Характеристика транспортных тарифов, применяемых на различных видах транспорта в коммерческой деятельности
Тариф является ценой на транспортную продукцию, т.о. формируя доход транспорта, но при этом является транспортными издержками потребителя, который платит за оказываемые ему услуги. При назначении цен на транспортные услуги рассчитывается, прежде всего, их себестоимость (затраты на производство единицы продукции), которая должна рассматриваться как нижняя граница цены, а также средние цены на рынке подобных услуг и предельная платежеспособность потребителя, которые определяют верхнюю границу цены.
Транспортные тарифы могут быть:
государственными – регулируются на федеральном уровне;
региональными или местными – согласовываются с региональными или местными властями;
отраслевыми – устанавливаются отраслевыми транспортными организациями;
свободными – устанавливаются предприятиями;
договорными – устанавливаются по договору с потребителями;
контрактными – заключаются на единичную или долговременную перевозку. Как правило, они являются конфиденциальными.
Тарифы подразделяются по виду перевозок на грузовые и пассажирские; общие (для основной номенклатуры грузов), исключительные (по времени занятости транспортного средства) и др.
Особенности построения грузовых тарифов на различных видах транспорта зависят, прежде всего, от вида груза, поэтому на всех видах транспорта существует Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ), в которой указывается класс груза, связанный с использованием грузоподъемности транспортного средства.
На железнодорожном транспорте грузовой тариф дифференцирован по таким признакам, как класс, количество и отличительные признаки груза (жидкий, твердый); расстояние перевозки; вид отправки (повагонная, мелкая, отправка в контейнере и др.); тип вагона (универсальный, специализированный и т.п.), а также его принадлежность МПС или заказчику; вид сообщения (прямое, смешанное, международное); номер тарифной схемы (по специальному классификатору маршрутов); сборы за уборку вагонов, сопровождение грузов, хранение и тому подобные операции. Уровень тарифов для сырьевых и массовых дешевых грузов ниже за счет их повышения на другие грузы.
Для перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов на специализированном подвижном составе введен специальный тариф. Существуют свободные тарифы на услуги, которые железная дорога не обязана предоставлять, но делает это по просьбе потребителей, например досрочную доставку, использование вагонов новых типов, розыск грузов до истечения срока доставки, переадресацию грузов, находящихся в пути и др. Могут быть и договорные тарифы (обычно как надбавки к действующим) при повышенном качестве обслуживания, например при подаче вагонов по графику потребителя.
Существует система штрафов за различные нарушения, например задержку в пути, при перегрузочных работах или за грязный вагон и др.
На автомобильном транспорте применяется несколько видов тарифов:
сдельный – устанавливается за перевозку 1 т груза определенного класса конкретной массы отправки в зависимости от расстояния перевозки. Применяется чаще всего при перевозке основной массы наиболее дешевых грузов, особенно, если погрузочно-разгрузочные работы не представляют большой сложности;
тариф из условия платных автотонно-часов за 1 автотонно-час и каждый километр пробега с грузом — применяется при перевозке такой номенклатуры грузов, где могут быть задержки при перегрузочных работах (автопредприятие как бы страхует свои возможные потери времени, а, следовательно, и потерю производительности). Используется в настоящее время редко;
повременный – за время использования транспортного средства, в зависимости от его грузоподъемности и за каждый километр пробега. Его применяют обычно при перевозке такой номенклатуры грузов, где время на передачу груза может значительно превосходить время перевозки. Это касается, прежде всего, торговых грузов, которые необходимо взвешивать, считать и т.п., а также оформлять значительное количество документов;
тариф из покилометрового расчета – зависит от грузоподъемности транспортного средства и километража. Применяется в отдельных случаях, например для доставки автомобиля клиенту;
договорной – устанавливается при особых требованиях заказчика, за особое качество или сложность перевозки. Применяется в отдельных случаях, например, при перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов, отличающейся особой сложностью и, как правило, пониженными скоростями движения, а также при требованиях доставки груза в более сжатые сроки.
При составлении тарифов учитывают дорожно-климатические условия региона с использованием поясных коэффициентов. С помощью коэффициентов или надбавок учитываются и другие особенности перевозки, например применение специализированного подвижного состава.
На внутреннем водном транспорте тариф свободный, устанавливается за 1 т груза (по классам), по району плавания и расстоянию, партионности отправки (судовые, сборные, мелкие), ставке за начально-конечную операцию, схемам движенческих операций, ставкам сборов на погрузочно-разгрузочные работы, взвешивание, хранение и др. Мелкой отправкой считают массу груза менее 20 т (тариф повышается на 60% по сравнению с судовой отправкой), сборной считается отправка массой более 20 т (тариф повышается на 20% по сравнению с судовой). Тариф устанавливают обычно путем введения коэффициентов к Прейскуранту, или предприятие рассчитывает его на основе реальных затрат.
Исключительный тариф устанавливается по пароходствам. Применяются различные виды штрафов и премий. Договорные тарифы применяют при сокращении норм времени доставки, использовании специализированных судов, завозе грузов на малые реки с ограниченным сроком навигации и др.
Тариф морского транспорта зависит от вида груза, плавания (заграничное или каботажное), сообщения (прямое или смешанное), региональных природно-климатических особенностей морских бассейнов, типов подвижного состава (рефрижератор, ролкер, лихтер и др. – специальный тариф). Тариф строится по двух-ставочному принципу с учетом стоимости 1 тонно-мили (движенческая операция) и стоимости стояночной операции за 1 т груза, связанной с длительностью перегрузки.
Тариф рассчитывается как сумма стояночных ставок и произведение движенческой ставки на среднее расстояние по тарифному поясу, а также дополнительных плат, сборов, штрафов за простой судов (демередж) и т.д.
На воздушном транспорте применяется свободный договорной тариф (тарифное соглашение) с дифференциацией по расстоянию. В отдаленных районах, где отсутствуют другие виды транспорта, применяют повышенный тариф – до 70%.
Деятельность аэропортов подлежит государственному регулированию, а доля стоимости его услуг в стоимости грузовой перевозки или билета должна составлять не больше 15 – 20 %. Ценовое регулирование деятельности аэропортов проводится с соблюдением рекомендаций международных организаций.
Тариф на трубопроводном транспорте устанавливается отдельно по каждому трубопроводу, что связано с различными расходами из-за разных условий эксплуатации.
Тариф на транспорт энергии – ведомственный, устанавливаемый РАО «ЕЭС России».
- Организация, технология и проектирование предприятий
- 1 Коммерческие предприятия, их виды, типы, функции
- 3 Основы технологического проектирования предприятий торговли
- 4 Содержание торгово-технологического процесса на предприятии розничной торговли
- Организация складского технологического процесса
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Основные принципы и методы выбора транспорта при осуществлении коммерческой деятельности
- Понятие груза и классификация грузовых перевозок при осуществлении коммерческой деятельности
- Характеристика транспортных тарифов, применяемых на различных видах транспорта в коммерческой деятельности
- Экономические показатели оценки работы транспорта в коммерческой деятельности
- Понятие непрерывной холодильной цепи (нхц). Структура нхц в зависимости от перевозимого в коммерческих целях груза
- Понятие и классификация транспортно – экспедиционной деятельности в области коммерции