Навигация пользователей в Интернете
Для понимания логики навигации пользователей в Интернете и принципов эффективной работы в Сети, а, тем более, для использования ее ресурсов в коммерческой деятельности, необходимо хорошо представлять существующие виды web-сайтов и выполняемые ими функции.
Исходя из выполняемых web-сайтами функций, их можно разделить на две основные группы: · навигационные сайты; · конечные сайты.
Такое деление обусловлено общей логикой навигации пользователей в среде Интернета. Вначале пользователь с помощью серверов первой группы должен найти требуемые ресурсы, и только после этого он может ими воспользоваться. Если посмотреть на эту ситуацию глазами владельца сайта, то для эффективной работы его сайта должны быть решены две задачи. Во-первых, сначала требуется привлечь посетителей на него. Эта задача решается с помощью сайтов первой группы. Во-вторых, требуется обеспечить максимальное количество его повторных посещений. Эта задача решается за счет предоставления пользователям услуг, информации, обеспечения их интересного времяпровождения — всего, что может удовлетворить те или иные потребности посетителей сайта.
На рис.3.7 представлена общая классификация Web-сайтов.
Рассмотрим каждую из показанных на рисунке групп сайтов более подробно.
Навигационные сайты
Первая группа сайтов Интернета — навигационные. Их целью является перенаправление потребителей к конечным сайтам. К этой группе можно отнести поисковые системы, каталоги и инициирующие сайты (порталы).
Рис. 3.7. Классификация web-сайтов
Поисковые системы
Задача поисковых систем состоит в предоставлении ссылок на сайты Интернета в соответствии с введенным пользователем запросом. Ярким представителем поисковых систем является международная система Alta-Vista и российская система Яndex.
Поисковые системы состоят из трех основных частей:
· Поисковая машина — ее еще называют пауком, гусеницей или роботом (Spider, Crawler, Robot) — программа, которая посещает web-сайты, считывает и индексирует полностью или частично их содержимое и далее следует по ссылкам, найденным на сервере. Поисковая машина регулярно, например, каждый месяц, возвращается на сайты и повторяет индексацию страниц.
· Индексы поисковой системы. Сюда попадает все или основная часть того, что находит и считывает поисковая машина. Индексы системы представляют собой гигантское хранилище информации, где хранятся текстовые копии всех страниц, которые посетила и проиндексировала поисковая машина.
· Программа, которая в соответствии с запросом пользователя перебирает индексы поисковой системы в поисках информации и выдает ему в порядке убывания релевантности (степени соответствия заданному критерию) найденные документы. Разумеется, далеко не всегда документ, признанный поисковой системой наиболее релевантным, будет таковым, по мнению самого пользователя.
Таким образом, действие поисковой системы заключается в постоянном последовательном исследовании всех узлов Интернета, доступных данной системе поиска, со всеми их связями и ответвлениями. В связи с постоянным обновлением информации машина поиска через определенный срок (порядка месяца) регулярно возвращается к уже изученным узлам, чтобы обнаружить и зарегистрировать изменения. Вся прочитанная информация индексируется, то есть создается специализированная база данных, в которой закодированы все исследованные системой страницы Интернета.
При поступлении запроса от пользователя, машина поиска рассматривает всю индексированную информацию и выдает список документов, соответствующих задаче поиска. Найденные документы ранжируются в зависимости от местоположения ключевых слов (в заголовке, в начале текста, в первых параграфах) и частоты их появления в тексте.
Запрос по определенным ключевым словам или выражениям в каждой из поисковых систем обычно рождает разные результаты. Это связано с тем, что, несмотря на схожий принцип работы, машины поиска различаются по языкам запроса, зонам поиска, глубине поиска внутри документа, методам ранжирования и приоритетов, поэтому применение разных поисковых машин дает различные результаты.
Поисковые средства постоянно развиваются. Совершенствование идет по всем главным аспектам: рост объемов баз данных, возможности составления запроса и дружественность интерфейса, выдача результатов и наличие дополнительных сервисных функций. Системы, которые долгое время не внедряют новых элементов и не оптимизируют уже имеющиеся функции, постепенно выводятся из активного использования.
Наиболее широко известными международными поисковыми системами являются Alta Vista (www.altavista.com), Excite (www.excite.com), Lycos (www.lycos.com), WebCrawler (www.webcrawler.com). Среди русскоязычных можно выделить системы Яndex (www.yandex.ru), Rambler (www.rambler.ru) и Апорт! (www.aport.ru).
Каталоги
Аналогичную поисковым системам функцию выполняют серверы-каталоги , с той разницей, что поиск осуществляется пользователем по их иерархически организованной тематической структуре. Регистрация ресурсов в каталогах в отличие от поисковых систем не является автоматической и ее инициатором является владелец ресурса.
Для регистрации в каталоге необходимо либо заполнить определенную форму, либо послать запрос, содержащий указание, в какой раздел вы хотите поместить свою страницу, краткое описание сайта и список ключевых слов для поиска страницы в каталоге.
Самым широко известным каталогом является каталог Yahoo! (www.yahoo.com). Yahoo существует с конца 1994 г., содержит порядка миллиона web-страниц и считается самым популярным и старейшим из основных каталогов Интернета.
Некоторые поисковые системы имеют при себе и каталог. Индексы для самой поисковой системы добываются поисковой машиной, а каталог пополняется через регистрационную форму или модераторами системы. Примерами таких систем являются: Excite (www.excite.com), Lycos (www.lycos.com), WebCrawler (www.webcrawler.com).
Инициирующие сайты
Последнюю группу серверов управления трафиком представляют инициирующие сайты . Если цель поисковых машин или каталогов состоит в поиске информации и последующем перенаправлении пользователей к найденным ресурсам в соответствии с их запросом, то инициирующие сайты используют более комплексный подход и, наряду с функциями поиска информации и перемещения к ней пользователей, предоставляют достаточно широкое по тематике информационное содержание. Основная задача, которую они решают при помощи данной стратегии, состоит в том, чтобы как можно дольше удержать пользователей именно на их сервере, и только в крайнем случае перенаправить его на внешние ресурсы. Таким образом, инициирующие сайты можно одновременно отнести как к навигационной группе, так и к группе конечных сайтов.
Наиболее крупные из инициирующих серверов получили название порталов.
Портал — это web-сайт, предназначенный для специфической аудитории, который обеспечивает:
· объединение информационного наполнения и доставку важной для данной аудитории информации; · совместную работу и коллективные услуги; · доступ к услугам и приложениям для избранной аудитории, предоставляемый на основе строгой персонализации.
Порталы можно разделить на три вида. Это мегапорталы, вертикальные порталы и так называемые порталы «Бизнес для Бизнеса», или B2B-поталы.
Мегапорталами называются оригинальные порталы Интернета. Многие из них начинали как механизмы поиска и быстро вырастали до мегапорталов (например, Yahoo!, Lycos и America Online). Их аудиторией является практически все Интернет-сообщеcтво.
Вертикальные порталы предназначены для специфических рыночных ниш. Иногда их называют «ворталы» — в(ертикальные п)орталы. Они обслуживают узкоспециализированные сообщества или рынки. Вертикальный портал существует практически для каждой аудитории, имеющей свою нишу в Интернете, и каждый такой рынок обычно использует более одного вертикального портала.
Порталы типа «Бизнес для Бизнеса» (B2B-порталы) являются своего рода электронным рынком, который создан для того, чтобы предприятия могли взаимодействовать друг с другом или совершать общие деловые операции. Такие порталы предоставляют своим клиентам множество механизмов электронного бизнеса (например, закупки, проведение прямых и обратных аукционов).
Одним из самых популярных международных мегапорталов является Excite (www.excite.com), о котором уже шла речь как об одной из популярных международных поисковых систем. Так портал Excite сочетает в себе отличные инструменты индивидуализации, превосходный механизм поиска с прогнозированием запросов пользователя и развитые средства организации сообществ.
Среди российских аналогов одно из первых мест занимает информационный портал компании Россия-Он-Лайн (www.rol.ru) — одного из ведущих Российских поставщиков доступа в Интернет.
Конечные сайты
В следующую группу сайтов, называемых «конечными сайтами », входят конечные «адресаты», предоставляющие пользователям разнообразные услуги, ради которых те собственно и посещают Интернет. Этими услугами может быть предоставление данных, документации, финансовых сводок, информации о курсах акций, фирмах, их продукции и услугах, различные способы времяпрепровождения, продажа товаров и многие другие.
Корпоративные сайты
Первым видом, принадлежащим к группе конечных сайтов являются корпоративные сайты.
Корпоративные сайты обеспечивают виртуальное присутствие фирм и их предложений в Интернете. Сайты этого типа можно разделить на два вида: рекламные серверы и информирующие серверы, хотя четкую границу между ними провести бывает довольно трудно.
Рекламный сервер может состоять из одной или нескольких web-страниц и содержать различную рекламную информацию. Информация о продуктах или услугах фирмы обычно выдается в том виде, в котором она имеет значение для потребителя. Такой тип сервера особенно подходит для продуктов, не требующих предоставления большого количества информации, при этом основное воздействие на потребителей оказывается скорее в эмоциональном, чем в информационном плане.
Информирующие серверы обеспечивают детальными сведениями о фирме и/или ее предложениях. Такие серверы могут иметь довольно разнообразное строение. Поэтому для облегчения навигации в случае их сложной структуры или большого объема представленной информации может использоваться функция поиска.
Примером информирующего сервера является сайт компании МЭЛТ (www.melt.aha.ru). На сервере посетители могут ознакомиться с самыми свежими новостями о перспективных разработках и услугах, о выпускаемых в настоящий момент изделиях, получить самые свежие версии программ для управления изготавливаемыми фирмой продуктами, а также подробную документацию по выпускаемым на данный момент изделиям.
В качестве другого примера сайта этой группы можно привести web-сервер магазина «Максидом» (www.maxidom.ru). По своему содержанию он значительно ближе к серверу рекламного типа. Информация и способ ее отображения нацелены на формирование определенного имиджа магазина в глазах потенциальных покупателей: доступные цены, широкий ассортимент, позволяющий сделать все покупки за один визит, широкий спектр услуг и доброжелательный, опытный, квалифицированный персонал. Все укладывается в общий девиз бизнеса данной фирмы — «Большой магазин для большого города».
Хорошим примером корпоративного сайта, выполняющего как информационные, так и рекламные задачи, является сайт одного из крупнейших в Санкт-Петербурге поставщиков доступа в Интернет — компании Петерстар (www.peterstar.ru).
Информационные сайты
Следующая группа — информационные сайты. Название группы говорит само за себя — это серверы, главной своей целью ставящие предоставление той или иной информации пользователям Интернета. Наиболее характерное деление на подгруппы в данной группе можно провести по признаку необходимости оплаты для доступа к информации или для ее представления на web-сервере.
Рассмотрим для начала платные серверы. В этом случае для доступа к информации пользователи платят определенную сумму. Возможен и другой вариант, когда для них услуги бесплатны, а плата взимается с фирм за включение информации о них в базу данных web-сервера.
Основной проблемой эффективного функционирования web-сервера такого типа встает задача предоставления уникальной информации, поскольку Интернет является информационно насыщенной средой, в которой существует много альтернатив поиска требуемых сведений.
Наиболее характерным примером серверов, относящихся к этой группе, являются web-серверы, предоставляющие, во-первых, финансовую информацию и, во-вторых, информацию о рынке, то есть о фирмах, их продукции и услугах с возможностью произведения выборок по регионам, отраслям и т. д.
В противовес платным серверам существует достаточно большое количество бесплатных.
Очень часто на сайте наряду с платным предоставлением информации реализуется и бесплатное, например, по отдельным тематикам. Таким образом происходит совмещение двух вышеназванных моделей, которое служит для привлечения большего количества посетителей, формирования и продвижения имиджа компании, а также в качестве дополнительного средства рекламы.
Например, среди российских серверов ведущее место по предоставлению финансовой информации занимает сервер РИА «РосБизнесКонсалтинг» (www.rbc.ru).
Другим примером web-сайта, предоставляющего как бесплатную, так и платную информацию по широкому спектру рыночных отношений, фирмам и товарам являетсяweb-сервер Информационная Коммерческая Система «Международные Информационные Рынки» (ИКС МИР) (www.icsmir.ru).
Приведенное деление серверов по признаку платности доступа к его ресурсам подразумевает только явную форму оплаты — взимается плата за доступ или нет. С другой стороны, все без исключения сайты могут получать некоторый доход, во-первых, за счет продажи рекламного места на своих страницах. Этот подход к обеспечению прибыльности сервера получил название спонсорской или рекламной модели. Для ее внедрения необходимо достижение достаточно большого количества посетителей web-сервера, что не так легко. Во-вторых, фирмы могут получать условный доход за счет повышения имиджа фирмы, привлечения новых потребителей своей продукции или услуг, формирования брэнда и т. д. Все традиционные мероприятия по достижению этих целей стоят денег, а использование ресурсов Интернета может снизить издержки или быть более эффективным чем иные средства рекламы, тем самым принося компании дополнительный условный доход.
Торговые и финансовые системы
Последнюю группуweb-серверов представляют сайты, оказывающие пользователям различные услуги от продажи товаров до проведения финансовых операций. Они непосредственно осуществляют деловые процессы категорий В2С — продажу товаров конечным потребителям (Интернет-магазины), С2С — взаимодействие между физическими лицами (Интернет-аукционы) и В2В — ведение бизнеса между предприятиями (электронные торговые площадки).
- Аннотация
- Содержание (нумерация страниц согласно бумажной книге)
- Глава 1. Основы Интернет-маркетинга
- Введение в маркетинг
- Развитие информационных технологий
- Электронная коммерция
- Интернет-маркетинг
- Вопросы для обсуждения
- Глава 2. Инфраструктура Интернет-маркетинга
- Принципы построения сети Интернет
- Службы Интернета
- Методы обеспечения безопасности в сети Интернет
- Платежные Интернет-системы
- Вопросы для обсуждения
- Глава 3. Взаимодействие с индивидуальными потребителями
- Коммуникативные характеристики Интернета
- Интернет-аудитория
- Навигация пользователей в Интернете
- Управление взаимоотношениями с клиентами
- Вопросы для обсуждения
- Глава 4. Организация маркетинговых исследований в Интернете
- Маркетинговая информационная система
- Организация маркетинговых исследований
- Поиск информации в Интернете
- Проведение интернет-опросов
- Получение маркетинговой информации о посетителях web-сайта
- Вопросы для обсуждения
- Глава 5. Товарная политика и рынок услуг в Интернете
- Товар и товарная политика
- Разработка новых товаров
- Рынок услуг, оказываемых через Интернет
- Вопросы для обсуждения
- Глава 6. Ценовая политика и Интернет
- Формирование ценовой политики
- Определение цены
- Интернет-аукционы
- Вопросы для обсуждения
- Глава 7. Система распределения и Интернет
- Система распределения
- Розничная торговля в Интернете
- Интернет-посредники
- Вопросы для обсуждения
- Глава 8. Организация коммуникативной политики в Интернете
- Коммуникативная политика в Интернете
- Web-сайт как основа системы коммуникаций в Интернете
- Методы первоначального привлечения посетителей на web-сайт
- Методы удержания посетителей web-сайта
- Вопросы для обсуждения
- Глава 9. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью в Интернете
- Реклама в Интернете
- Стимулирование сбыта
- Связи с общественностью
- Интернет-брэндинг
- Вопросы для обсуждения