Понятие груза и классификация грузовых перевозок при осуществлении коммерческой деятельности
Груз - материальные ценности и товары с момента принятия к транспортировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю. Груз обладает рядом индивидуальных свойств, которые влияют на особенности его перевозки, перегрузки и хранения. На каждом виде транспорта существует своя классификация грузов. Для всех видов транспорта наиболее применяема следующая классификация грузов:
1) Массовые грузы - грузы, отправляемые, как правило, большими объемами, обеспечивающими полную загрузку подвижного состава. Различают: насыпные и навалочные; наливные грузы; строительные материалы.
2) Генеральные, или тарно-штучные, грузы. Данный вид грузов перевозится упакованным в крытом подвижном составе. В зависимости от вида упаковки различают грузы: мешковые, киповые, катно-бочковые, ящиковые, пакетные, контейнерные.
К физическим характеристикам груза относятся длина, ширина, высота, диаметр, основной мерой линейных размеров является метр. Основной единицей измерения объема является кубический метр, а на морском транспорте - регистровая тонна (2,83 м3). В зависимости от физических размеров штучные грузы также подразделяются на: негабаритные, тяжеловесные, легковесные.
Негабаритными называются грузы, размеры которых выходят за пределы габаритов подвижного состава.
Объемы, определяющие, к какой категории относится данный груз, на различных видах транспорта различные. Так, тяжеловесным грузом на железнодорожном транспорте считается такой груз, масса одного места которого превышает 0,5 т, на водном - свыше 1 т, на автомобильном - свыше 3 т. К легковесным относятся, как правило, те грузы, 1 т массы которых занимает объем более 2 м3.
3) Особорежимные грузы - грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальной, строго установленной технологии. К данной группе относятся опасные грузы, скоропортящиеся грузы, живой скот и сырые животные продукты.
Классификация грузовых перевозок:
по назначению:
международные - грузы перемещаются между странами в процессе экспортно-импортного товарооборота;
межрайонные - грузопоток предполагается в масштабах страны, между различными регионами;
местные - транспортировка груза происходит внутри определенной экономической области или на полигоне транспортного объединения (внутри отдельной железной дороги);
внутрихозяйственные - грузы перемещаются в пределах одного предприятия.
2) по видам грузов выявляет приоритетные на данном виде транспорта виды груза. Данный вид классификации дает возможность анализировать структуру грузопотока, что в некоторой степени позволяет специализировать подвижной состав и географически оптимизировать направления перевозок. В этом случае для каждого вида транспорта выделяют номенклатуру грузов (это 6-8 основных видов груза, занимающих наиболее весомое место в структуре грузопотока).
3) по видам транспорта в основном предполагает анализ транспорта общего пользования. В данном случае исследуется вид груза (чаще всего массовый, так как он наиболее сильно влияет на качественные показатели грузопотока), отправляемый различными видами транспорта.
Доп. материал. На каждом виде транспорта установлены различные виды грузовых сообщений, отправок и скорости перевозок грузов.
Железнодорожный транспорт.
Виды грузовых сообщений: местное в пределах одной дороги; прямое – в пределах двух и более дорог; прямое смешанное (железнодорожно-водное) – перевозка по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и водного транспорта или прямое смешанное (железнодорожно-автомобильное) – по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и автомобильного транспорта; прямое международное – по единому перевозочному документу с участием дорог двух или более государств. Кроме того, Уставом железных дорог РФ (ст. 68) предусмотрены прямые смешанные железнодорожно-водно-автомобильное, железнодорожно-воздушное и другие сообщения.
В зависимости от количества груза, принятого по одной накладной, перевозки выполняются мелкими, малотоннажными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками.
Мелкой отправкой считается партия груза массой до 10 т и объемом не более 1/3 вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы.
Малотоннажной отправкой считается партия груза массой от 10 до 25 т и объемом не более половины вместимости четырехосного вагона. Для по вагонной отправки требуется отдельный вагон.
Групповая отправка – это такое количество груза, для которого требуется более одного вагона, но меньшего маршрута.
Маршрутной отправкой считается партия груза, предъявляемого к перевозке по одной накладной, для которого необходимо такое количество вагонов, которое соответствует по массе норме маршрута (поезда).
Скорость доставки подразделяют на следующие виды: грузовая – перевозки осуществляются в обычных грузовых поездах; большая – в ускоренных поездах (скоропортящиеся грузы); пассажирская – перевозка багажа и грузов с пассажирским поездом.
Автомобильный транспорт.
Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам:
• отраслевому – перевозки грузов промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые;
• размеру партий грузов – массовые и мелкопартионные перевозки. Массовыми называют перевозки большого объема однородного груза. Крупная партия может быть равна номинальной грузоподъемности автомобиля q, но не меньше qγ (где γ – статический коэффициент использования грузоподъемности). Мелкопартионные перевозки – это называют небольшие партии груза (массой от 10 кг до qγ/2 , т);
• территориальному признаку – городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородные и международные перевозки;
• способу выполнения: местные – осуществляются одним автотранспортным предприятием; прямого сообщения – при перевозке участвуют несколько автотранспортных организаций; смешанного сообщения – перевозки двумя или несколькими видами транспорта. Одной из форм перевозок смешанного сообщения являются комбинированные. При комбинированных перевозках груз передается с одного вида транспорта на другой без перегрузки. Это достигается, например, путем применения специальных полуприцепов-контрейлеров, перевозимых на железнодорожных платформах или на речных и морских судах;
• времени освоения – постоянные, сезонные и временные перевозки. Постоянные осуществляются на протяжении всего года, сезонные – только в определенное время года, временные носят эпизодический характер;
• организационному признаку – централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортные предприятия выступают организаторами доставки грузов получателям, и сами осуществляют этот процесс. При децентрализованных перевозках каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает доставку груза.
Речной транспорт.
Виды сообщений:
• внутреннее водное – в границах одного речного пароходства;
• прямое внутреннее водное – в границах двух или нескольких смежных речных пароходств, в том числе пароходств союзных республик;
• прямое водное – с участием речных и морских пароходств;
• прямое смешанное (железнодорожно-водное, водно-автомобильное).
Размер партии: судовая, сборная, мелкая.
Судовая партия – это груз одного наименования, сдаваемый по одной накладной, а также однородные грузы, сдаваемые по двум или более накладным, следующие в один пункт назначения в количестве, достаточном для полной загрузки отдельного суда на до его технической нормы.
Сборная партия состоит из груза массой свыше 20 т, предъявляемого к перевозке в количестве:
1) недостаточном для загрузки одного судна;
2) достаточном для загрузки одного судна, но адресуемого в разные пункты назначения или в один пункт назначения разным получателям, что вызывает необходимость отделения одного груза от другого.
Мелкой считается партия груза, предъявляемая к перевозке по одной накладной в количестве, не превышающем 20 т.
На речном транспорте в зависимости от срочности доставки различают большую скорость и грузовую скорость.
Морской транспорт. Классификация морских перевозок предусматривает их деление по видам перевозок, плавания и сообщений.
По видам перевозок грузовые перевозки подразделяются на сухогрузные и наливные.
В зависимости от вида плавания морские перевозки делят на малый, большой каботаж и заграничное плавание. Под малым каботажем понимают плавание судов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств. Большой каботаж – это плавание судов между портами одной и той же страны, лежащими в разных морских бассейнах. Заграничные морские перевозки обеспечивают экономические связи России с зарубежными странами.
Загранплавание подразделяют на перевозки между российскими и иностранными портами (экспорт), между иностранными и российскими портами (МИП). В первом и втором случаях могут перевозиться как российские внешнеторговые грузы, так и грузы иностранных фрахтователей. Перевозка грузов иностранных фрахтователей (ГИФ) по своему экономическому содержанию представляет экспорт транспортных услуг.
На морском транспорте различают следующие виды сообщения: междупортовое, прямое водное и прямое смешанное. В междупортовом сообщении перевозки осуществляются от одного морского порта до другого; в прямом водном – от морского порта до речного, причем на морском отрезке пути перевозки выполняют морские суда, на речном — речные; в прямом смешанном сообщении участвует несколько видов транспорта.
На морском транспорте применяют две формы организации работы флота: линейное плавание (регулярное) и рейсовое (нерегулярное).
- Организация, технология и проектирование предприятий
- 1 Коммерческие предприятия, их виды, типы, функции
- 3 Основы технологического проектирования предприятий торговли
- 4 Содержание торгово-технологического процесса на предприятии розничной торговли
- Организация складского технологического процесса
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Основные принципы и методы выбора транспорта при осуществлении коммерческой деятельности
- Понятие груза и классификация грузовых перевозок при осуществлении коммерческой деятельности
- Характеристика транспортных тарифов, применяемых на различных видах транспорта в коммерческой деятельности
- Экономические показатели оценки работы транспорта в коммерческой деятельности
- Понятие непрерывной холодильной цепи (нхц). Структура нхц в зависимости от перевозимого в коммерческих целях груза
- Понятие и классификация транспортно – экспедиционной деятельности в области коммерции