношению к отправителям копить сообщения, не отвечая на необходимые из них. К тому же информация быстро устаревает и можно что-нибудь упустить.
Помните об ответственности за нарушение авторских прав при использовании чужих материалов.
Также является совершенно недопустимым распространение противоречащих законодательству сообщений, порнографии, клеветы, шантажа. Это может привести к ограничению распространения сети, к судебному преследованию отправителей подобных писем. Удаление сообщений не всегда означает полное уничтожение.
Телеконференции и списки рассылки. Network News Transfer Protocol (NNTP – Сетевой протокол передачи новостей) – это стандартный протокол Internet, разработанный с определенной целью – распространять и получать статьи с новостями. UseNet – одна из областей применения NNTP. Здесь можно найти доски объявлений, беседы и новости.
Сетевые новости Usenet, или, как их принято называть в российских сетях, телеконференции – это, пожалуй, второй по распространенности сервис Интернет. Если электронная почта передает сообщения по принципу "от одного – одному", то сетевые новости передают сообщения "от одного – многим". Механизм передачи каждого сообщения похож на передачу слухов: каждый узел сети, узнавший что-то новое (т.е. получивший новое сообщение), передает новость всем знакомым узлам, т.е. всем тем узлам, с кем он обменивается новостями. Таким образом, посланное Вами сообщение распространяется, многократно дублируясь, по сети, достигая за довольно короткие сроки всех участников телеконференций Usenet во всем мире. При этом в обсуждении интересующей Вас темы может участвовать множество людей, независимо от того, где они находятся физически, и Вы можете найти собеседников для обсуждения самых необычных тем.
Network News представляет собой массивную систему более чем с 5000 действующих конференций. Они называются группами новостей и работают 24 часа в сутки и 365 дней в году. Чтобы получить к ним доступ, надо переписать из интернета специальную программу, которая позволит подьзователю участвовать в любых конференциях. В большинство коммерческих браузеров, включая Microsoft Internet Explorer, эта утилита встроена. После этого надо «подписаться» на интересующие пользователя конференции и участвовать в них посредством системы сообщений, сходной с электронной почтой. Разница лишь в том, что в Network News, который называют также группой новостей или конференцией, общение происходит на общем фоне. Можно просто следить за диалогом, не принимая в нем участия – этот процесс обозначается термином “прослушивание”. Чтобы вступить в разговор (стать полноправным участником форума), надо выслать в адрес конференции свою статью.
Телеконференции являются мощным средством общения между членами сети Internet.Их смысл – Echo Conference – «у одного узла аукнулось, у остальных отозвалось». По сути, идея телеконференций во многом похожа на идею газеты объявлений, только с той разницей, что телеконференция намного оперативнее в доставке информации, и за ней не нужно ходить в почтовый ящик. Компьютерная конференция может быть полезна тем, кто хочет узнать о новых товарах, книгах или фильмах, через нее удобно распространять информацию о замеченных ошибках в программах и о способах исправить их. Она просто незаменима для научных дискуссий и для общения с единомышленниками во всех уголках Земли. При помощи конференции можно обсуждать интересующую тему в такой компании, которую в одном месте собрать просто невозможно.
Работа конференции достаточно проста. В сети присутствует список разрешенных и доступных телеконференций (Backbone), которые обязательно присутствуют на всех узлах высших уровней. В зависимости от проявляемого интереса к данной конференции, можно подписаться на ее получение.
Сообщения, направленные на сервер новостей, отправляются с него на все серверы, с которыми он связан, если на них данного сообщения еще нет. Далее процесс повторяется. На каждом из серверов поступившее сообщение хранится ограниченное время (обычно неделю), и все желающие могут в течение этого времени с ним ознакомиться. Распространяясь во все страны, сообщение менее чем за сутки охватывает весь земной шар.
Ежедневно в мире создается порядка миллиона сообщений для групп новостей. Выбрать в этом массиве действительно полезную информацию практически невозможно. Основной прием использования групп новостей состоит в том, чтобы задать вопрос, обращаясь ко всему миру, и получить ответ или совет от тех, кто с этим вопросом уже разобрался. При этом важно следить за тем, чтобы содержание вопроса соответствовало теме данной телеконференции. При отправке сообщений в телеконференции принято указывать свой адрес электронной почты для обратной связи. В тех случаях, когда есть угроза переполнения электронного «почтового ящика» корреспонденцией, не относящейся непосредственно к производственной деятельности, вместо основного адреса, используемого для деловой переписки, указывают дополнительный адрес, обычно арендуемый на сервере какой-либо из бесплатных анонимных почтовых служб.
Большинство новостей пишется на английском языке, но в последние годы появляется все больше публикаций на русском языке. В российских серверах новостей можно встретить русскоязычные группы новостей (сети Релком и FidoNet). Довольно часто доступ к российским серверам новостей открыт только для своих абонентов. Есть в России и сервер группы новостей на русском языке news.info.ru со свободным доступом. Для работы со службой телеконференций существуют специальные клиентские программы, например, Microsoft Outlook Express. Для начала работы нужно настроить программу на взаимодействие с сервером группы новостей, оформить «подписку» на определенные группы и периодически, как и электронную почту, получать все сообщения, проходящие по теме этой группы. Отменить подписку или изменить ее состав можно в любой момент.
Основные иерархические категории групп новостей, распространяемых по всему миру:
comp – конференции для обсуждения вопросов, связанных с компьютерами и программированием;
news – вопросы обмена новостями, развития телеконференций;
rec – отдых, хобби, увлечения;
sci – дискуссии и обмен опытом по различным научным дисциплинам;
talk – обсуждение спорных вопросов, конференции для любителей поговорить на какую-либо тему;
misc – темы, не входящие ни в один из остальных классов, или относящиеся сразу к нескольким.
Это так называемая «большая семерка». Конференции этих иерархий, как правило, присутствуют на всех крупных системах. входящих в UseNet. Существуют также региональные иерархии, ряд специальных иерархий, а также alt – альтернативная иерархия, конференции которой доступны не всем. Базовые категории делятся на более 1200 групп новостей от образования до Star Trek и от охраны окружающей среды до политики в бывшем СССР. Качество информации в конференциях не гарантируется
Большинство программ чтения новостей обеспечивают следующие основные возможности:
подписка на группу новостей – программа позволяет получить немедленный доступ к конференции, после чего можно быстро прочитать корреспонденцию из интересующей пользователя группы;
отмена подписки – удаление групп из списка быстрого доступа;
чтение новостей – программа следит за тем, какие новости уже прочитаны, какие нет и позволяет пользователю их прочитать.
отслеживание – можно проследить за всеми сообщениями по общей теме;
отправка в телеконференцию – можно участвовать во всех обсуждениях телеконференции, программа сама знает, куда послать сообщение пользователя;
ответ на сообщение - можно послать ответ в конференцию или автору.
Списки рассылки (maillists) – простой, но в то же время весьма полезный сервис Интернет. Это практически единственный сервис, не имеющий собственного протокола и программы-клиента и работающий исключительно через электронную почту.
Идея работы списка рассылки состоит в том, что существует некий адрес электронной почты, который на самом деле является общим адресом многих людей – подписчиков этого списка рассылки. Пользователь посылает письмо на этот адрес (например на адрес u-l11n@jet.msk.su - это адрес списка рассылки, посвященного обсуждению проблем локализации операционных систем класса UNIX), и это сообщение получат все люди, подписанные на этот список рассылки.
Такой сервис по задачам, которые он призван решать, похож на сетевые новости Usenet, но имеет и существенные отличия. Во-первых, сообщения, распространяемые по электронной почте, всегда будут прочитаны подписчиком, дождавшись его в почтовом ящике, в то время как статьи в сетевых новостях стираются по прошествии определенного времени и становятся недоступны. Во-вторых, списки рассылки более управляемы и конфиденциальны: администратор списка полностью контролирует набор подписчиков и может следить за содержанием сообщений. Каждый список рассылки ведется какой-либо организацией и она обладает полным контролем над списком, в отличие от новостей Usenet, не принадлежащих никому и менее управляемых. В-третьих, для работы со списком рассылки достаточно доступа к электронной почте, и подписчиками могут быть люди, не имеющие доступа к новостям Usenet или каким-либо группам этих новостей. В-четвертых, такой способ передачи сообщений может быть просто быстрее, коль скоро сообщения передаются напрямую абонентам, а не по цепочке между серверами Usenet. Однако, сравнивая списки рассылки и новости Usenet, надо отметить, что часто группы Usenet могут также быть доступны и через списки рассылки, и другими способами – через WWW, например. Это значит, что каждый пользователь может использовать тот способ работы, который более удобен именно для него.
Ситуации, когда применяются списки рассылки, достаточно характерны. Например, организации часто создают списки рассылки для оповещения своих клиентов, пользователей своих продуктов или просто заинтересованных лиц о выпуске новых продуктов, коммерческих предложениях, различных новостях компании и т.д.
FTP – передача файлов. Еще один широко распространенный сервис Интернет – ftp. Расшифровывается эта аббревиатура как протокол передачи файлов, но при рассмотрении ftp как сервиса Интернет имеется в виду не просто протокол, но именно сервис – доступ к файлам в файловых архивах. Вообще говоря, ftp – стандартная программа, работающая по протоколу TCP, всегда поставляющаяся с операционной системой. Ее исходное предназначение – передача файлов между разными компьютерами, работающими в сетях TCP/IP: на одном из компьютеров работает программа-сервер, на втором пользователь запускает программу-клиента, которая соединяется с сервером и передает или получает по протоколу ftp файлы. Тут предполагается, что пользователь зарегистрирован на обоих компьютерах и соединяется с сервером под своим именем и со своим паролем на этом компьютере. Протокол ftp, разумеется, оптимизирован для передачи файлов.
WWW (World Wide Web – всемирная паутина) – самый популярный и интересный сервис Интернет сегодня, самое популярное и удобное средство работы с информацией. Больше половины потока данных Интернет приходится на долю WWW. Количество серверов WWW сегодня нельзя оценить сколь-нибудь точно, но по некоторым оценкам их более 100 тысяч. Скорость роста WWW даже выше, чем у самой сети Интернет. Сегодня WWW – самая передовая технология Интернет, и она уже становится массовой технологией – возможно, недалек тот день, когда каждый человек, знающий, что такое телефон, будет знать, что такое WWW.
WWW представляет собой совокупность гипертекстовых, гипермедийых документов, хранящихся на серверах Интернета. WWW работает по принципу клиент-сервер: существует множество серверов, которые по запросу клиента возвращают ему гипермедийный документ – документ, состоящий из частей с разнообразным представлением информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т.д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки эти в документах WWW организованы таким образом, что каждый информационный ресурс в глобальной сети Интернет однозначно адресуется, и документ, который Вы читаете в данный момент, способен ссылаться как на другие документы на этом же сервере, так и на документы (и вообще на ресурсы Интернет) на других компьютерах Интернет, причем пользователь не замечает этого, и работает со всем информационным пространством Интернет как с единым целым. Ссылки WWW указывают не только на документы, специфичные для самой WWW, но и на прочие сервисы и информационные ресурсы Интернет. Более того, большинство программ-клиентов WWW (browsers, навигаторы) не просто понимают такие ссылки, но и являются программами-клиентами соответствующих сервисов: ftp, gopher, сетевых новостей Usenet, электронной почты и т.д. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных сервисов Интернет, а сама информационная система WWW играет интегрирующую роль.
Существует еще целый ряд возможностей, предоставляемых членам сети. Например, можно послать заказ на посылку или прием факса. Составляется обычное электронное письмо и посылается на адрес компьютерного узла, занимающегося факсимильными операциями. С недавнего времени в сети практикуется услуга по доступу пользователей к электронным базам данных. Существуют разнообразные базы данных по медицине, сельскому хозяйству, периодическим изданиям, курсовым работам, политике, космосу и т.д. Самой новой и наиболее перспективной формой конференций являются электронные биржи. Это весьма надежный и быстрый путь поиска делового партнера. Также следует отметить, что с недавнего времени началось периодическое распространение печатных изданий по каналам компьютерных сетей.
- Содержание
- Введение
- Лекция 1. Введение в курс. Классификация компьютерных информационных технологий
- Предмет дисциплины. Понятие «компьютерные информационные технологии»
- Технологическая схема обработки информации
- Базовые и специальные информационные технологии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 2. Информационные ресурсы автоматизированных систем обработки экономической информации
- Понятие «информационные ресурсы». Классификация
- Политика Республики Беларусь в области формирования информационных ресурсов
- Информационные услуги, режимы их предоставления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 3. Техническое обеспечение компьютерных информационных технологий
- Классификация эвм
- Процессоры
- Устройства автоматизации ввода данных
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 4. Сетевые информационные технологии. Компьютерные сети: основные понятия и принципы построения
- Компьютерные сети: понятие, классификация
- Топология компьютерной сети
- Модель коммутационной сети
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 5. Локальные вычислительные сети
- 1. Оборудование лвс
- 2. Методы доступа к сети
- 3. Стандарты локальных сетей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 6. Сетевые информационные технологии. Сетевые модели
- Эталонная модель osi
- Конвергенция компьютерных и телекоммуникационных сетей
- Корпоративные сети
- Преимущества, которые дает использование сетей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 7. Глобальные компьютерные сети
- 1. Глобальная сеть Интернет, протоколы tcp/ip
- 2. Адресация компьютеров в сети
- 3. Услуги Интернет
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 8. Сетевые ит. Интернет и бизнес
- Задачи бизнеса в Интернете
- Классификация электронного бизнеса
- 3. Правовые аспекты электронного бизнеса
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 9. Сетевые информационные технологии. Электронные платежные системы
- Виды платежных систем
- Услуги платежных систем в Беларуси
- Формирование сетевой экономики
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 10. Технологии обеспечения безопасности информационных систем
- 1. Понятие безопасности информационных систем
- 2. Угрозы информационно безопасности
- 3. Методы и средства защиты информации
- Физические и юридические лица имеют право
- Особенности обеспечения безопасности в компьютерных сетях
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 11. Программное обеспечение компьютерных информационных технологий. Системное по
- Модели разработки и распространения по
- Виды лицензий на использование по
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 12. Программное обеспечение компьютерных информационных технологий. Прикладное по
- Технологии обработки информации. Офисные пакеты
- Технологии автоматизированного ввода документа (осr-системы)
- Технологии автоматизации перевода текстов
- Технологии организации рабочего места
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 13. Технологии искусственного интеллекта
- Понятие искусственного интеллекта
- 2. Области применения ии
- Понятие экспертной системы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 14. Пакеты для математической обработки данных. Maple. Основы работы
- Компоненты экрана, справочная система Maple
- Вычисления в Maple
- Числа и константы
- Стандартные функции
- Преобразование математических выражений
- Решение уравнений
- Численное решение уравнений
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 15. Пакеты для математической обработки данных.Maple. Матрицы и графики
- Работа с массивами
- Графики и анимация
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция 16. Технологии и инструментальные средства программирования. Основы алгоритмизации
- 1. Понятие алгоритма
- 2. Типы алгоритмических процессов
- Повторять:
- 3. Способы записи алгоритмов
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия
- Лекция №17. Технологии и инструментальные средства программирования. Языки программирования
- Технологии разработки программных комплексов
- Классификация языков программирования
- Инструментальные средства программирования
- Контрольные вопросы
- Литература
- Основные понятия