Правовое обеспечение
Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является обеспечение и укрепление законности осуществления деятельности по созданию, внедрению и эксплуатации информационных систем.
В состав правового обеспечения входят федеральные, региональные и местные законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Применение современных информационных технологий и систем во многом является экстерриториальным, т.е. чаще всего проводится по всему миру, невзирая на границы национальных государств. Так работает сеть Интернет, так используются программные продукты многих крупных современных производителей, в частности, компаний Microsoft, Adobe Systems Incorporated, Hewlett-Packard, Corel Corporationи другие. Следовательно, при использовании программного обеспечения этих компаний нужно учитывать нормы законодательства США и других стран, поскольку нарушение их норм может приводить к санкциям со стороны этих компаний. Чаще эти компании наблюдают за соблюдением своих авторских и смежных прав, контролируя их по всему миру. Аналогичные действия нередко осуществляют производители аппаратуры, мобильных телефонов, персональных компьютеров, ноутбуков, нетбуков и других технических средств. Поэтому при постоянной активной работе в сфере современной информатики и использовании информационных систем необходимо знать нормы не только российского, но и зарубежного законодательства.
Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора. При нарушениях норм договоров их сторонами возможно получить определённую компенсацию потерь, если сторона договора обратится с гражданским иском в суд и представит документальные свидетельства нарушений норм договора другой его стороной. Но при этом все подтверждения таких нарушений должна собрать сторона истца, органы государственной власти имеют право в процессы сбора таких доказательств не включаться.
Правоохранительные и другие органы государственной власти будут самостоятельно собирать доказательства нарушений норм законов, если это было связано с совершением уголовно наказуемого деяния, например, при нарушениях государственной тайны. В таких случаях пользователи информационных систем могут получить существенную поддержку со стороны государства в обеспечении защиты информации, находящейся в секретной информационной системе. Но для использования этой информационной системы режим секретности накладывает всегда много существенных ограничений, которые естественно препятствуют свободе использования информации из неё. Поэтому к засекречиванию информационных систем прибегают нечасто, обычно в интересах государственной безопасности.
Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает нормы, определяющие:
статус информационной системы;
права, обязанности и ответственность персонала;
правовые положения отдельных видов процесса управления;
порядок создания и использования информации и другие.
В любом случае правовое обеспечение законности осуществления информационной деятельности реализуется потому, что все законопослушные разработчики, владельцы и пользователи информационных систем постоянно соблюдают нормы законов и других нормативно-правовых документов. К нарушителям этих норм могут и должны применять различных санкции, вплоть до уголовного преследования при нарушении норм Уголовного кодекса РФ. Но эти санкции, как правило, лишь в той или иной мере компенсируют потери от нарушений правовых норм и демонстрируют неотвратимость наказания за такие нарушения. Только в редких случаях правовое обеспечение оказывается способным предотвратить осуществление действий, нарушающих правовые нормы деятельности, связанной с созданием, внедрением и эксплуатацией информационных систем.
- Современные информационные технологии для психологов мпси 2010 год
- Место курса в системе подготовки специалиста
- Компьютерные информационные системы: понятие, основные функции, основные процессы, основные виды обеспечения Понятие и цели функционирования
- Основные реализуемые процессы
- Понятие подсистем и основные их виды
- Информационное обеспечение
- Техническое обеспечение
- Математическое и программное обеспечение
- Организационное обеспечение
- Правовое обеспечение
- Функциональные подсистемы информационных систем
- Классификации автоматизированных информационных систем
- Понятие технологии
- Понятие информационной технологии
- Соотношение информационной технологии и информационной системы
- Различие между автоматической и автоматизированной технологией
- Основные технические достижения, используемые для создания и развития автоматизированных информационных технологий.
- Этапы развития информационных технологий. Централизованная и децентрализованная обработка информации
- Признак деления — вид задач и процессов обработки информации
- Признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации общества
- Признак деления — преимущество, которое приносит информационная технология
- Признак деления — виды инструментария технологий
- Устаревание информационной технологии
- Централизованная и децентрализованная обработка информации
- Примеры современных информационных технологий
- Информационные технологии создания, редактирования и предпечатной подготовки текстов (пример - Microsoft Word)
- Информационные технологии расчётов в электронных таблицах (пример - Microsoft Excel)
- Информационные технологии обработки графических данных
- Информационные технологии создания и ведения баз данных (пример - Microsoft Access)
- Информационные технологии автоматизации офисной деятельности и делопроизводства
- Информационные технологии статистической обработки данных
- Информационные технологии мультимедиа: работа со звуком, изображением, графикой, анимацией и т.П. (Пример - подготовка презентаций в программе Microsoft PowerPoint.)
- Информационные технологии автоматизированного проектирования (пример - программный комплекс AutoCad)
- Информационные технологии бухгалтерского учёта: информационные и расчётные системы
- Информационные технологии финансовой аналитической деятельности
- Информационные технологии поддержки экспертной деятельности
- Понятие безопасности в информационных системах
- Виды угроз безопасности в экономических информационных системах
- Риски и угрозы безопасности
- Виды угроз безопасности
- Примеры угроз безопасности
- Возможности утечки компьютерной информации
- Наиболее распространённые способы несанкционированного доступа к информации
- Методы и средства защиты информации в экономических информационных системах Важнейший и базовые принципы защиты информации
- Требования к проектированию системы защиты информации
- Основные функции системы защиты информации
- Методы обеспечения безопасности информации
- Средства обеспечения безопасности информации
- Меры защиты информации
- Программные средства и способы защиты компьютерной информации Защита от несанкционированного доступа к ресурсам компьютера: пароли, разграничение доступа
- Защита дисков от копирования
- Резервное копирование информации
- Вредоносные программы и программы борьбы с ними
- Понятие компьютерного вируса
- Spyware и Adware программы
- Программные и другие методы борьбы со Spyware и Adware программами
- Признаки заражения компьютеров
- Способы заражения компьютерными вирусами
- Методы защиты от компьютерных вирусов
- Средства антивирусной защиты
- Программные средства защиты от вирусов: поведенческие блокираторы
- Программные средства защиты от вирусов: антивирусные сканеры и мониторы
- Программные средства защиты от несанкционированных рассылок сообщений по электронной почте типа Anti Spam ("против спама")
- Литература Основная
- Дополнительная