logo
ИНФОРМАТИКА ОТВЕТЫ

Классификация моделей

Классификация – это распределение однотипных объектов в соответствии с выделенными свойствами (признаками, категориями, классами).

По цели моделирования:

1. Модели, используемые в научном познании, разрабатываются для понимания проблемы.

2. Модели, используемые в образовании, разрабатываются для передачи известных знаний.

3. Модели, используемые для создания систем, представляют собой модели исследовательского или нормативного характера, связаны с проектированием.

4. Модели, используемые в управлении системами, показывают изменение состояния объекта управления в зависимости от изменения параметров самого объекта. Используются в экономике, психологии, социологии, робототехнике.

По степени неопределенности:

1. Детерминированные (определенные) – это модели, для которых известны законы, по кото­рым изменяется или развивается объект.

2. Вероятностные – строятся на основе обработки статистической неопределенности и некоторых видов нечеткой информации.

По зависимости от времени:

1. Статические – неизменяемые во времени.

Структурные модели – это модели состояния, которые отражают совокупность составных частей прототипа и его собственные свойства. Примерами структурной модели являются: чертеж, блок-схема алгоритма, таблица Менделеева и др.

2. Динамические – изменяются во времени, как правило, строятся на основе решения дифференциальных уравнений и служат для решения задач управления и прогнозирования.

Функциональные модели – это модели процесса, которые отражают, как изменяется состояние прототипа с течением времени. Примеры: компьютерная визуализация процесса, макет, демонстрирующий работу чего-либо, протез и др.

По назначению моделей:

1. Описательные – описывают существо явления, объекта, процесса.

2. Имитационные – процесс описывается статистическими закономерностями. Используются при расчетах возможных путей развития тех или иных процессов (эпидемии заболеваний, атомные процессы и т.д.)

3. Оптимизационные – необходимы для выбора наилучших значений параметров реального процесса (планирование, управление)

4. Эталонные – позволяют, при использовании, получать заранее известные результаты.

5. Прогностические – позволяют прогнозировать некоторые события и явления (погода, разлив рек, модель «ядерной зимы» академика Н.Н. Моисеева)

6. Игровые – используются как тренажеры, или в качестве средств отдыха или обучения.

По отношению к материальному миру:

Натурные (материальные) модели:

1. Подобия (игрушка, манекен, фотография);

2. Тренажеры – устройства, имитирующие некоторую ситуацию, требующую принятия решений и действий, и позволяющие отрабатывать методы ее разрешения (тренажеры для подготовки летчиков, водителей и т.д.);

3. Эрзацы (протезы, заменяющие и частично выполняющие функции настоящих органов).

Информационные (нематериальные) модели:

1. Непрерывные (математическая функция, график функции);

2. Дискретные (знаковые):

– формализованный язык (компьютерная программа, нотная запись и др);

– неформализованный язык (описание, характеристики, толкования и др.).

Построение знаковой модели является обязательным этапом решения практической задачи с помощью компьютера.

По возможности проверки результатов:

Проверяемыми являются те модели, у которых результат их использования может быть соотнесен (сравнен) с прототипом.

Для проверяемых моделей можно определить понятие точности как количественной меры, отражающей соотношение результатов моделирования и реальности. По измеренной точности можно сопоставить проверяемые модели между собой.

Непроверяемые модели невозможно сопоставить с реальным прототипом. Примером модели может являться религия, если рассматривать ее как модель происхождения и устройства мира. Примеры моделей: трактовка замысла художника как модель произведения, описание увиденного, суждение о чем-либо.

Данная классификация не исчерпывает всего многообразия существующих моделей и отдельных особенностей. Решение практической задачи на компьютере требует построения информационнойзнаковойпроверяемой модели