logo
Inf_Ps_#1_3

Понятие технологии

Технология – это слово греческого происхождения, составленное из двух корней: techne- искусство, мастерство, умение, иlogos- изучение, наука. В результате получается изучение мастерства, искусства, умения делать что-либо. Это значение понятия технология осталось, в таком понимании некоторые науки имеют своим предметом технологии, например, химические технологии, технологии производства бумаги, технологии производства пищевых продуктов, спирта и т.п. Такие технологии изучают в средних специальных и высших учебных заведениях, во многих из них учат мастерству, искусству, умению что-то делать. Но теперь понятие технологии толкуется и несколько шире.

В широком смысле технология – это совокупность средств и методов получения заранее оговорённого результата, достижения чётко поставленной цели. Результатом применения технологии может быть какой-то продукт (спирт, сок, серная кислота, бензин и т.п.) или состояние (уровень освещённости помещения, уровень шума и загрязнённости в нём, уровень средней зарплаты и т.п.). Технологии могут применяться как к материальным (компоненты химического синтеза), так и к нематериальным объектам (информация). Но в технологии всегда предполагается некий алгоритм, применение которого неизбежно приводит к поставленной цели, к заранее оговорённому и ожидаемому результату.

В связи с этим каждая технология, как и алгоритм, должна применяться некоторым исходным данным, использовать некоторые ресурсы, которые являются допустимыми для этой технологии. Можно говорить, что технология – это совокупность алгоритмов получения точно оговорённых результатов, достижения точно поставленных целей. Технология не может применяться для достижения неточно поставленных целей. Но применение технологии при точной постановке целей всегда, неизбежно приводит к нужному результату. Поэтому технология – это не искусство получения результата, а совокупность методов и средств получения его в массовом порядке, периодически, при возникновении потребности, без необходимости применения высокого искусства персонала, творчества и т.п. Творчество нужно на этапе разработки и внедрения технологии, а при её применении – нужно строго выполнять инструкции. Технология должна себя повторять сама, если эти инструкции выполняются.

В современном понимании технология направлена на производство массового однотипного продукта или формирование состояния тоже в массовом порядке. В современной экономике применение технологий оказалось существенно выгоднее, чем производство продуктов или формирование состояний нетехнологическими средствами. Важнейшие причины в том, что технология позволяет осуществлять высокоавтоматизированное производство продуктов и формирование состояний, проводящиеся при минимальном участии человека, с обеспечением высокого качества. Во многих случаях технология позволяет производить продукты высокого качества, но несколько адаптированные под запросы и предпочтения потребителей, т.е. выпускать однотипные продукты сериями, которые ориентированы на разные категории потребителей. В результате при сравнительно небольших затратах удаётся убедить разные категории потребителей в том, что произведённый продукт реализует именно их потребности, а потому расширить сегменты рынков, на которых такие продукты успешно продаются. Поэтому в современной экономике, как правило, более успешным является тот частный бизнес, который более эффективно использует технологии, кстати, не только производства, но и продажи своих продуктов.

Эти качества технологии часто используются в государственном управлении, политике, экономике, включая частный бизнес, в социальной сфере в целях манипуляций, когда утверждают, что владеют технологиями, а на самом деле сумели только умозрительно описать желаемый результат или сумели его получить однажды, при благоприятном стечении обстоятельств. В таком случае технология пока отсутствует, её нужно разработать для массового применения с получением такого результата и внедрить. Только тогда можно говорить о владении технологией. В частности, так называемые избирательные технологии до сих пор остаются скорее искусством, чем реальными технологиями, потому что никто не может гарантировать получение заранее оговорённого результата при их применении. Более того, стандартные приёмы и методы ведения избирательных кампаний всё чаще приводят к иным результатам, чем ожидаемые. Причина – в постоянных изменениях условий проведения избирательных кампаний и различиях регионов России: что приносит результат в одних, может не дать результата и даже дать прямо противоположный результат в других.