Экономические показатели оценки работы транспорта в коммерческой деятельности
При оценки работы, сравнении или выборе потребителями того или иного вида транспорта используют различные показатели:
натуральные: объём и дальность перевозок, размеры спроса на транспортные услуги, грузооборот, пассажирооборот, грузонапряжённость, уровень транспортной обеспеченности территории (густота сети), транспортную подвижность населения, производительность труда, потребность в рабочей силе, топливе, металле, электроэнергии и материалах.
технико-эксплуатационные: провозная или пропускная способность, производительная сила транспорта, регулярность, безопасность, сроки и скорости доставки грузов и пассажиров, уровень сохранности (защищённости) грузов, комфортабельность поездки, маневренность транспорта.
экономические (стоимостные): тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, себестоимость перевозок, прибыль, рентабельность, удельные капитальные вложения, фондоёмкость, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, процентные ставки по кредитам, акцизы, таможенные сборы и многое другое.
Натуральные и технико-эксплуатационные показатели транспорта отражают соответственно спрос и предложение на транспортные услуги и характеризуют уровень технического использования транспортных ресурсов. Однако, решающими показателями при оценке и выборе видов транспорта являются экономические показатели. Которые определяются многочисленными факторами, из которых можно выделить общие для всех видов транспорта и частные или специфические, отражающие особенности каждого из них.
К общим факторам относятся: объём и густота перевозок или грузонапряжённость, дальность перевозок, коэффициент использования грузоподъёмности подвижного состава, доля гружёного и порожнего пробега, структура парка, производительность, коэффициенты, учитывающие расход топлива, электроэнергии, удельные сопротивления движению и многое другое.
К частным или специфическим факторам на железнодорожном транспорте следует отнести вид тяги, число главных путей, длину станционных путей, руководящий уклон и профиль пути, типы вагонов, массу и категорию поезда, виды сообщений, нагрузку вагона на ось, населённость пассажирского вагона и т.д.
На морском и речном транспорте при расчёте экономических показателей принимают во внимание грузоподъёмность и тип судов, скорость и движения, перерабатывающую способность порта, условия выполнения погрузки и выгрузки грузов, длительность навигации, число шлюзований.
На автомобильном транспорте к таким факторам относят тип и грузоподъёмность автомобилей, наличие прицепов или полуприцепов, категорию автодорог.
На воздушном транспорте себестоимость и удельные капитальные затраты зависят от типа воздушного лайнера, категории аэропорта, количества промежуточных посадок, степени трудности трассы и многого другого.
На трубопроводном транспорте большое значение имеют диаметр труб, давление в трубах, профиль трассы, расстояния между перекачивающими станциями, количество ниток трубопровода, род продукта.
- Организация, технология и проектирование предприятий
- 1 Коммерческие предприятия, их виды, типы, функции
- 3 Основы технологического проектирования предприятий торговли
- 4 Содержание торгово-технологического процесса на предприятии розничной торговли
- Организация складского технологического процесса
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Основные принципы и методы выбора транспорта при осуществлении коммерческой деятельности
- Понятие груза и классификация грузовых перевозок при осуществлении коммерческой деятельности
- Характеристика транспортных тарифов, применяемых на различных видах транспорта в коммерческой деятельности
- Экономические показатели оценки работы транспорта в коммерческой деятельности
- Понятие непрерывной холодильной цепи (нхц). Структура нхц в зависимости от перевозимого в коммерческих целях груза
- Понятие и классификация транспортно – экспедиционной деятельности в области коммерции