1.6 Цветные рычаги воздействия
Одним из самых мощных средств воздействия на восприятие человека является цвет. Именно этот элемент часто становится камнем преткновения для web-разработчика при создании нового ресурса Internet.
Как правило, разработчики наделяют страницы сайта цветовыми гаммами (будь то простые линии, задний фон-подложка, цвет шрифта или какое-то графическое изображение) чисто интуитивно или же руководствуясь мнениями одного-двух респондентов. Отсюда возникает масса ошибок при построении цветовых конструкций, воздействующих на восприятие потребителя часто с прямо противоположным смыслом тому, что закладывается изначально.
Каждый цвет по-своему воздействует на человека, при этом воздействие это зависит от количества и оттенка цвета, времени воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов.
Сильное физиологическое воздействие на весь организм человека оказывают красные и синие цвета, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет, напротив, оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый, оранжевый цвета являются цветами импульса, обращенного наружу, а группа синего, фиолетового, зеленого - импульсами обращенными внутрь.
Оранжевый и красный цвета возбуждают попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Часто эти цвета называют кричащими. Зеленый и синий, напротив, являются успокаивающими цветами, они ослабляют возбуждение слухового центра.
Помимо непосредственного физиологического воздействия на человека есть и оптическое воздействие, к которому относятся иллюзии или оптическое явление, вызываемое цветом и изменяющие внешний вид предметов.
Светлые цвета, например белый или желтый, как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности (эффект иррадиации). Это явление играет существенную роль при конструировании шрифтов. В то время как, например, буквы E и F сохраняют на белом фоне свою полную высоту, высота таких букв, как O и G, несколько уменьшается, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V.
Еще одна сторона человеческого восприятия - возникновение чувств, переживаний под влиянием того или иного цвета.
Самый спокойный цвет - абсолютно зеленый. Он никуда не движется и не имеет призвука ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и наскучить со временем. При добавлении в зеленый цвет желтого оттенка - он оживляется, становится более активным. При добавлении синего цвета, наоборот, становится более серьезным, вдумчивым.
Чистый желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Синие оттенки склонны к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет, тем больше он зовет человека к чему-то бесконечному, к чистоте и сверхчувственному. Очень темный синий дает элемент покоя. Доведенный до пределов черного оттенка синий цвет получает призвуки печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо.
Белый цвет часто определяется как «не краска». Он есть символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание не мертвое, а полное возможностей. Черный цвет же воздействует как мертвое пятно, как молчание без будущего.
Равновесие белого и черного рождает серое. Естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Что-либо серое беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность.
- Введение
- - анализ процесса восприятия человеком разнородной информации;
- 1. Анализ процесса восприятия человеком разнородной информации
- 1.1 Человеческое восприятие
- 1.2 Магия слов
- 1.3 Названия и заголовки
- 1.4 Эмоции в шрифтах
- 1.5 Живопись для сайта
- 1.6 Цветные рычаги воздействия
- 1.7 Рекомендации
- 2. Ошибки в web-дизайне
- 2.1 Этого не должно быть на сайте
- 3. Взгляд психолога на дизайн web-сайтов и других интерфейсов
- 4. Примеры и характеристика дизайна web-сайтов
- Заключение