logo
Психологические аспекты web-дизайна

3. Взгляд психолога на дизайн web-сайтов и других интерфейсов

Изучая механизмы подсознательного принятия решений и действий людьми при пользовании интерфейсами, доктор психологических наук Сьюзан Вайншенк детально описала десять критериев, которые могут существенно помочь дизайнерам и разработчиками при проектировании web-сайтов и других интерфейсов.

1. Люди не хотят работать или думать больше, чем надо

Люди будут выполнять как можно меньше работы, чтобы достичь нужной цели, поэтому лучше дать человеку минимум информации, из которой можно выбрать что-то одно и получить по нему более подробную информацию. Сьюзан Вайншенк называет это прогрессивным раскрытием информации.

Вместо того чтобы описывать вещи, лучше показать людям пример.

Следует обратить внимание на псевдо функциональность элементов web-страницы, интерфейса или устройства, которые проектируются. Если элемент не будет «кликабельным», не стоит придавать ему вид «кликабельности».

Целесообразно обеспечить только те функции, в которых действительно нуждаются люди. Не следует полагаться на свое мнение или представление о том, что нужно людям. Чтобы точно это знать, лучше провести исследование предполагаемой аудитории. Если предоставить людям больше, чем им нужно, только ухудшит ситуацию.

Действия по умолчанию. Следует позаботиться, чтобы по умолчанию люди делали как можно меньше действий, чтобы достичь цели.

2. Люди имеют ограничения

Люди могут потреблять лишь часть информации из того, что попадает в их поле зрения. Следует обеспечить доступ лишь к тому количеству текста и картинок, которые необходимы на данный момент.

Информацию целесообразно делать легко воспринимаемой. Следует использовать заголовки, разделять информацию на короткие блоки.

Люди не обладают многозадачностью. Многократные исследования подтвердили, что человек обрабатывает информацию в один поток.

3. Люди совершают ошибки

Следует предположить, что люди будут ошибаться. Необходимо спрогнозировать их поведение и попытаться предотвратить его при проектировании интерфейса.

Если последствия ошибки могут быть серьезными, следует использовать этап подтверждения пользователем, прежде чем выполнить действие.

Также необходимо предусмотреть возможность отмены действия. Предотвращение ошибки всегда лучше, чем помощь в ее исправлении. Лучшее решение ошибок - это отсутствие любых сообщений об ошибках.

Если выполнение задачи может содержать ошибки, следует разбить ее выполнение на части.

Если пользователь совершает ошибки, и вы можете их исправить, то исправляйте и покажите ему свои изменения.

Те, кто проектируют web-сайты и другие интерфейсы тоже ошибаются. Потому целесообразно использовать проверку выполненной работы, тестирование и обратную связь с пользователем.

4. Память человека становится сложнее

Люди меняют свои воспоминания, что говорит о непостоянстве их памяти. Можно верить словам пользователей, но лучше наблюдать за их действиями. Это даст гораздо больше информации.

Люди могут одновременно помнить 3-4 вещи. Правило «7 объектов ± 2» на практике подтверждается редко. В большинстве случаев запоминается лишь половина - 3..4 объекта.

5. Людям свойственна социальность

Люди всегда будут использовать технологии, чтобы быть социальными. Это подтверждалось на протяжении тысячи лет.

Люди подвержены влиянию общества, особенно если не имеют собственной позиции. Это называется социальной проверкой. Что объясняет популярность и влияние рейтингов и обзоров, используемых сайтами.

Если люди делают что-либо вместе в одно и то же время (синхронное поведение), это связывает их вплоть до возникновения химических реакций в мозге. Смех тоже относится к таким действиям.

«Если вы что-то сделали полезного для меня, то я буду чувствовать себя обязанным сделать что-то полезное для вас» - принцип взаимности. Исследования показывают, что, если нужно, чтобы люди заполнили форму, то следует сделать что-то полезное для них, а после попросить заполнить форму. Такой подход более эффективный, чем наоборот.

Человек биологически запрограммирован подражать. Если необходимо, чтобы люди совершали какие-либо действия на сайте, следует показать им кого-то, кто совершает эти действия.

Человек может иметь прочные связи со 150-ю людьми. Прочные психологические связи определены как связи с людьми, которые физически находятся близко. Но слабые связи могут исчисляться тысячами и оказывать такое же влияние (например, Facebook).

6. Внимание

Фокусировка внимания пользователя - ключ к успеху проектирования интерфейса. Когда что-то отвлекает внимание пользователя, это вызывает недовольство и является ключевой проблемой интерфейса.

Люди запрограммированы обращать внимание на то, что выделено из окружения или что-то новое. Следует учитывать это при создании интерфейса.

Однако бывают и исключения, когда люди не замечают изменений. Это называют слепотой изменений. Существует ряд экспериментов, где показан этот эффект.

При проектировании или создании сайта можно использовать органы чувств, чтобы привлечь внимание. Яркие цвета, большой размер шрифта, звуки быстро акцентируют внимание.

Люди легко отвлекаются. Чтобы это предотвратить, не следует использовать мигание, анимацию, запуск видео. Если же наоборот есть необходимость привлечь внимание, эти методы будут эффективны.

7. Люди жаждут информации

Дофамин - химическое вещество, гормон, который заставляет людей искать пищу, приятные телесные ощущения, информацию. Процесс изучения чего-либо имеет дофаминную природу - мы не можем не хотеть больше информации.

Люди склонны хотеть больше информации, чем они способны обработать. Наличие большого количества информации заставляет людей чувствовать, что у них есть большой выбор. А большой выбор в свою очередь придает людям чувство контроля, что успокаивает, так как повышает шансы выживания.

Также человек нуждается в обратной связи. Компьютеру нет необходимости сообщать, что он загружает файлы, но человеку необходимо знать, что происходит.

8. Подсознательная обработка информации

Большая часть умственных процессов происходит подсознательно.

Если есть возможность добиться, чтобы пользователь совершил незначительное действие (например, подписка на бесплатный аккаунт), то в дальнейшем велика вероятность, что этот человек совершит более значимое действие (например, апгрейд до платного премиум аккаунта).

Подсознание принимает или, по крайней мере, участвует в принятии большинства наших решений.

На эмоциональную часть сознания влияют изображения, особенно изображения людей, а также рассказы. Эмоции очень сильно влияют на наши решения.

На поведение людей могут влиять факторы, о которых они даже не догадываются (создание эффекта). Например, такие слова как «отставка», «Флорида», «усталость» могут заставить двигаться молодого человека медленно.

Подсознание и эмоции часто действуют без нашего контроля. Но мы всегда будем объяснять наши поступки рациональным и осознанным мышлением. Хотя это только частично так, а иногда и вовсе таким не является.

9. Люди создают мысленные модели

Люди всегда создают мысленную модель о каком-либо объекте или задаче (оплата счетов, чтение книги, использование дистанционного управления).

Мысленная модель, которая сформировалась у людей в отношении какой-либо задачи, может облегчать или наоборот усложнять работу с интерфейсом, который спроектировал дизайнер.

Чтобы создать положительный интерфейс, необходимо адаптировать концептуальную модель интерфейса с ментальной моделью пользователей или разобраться, как «обучить» пользователя новой мысленной модели.

Метафоры помогают формировать новую мысленную модель. Например, «управлять iPad так же просто, как читать обычную книгу».

Самая главная цель при изучении целевой аудитории - это получить информацию о ментальных моделях пользователей.

10. Визуальная система

Если страница перегружена информацией, людям сложно в ней ориентироваться. Визуально необходимо разбить информацию на группы, чтобы пользователю было легко сосредоточиться.

Элементы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Целесообразно использовать шрифты достаточного размера и без декоративных элементов. Это значительно облегчает чтение текста.

Исследования показывают, что человек использует периферийное зрение, чтобы сформировать более полную картину о том, на что он смотрит. Если человек смотрит прямо на что-либо, это не значит, что он не замечает окружающие элементы. Использование цветового контраста делает сложным восприятие информации. Пример такого сочетания - красный и синий цвета. Не стоит использовать красный текст на синем фоне и наоборот.

Людям легче воспринимать объекты, если они изображены в перспективе.

Цвет хороший способ показать, что элементы имеют связи. Но не стоит забывать использовать для этого дополнительные визуальные средства, так как часть людей плохо различает цвета.