41. Области применения баз данных
Процессы управления присущи как живой, так и неживой природе. Управление встречается как в физике – управление физическими процессами и объектами; в педагогике – управление детьми, в экономике – управление производством; в информатике – управление информационными процессами и т.д.
Управление – функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержку режима деятельности, реализации программы и целей этих систем.
Управление есть совокупность процессов, большинство из которых связано с получением, анализом, преобразованием информации, т.е. информационных процессов. Следовательно, знание информационных основ управления способствует повышению качества управления, обеспечивает принятие эффективных управленческих решений и адекватный выбор средств их реализации.
Управление и информация служат основными понятиями кибернетики. Понятие «кибернетика» (от греч. кибернетикос – искусный в управлении) как научный термин введено в первой половине XIX века французским физиком Андре Мари Ампером, который назвал кибернетикой науку, занимающуюся изучением искусства управления людьми и обществом.
Кибернетика – наука, изучающая с единых позиций связь и управление (самоуправление) в организованных системах любой физической природы.
Основоположником кибернетики считается Норберт Винер (1894-1964), который обратил внимание, что процессы, управляющие сложной электронной системой, аналогичны процессам нейрофизиологии, изучающей целенаправленную деятельность живых существ. Сохранение работоспособности таких систем достигается за счет обратной связи, она позволяет отслеживать и корректировать уже начатое, но еще незаконченное действие. Существование обратной связи позволяет рассматривать сложные системы различной природы – физической, социальной, биологической – с единой точки зрения. Это и есть основы кибернетики. В 1948 году вышла в свет книга Н. Винера «Кибернетика или управление и связь в живом мире и машинах».
Кибернетические системы представляют собой абстракцию под информационным углом зрения сложных систем, изучаемых широким спектром естественных, технических и социальных наук.
Выявляя общие аспекты в системах столь различной природы, кибернетика дает общий и принципиально новый метод изучения – метод машинного эксперимента, который является промежуточным между классическим дедуктивным и классическим экспериментальным. Благодаря этому, кибернетику, подобно математике, можно использовать в качестве аппарата исследования в других науках.
Совокупность объекта управления (ОУ), управляющего органа (УО) и исполнительного органа (ИО) образуют систему управления, в которой выделяются две подсистемы: управляющая подсистема и управляемая подсистема.
Управляющая подсистема – комплекс средств и методов, обеспечивающих процессы сбора, обработки, хранения и передачи информации, а также формирования управленческих воздействий.
Система управления функционирует благодаря взаимодействию управляющей и управляемой подсистем между собой и с внешней средой через каналы связи. По каналам связи управляющая подсистема получает информацию и после ее обработки, исходя из целей управления и правил принятия управленческих решений, формирует и передает в виде результативной информации управляющее воздействие. В итоге этого воздействия объект управления изменяет (или сохраняет) свое состояние, что фиксируется управляющей подсистемой, которая анализирует это изменение и либо вырабатывает новое управленческое решение, либо сохраняет «пассивное» состояние.
Для функционирования системы необходима информация:
Iвх – входящая информация сообщает управляющему органу о множестве возможных состояний объекта управления и управляющего органа, а так же о том, в каком из состояний должен находиться объект управления при заданных внешних условиях, формируется исходя из цели управления деятельностью объекта.
Iос – информация (или канал) обратной связи представляет собой информацию о текущем состоянии управляемой подсистемы. Основные функции обратной связи: контроль степени достижения цели управления и регулирование управляющих воздействий.
Iу – управляющая информация (или канал прямой связи), возникает в результате обработки в управляющем органе входной и информации обратной связи.
На объект управления оказываются воздействия:
U – управляющее воздействие, вырабатываемое исполнительным органом на основе управляющей информации, и ликвидирующее отклонения в объекте управления. Виды управляющего воздействия: материальное (вещественное или энергетическое) и информационное.
V – возмущающее воздействие на объект управления, в результате чего происходит отклонение объекта от заданного состояния.
Управление осуществляется на основе информационных моделей:
цели управления – представляются как модели желаемого идеального состояния;
модели текущего состояния – строятся на основе информации обратной связи;
модели возможных реакций объекта на управляющее воздействие;
критерии эффективности решений, принимаемых субъектом управления, и модели способов оценки эффективности управляющий воздействий;
модели функционирования каналов прямой и обратной связи.
Системообразующим элементом процесса управления являются управляющие воздействия как результат принятия управленческих решений.
Управление – есть информационный процесс, предполагающий выполнение функций по сбору, передаче, хранению, обработке и анализу данных необходимых для выработки соответствующих управленческих решений.
Классификация видов управления:
По степени автоматизации: автоматическое, автоматизированное, неавтоматизированное.
По учету фактора времени: управление в реальном масштабе времени, выборочное управление (в случае, когда состояние объекта управления изменяется медленно), управление с задержкой (если скорость протекания процессов высокая, а информация поступает с задержкой, управляющее воздействие вырабатывается на основе прогностических моделей поведения объекта).
По виду управляющих воздействий: управление посредствам команд (процессор), управление через алгоритм (станки с числовым программным управлением), управление на основе системы правил (правила бывают двух видов – запрещающие и разрешающие).
Информационные системы – системы обработки данных в какой-либо предметной области, объединенные со средствами накопления, хранения, обновления, поиска и выдачи данных.
Информационные системы можно классифицировать по следующим признакам:
По средствам выполнения информационной задачи: ручные; механизированные; автоматизированные; автоматические.
По выполняемой функции: информационно-поисковые; управляющие; моделирующие; обучающие; контролирующие и др.
По области применения: медицинские; педагогические; экономические и др.
Автоматизированная информационная система – информационная система, использующая вычислительную технику на этапах ввода, обработки и выдачи информации по различным запросам пользователей.
Работа АИС направляется и регулируется человеком, а основные процессы выполняются автоматически – по заданному алгоритму, без участия человека. Современные АИС создаются на базе использования возможностей, которые предоставляются компьютерной техникой и вычислительными сетями. Компонентами АИС являются базы и банки данных.
Банк данных – автоматизированная информационная система централизованного хранения и коллективного многоцелевого использования данных.
В состав банка данных входят СУБД, одна или несколько баз данных, справочник баз данных, библиотека запросов, библиотека прикладных программ.
- Двоичная система счисления
- Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления
- Логические операции
- Логические законы
- Переключательные схемы
- С х е м а не (Отрицание)
- Инструментарий информационных технологий
- Составляющие информационной технологии
- Классификация информационных технологий
- Этапы развития информационных технологий
- Понятие модели. Моделирование
- Классификация моделей
- Формализация
- Интуитивное определение алгоритма
- Свойства алгоритма:
- Формы представления алгоритма
- Этапы решения задач с помощью компьютера
- Линейный алгоритм
- Ветвление
- Циклические алгоритмы
- История развития вычислительной техники
- Архитектура фон Неймана
- Поколения компьютеров
- I поколение
- II поколение
- III поколение
- IV поколение
- Устройство персонального компьютера
- 30. Понятие программного обеспечения
- 31.Базовый уровень программного обеспечения
- 32.Системный и служебный уровни программного обеспечения
- Виды пользовательского интерфейса:
- Основные функции операционных систем:
- 33.Прикладной уровень программного обеспечения
- Прикладное программное обеспечение общего назначения
- Специальное прикладное программное обеспечение
- 34.Классификация данных
- Классификационные признаки
- 35.Представление элементарных данных
- Основные типы данных:
- Решение.
- Решение.
- 36.Модели данных
- Реляционная модель
- Иерархическая модель
- Сетевая модель
- 37.Кодирование графической информации
- Растровый метод
- Векторный метод
- 38.Кодирование звуковой информации
- 39.Устройства внешней памяти Магнитные диски
- Оптические диски
- Флэш-память
- 40.Архитектура многопользовательских систем
- Телеобработка
- Технология «Файл/сервер»
- Технология «клиент/сервер»
- 41. Области применения баз данных
- Виды аис:
- 42. Схема передачи информации в линии связи
- Некоторые характеристики каналов связи
- Решение.
- 43.Передача информации в компьютерных линиях связи
- Параллельная передач а данных
- Последовательная передача данных
- Виды серверов:
- 45.Классификация вычислительных сетей
- 46.Эталонная модель взаимодействия открытых систем
- 47.Качество информации
- 48.Безопасность информации
- 49.Антивирусные программные средства
- 50.Обеспечение достоверности информации
- 2. Аппаратно-программные
- 51.Обеспечение сохранности информации
- 52.Обеспечение конфиденциальности информации