Понятие непрерывной холодильной цепи (нхц). Структура нхц в зависимости от перевозимого в коммерческих целях груза
Под непрерывной холодильной цепью понимают совокупность технических средств, реализующих основные холодильные технологические процессы (охлаждение, замораживание, холодильное хранение, размораживание и отепление) в процессе перемещения скоропортящихся продуктов из сферы производства в сферу потребления.
В состав непрерывной холодильной цепи (звенья холодильной цепи) могут входить производственные (заготовительные), базисные, распределительные, торговые стационарные холодильники, а также торговое холодильное оборудование. Все звенья непрерывной холодильной цепи соединяются холодильным транспортом.
Основой построения НХЦ являются:
- технологические процессы холодильной обработки, хранения, транспортировки и реализации, отраженные в единых нормативных документах;
- технические средства, обеспечивающие реализацию технологических требований и контроль параметров;
- наличие достаточного количества холодильных ёмкостей и холодильного транспорта;
- юридические аспекты, определяющие взаимодействие сторон.
Основными технологическими процессами НХЦ являются:
– подготовка грузов к доставке;
– хранение на складах;
– перевозка различными видами транспортных модулей;
– перегрузочно-складские операции;
– обслуживание инфраструктур.
Холодильная инфраструктура должна предусматривать функционирование непрерывных холодильных цепей (НХЦ):
Различают следующие холодильники в НХЦ:
– производственные, для хранения выпускаемой холодильной продукции. Там начинается НХЦ;
– заготовительные, где концентрируются скоропортящиеся грузы;
– перегрузочные, для кратковременного хранения скоропортящихся грузов на стыке двух видов магистрального транспорта;
– распределительные, где грузопоток распределяется между реализационными холодильниками или мелкими потребителями;
– реализационные для передачи грузов в реализацию. Там заканчивается НХЦ;
Домашние холодильники, а также станции предварительного охлаждения плодоовощей в некоторой степени влияют на функционирование НХЦ, но в её состав не входят.
Существуют несколько видов хладотранспорта: железнодорожный (ЖХТ), автомобильный (АХТ), морской (МХТ), речной (РХТ) и воздушный (ВХТ).
Для НХЦ важным является сбалансированность всех звеньев цепи, устойчивость их функционирования и непрерывность.
В Российской Федерации температурные режимы холодильной обработки, хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов регламентируются большим числом документов: ГОСТы, технологические инструкции, правила перевозок. В результате ведомственной разобщённости, приведенные в различных документах параметры для одного вида товара отличаются друг от друга, например: 1) замороженное мясо хранится при температуре, как правило -18 °С, а автомобильным и железнодорожным транспортом перевозится при температуре -12 °С; 2) при перевозке яблок морским транспортом - 0,5-0 °С, железнодорожным и автотранспортом - до +5 °С. Слабым звеном НХЦ является рефрижераторный транспорт, вследствие его дефицита в сезон заготовок, несоблюдения температур в охлаждаемых кузовах и необученности персонала. Холодильная инфраструктура Российской Федерации характеризуется неравномерностью развития, имеется дефицит холодильных ёмкостей.
- Организация, технология и проектирование предприятий
- 1 Коммерческие предприятия, их виды, типы, функции
- 3 Основы технологического проектирования предприятий торговли
- 4 Содержание торгово-технологического процесса на предприятии розничной торговли
- Организация складского технологического процесса
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Основные принципы и методы выбора транспорта при осуществлении коммерческой деятельности
- Понятие груза и классификация грузовых перевозок при осуществлении коммерческой деятельности
- Характеристика транспортных тарифов, применяемых на различных видах транспорта в коммерческой деятельности
- Экономические показатели оценки работы транспорта в коммерческой деятельности
- Понятие непрерывной холодильной цепи (нхц). Структура нхц в зависимости от перевозимого в коммерческих целях груза
- Понятие и классификация транспортно – экспедиционной деятельности в области коммерции