logo
ответы ОТПП, ТОКД

Экономические показатели оценки работы транспорта в коммерческой деятельности

При оценки работы, сравнении или выборе потребителями того или иного вида транспорта используют различные показатели:

  1. натуральные: объём и дальность перевозок, размеры спроса на транспортные услуги, грузооборот, пассажирооборот, грузонапряжённость, уровень транспортной обеспеченности территории (густота сети), транспортную подвижность населения, производительность труда, потребность в рабочей силе, топливе, металле, электроэнергии и материалах.

  2. технико-эксплуатационные: провозная или пропускная способность, производительная сила транспорта, регулярность, безопасность, сроки и скорости доставки грузов и пассажиров, уровень сохранности (защищённости) грузов, комфортабельность поездки, маневренность транспорта.

  3. экономические (стоимостные): тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, себестоимость перевозок, прибыль, рентабельность, удельные капитальные вложения, фондоёмкость, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, процентные ставки по кредитам, акцизы, таможенные сборы и многое другое.

Натуральные и технико-эксплуатационные показатели транспорта отражают соответственно спрос и предложение на транспортные услуги и характеризуют уровень технического использования транспортных ресурсов. Однако, решающими показателями при оценке и выборе видов транспорта являются экономические показатели. Которые определяются многочисленными факторами, из которых можно выделить общие для всех видов транспорта и частные или специфические, отражающие особенности каждого из них.

К общим факторам относятся: объём и густота перевозок или грузонапряжённость, дальность перевозок, коэффициент использования грузоподъёмности подвижного состава, доля гружёного и порожнего пробега, структура парка, производительность, коэффициенты, учитывающие расход топлива, электроэнергии, удельные сопротивления движению и многое другое.

К частным или специфическим факторам на железнодорожном транспорте следует отнести вид тяги, число главных путей, длину станционных путей, руководящий уклон и профиль пути, типы вагонов, массу и категорию поезда, виды сообщений, нагрузку вагона на ось, населённость пассажирского вагона и т.д.

На морском и речном транспорте при расчёте экономических показателей принимают во внимание грузоподъёмность и тип судов, скорость и движения, перерабатывающую способность порта, условия выполнения погрузки и выгрузки грузов, длительность навигации, число шлюзований.

На автомобильном транспорте к таким факторам относят тип и грузоподъёмность автомобилей, наличие прицепов или полуприцепов, категорию автодорог.

На воздушном транспорте себестоимость и удельные капитальные затраты зависят от типа воздушного лайнера, категории аэропорта, количества промежуточных посадок, степени трудности трассы и многого другого.

На трубопроводном транспорте большое значение имеют диаметр труб, давление в трубах, профиль трассы, расстояния между перекачивающими станциями, количество ниток трубопровода, род продукта.