logo
ответы ОТПП, ТОКД

1 Коммерческие предприятия, их виды, типы, функции

В условиях рынка оптовая торговля обеспечивает потребности, обусловленные различиями товарного обмена, и организует движение товаров в сфере обращения, необходимое ввиду неравномерного развития производства и потребления по периодам года и регионам.

Оптовые посредники выполняют специальные функции распределения:

Распределительная функция дополняется целым рядом других важных функций: формирования ассортимента; преодоления разрыва во времени и пространстве; формирования запасов; гарантирования качества; выравнивания цен; финансирования; исследования и освоения рынка; хранения на складе.

Развитие оптового торгового звена предусматривает обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций.

Типы оптовых организаций: федерального (общенационального) уровня и регионального (внутрирегионального) уровня.

Виды оптовых предприятий:

Предприятия розничной торговли осуществляет следующие функции:

Розничные торговые предприятия классифицируют по следующим основным признакам:

По особенностям устройства розничные торговые предприятия подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, палатки, автомагазины и др.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры. Кроме того, различают магазины одноэтажные и многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По видам (товарной специализации) розничные торговые предприятия принято подразделять на универсальные, комбинированные, специализированные и смешанные.

По размеру торговой площади выделяют магазины мелкие – до 250 м2, средние – от 251 до 1000, крупные – от 1001 до 5000 и особо крупные – свыше 5000 м2.

На типы магазины подразделяют в зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади.

1) К универсальным магазинам относят следующие типы:

  1. К специальным магазинам (имеют торговую площадь от 18 м2, работают с одной товарной группой или ее частью, обладают насыщенным ассортиментом и оказывают сервис при выборе товара) относят:

  1. К неспециализированным магазинам относят:

По методам продажи товаров различают предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.

2 Товародвижение: понятие, цель, основные участники, принципы и факторы, определяющие рациональность процесса

Процесс доведения товаров от предприятий - изготовителей через предприятияоптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на торговых предприятиях.

Кругооборота средств, вложенных в производство товара, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения – одна из важных функций торговли. От этого в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы:

  1. производственные: размещение производства, специализацию производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.

  2. транспортные: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т.д.

  3. социальные: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т.д.

  4. торговые: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

Рациональная организация процессов товародвижения должна базироваться на принципах:

  1. оптимальная звенность товародвижения;

  2. унификация технологических схем и структур товародвижения;

  3. выбор рациональных транспортных средств и их эффективное использование;

  4. широкое применение тары и оборудования и средств механизации;

  5. постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения;

  6. совершенствование хозяйственных связей как условие совершенствование товародвижения.