Архитектура фон Неймана
В 40-х годах XX века американец венгерского происхождения Джон (Янош) фон Нейман (1903-1957) включился в работу по созданию вычислительной машины для управления установками береговой противовоздушной обороны. Машина была названа «ENIAC» Electronic Numeric Integrator Automatic Computer – электронный численный интегратор и автоматический вычислитель. Но она имела принципиальный недостаток, в ней отсутствовало устройство для запоминания и хранения команд.
В 1945 году Джон фон Нейман выступил с докладом, в котором были сформулированы основные принципы организации нового вычислительного устройства, получившие название архитектура фон Неймана.
АЛУ – арифметико-логическое устройство, предназначенное для выполнения арифметических и логических операций, в современных компьютерах устройство является составной частью процессора;
ОП – оперативная память, устройство, предназначенное для хранения кодов и данных выполняющейся в данный момент программы; американская аббревиатура RAM – Random Access Memory, память с произвольным доступом; русская аббревиатура ОЗУ – оперативное запоминающее устройство.
ВУ – внешние устройства или периферия. Обычно делят на два класса:
1. Внешняя память – накопитель на гибких магнитных дисках, накопитель на жестких магнитных дисках, CD-устройства, магнитооптические накопители, DVD-устройства, флэш USB устройства.
2. Устройства ввода/вывода информации:
– устройства ввода: клавиатура, манипуляторы (мышь, сенсорная панель, джойстик и др.), микрофон, сканер, дисплей, факс, цифровая видео- (фото-) камера, дигитайзер;
– устройства вывода: дисплей, принтер, акустические колонки, плоттер, факс, электронная доска, проектор.
УУ - управляющее устройство (в современной технике входит в состав процессора), которое организует работу компьютера следующим образом:
1. помещает в ОП коды программы из ВУ;
2. считывает из ячейки ОП и организует выполнение первой команды программы;
3. определяет очередную команду и организует ее выполнение;
4. постоянно синхронизирует работу устройств, имеющих различную скорость выполнения операций, путем приостановки выполнения программы.
В целом принципы фон-Неймана сводятся к следующему:
1. Принцип хранимой программы. Машина имеет память, в которой хранятся программа, данные и результаты промежуточных вычислений. Программа и данные вводятся в память в виде двоичных кодов.
2. Адресный принцип. В команде указываются не сами числа, над которыми нужно выполнять арифметические действия, а адреса ячеек памяти, где эти числа находятся.
3. Принцип автоматизма. После ввода программы и данных машина работает автоматически, выполняя предписания программы без вмешательства человека. Для этого машина запоминает адрес выполняемой команды, а каждая команда содержит указание об адресе следующей команды. Указание может быть:
1) неявным – перейти к команде, следующей по адресу за выполняемой, используется при построении линейной организации управления действиями алгоритма;
2) безусловным – перейти к команде по заданному адресу, осуществляется при использовании команды перехода (GoTo) или организации подпрограмм;
3) условным – проверить заданное условие и в зависимости от его выполнения перейти к команде по тому или иному адресу, используется при организации команд ветвления и цикла.
4. Принцип переадресации. Адреса ячеек памяти, указанные в команде, можно вычислять и преобразовывать как числа.
В 1946 году фон Нейман начинает разработку новой машины, в соответствии с разработанной архитектурой и принципами, и в 1949 годубыла создана машина EDVAC – электронный компьютер по обработке дискретных переменных, которая в последствии была признана первым компьютером.
- Двоичная система счисления
- Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления
- Логические операции
- Логические законы
- Переключательные схемы
- С х е м а не (Отрицание)
- Инструментарий информационных технологий
- Составляющие информационной технологии
- Классификация информационных технологий
- Этапы развития информационных технологий
- Понятие модели. Моделирование
- Классификация моделей
- Формализация
- Интуитивное определение алгоритма
- Свойства алгоритма:
- Формы представления алгоритма
- Этапы решения задач с помощью компьютера
- Линейный алгоритм
- Ветвление
- Циклические алгоритмы
- История развития вычислительной техники
- Архитектура фон Неймана
- Поколения компьютеров
- I поколение
- II поколение
- III поколение
- IV поколение
- Устройство персонального компьютера
- 30. Понятие программного обеспечения
- 31.Базовый уровень программного обеспечения
- 32.Системный и служебный уровни программного обеспечения
- Виды пользовательского интерфейса:
- Основные функции операционных систем:
- 33.Прикладной уровень программного обеспечения
- Прикладное программное обеспечение общего назначения
- Специальное прикладное программное обеспечение
- 34.Классификация данных
- Классификационные признаки
- 35.Представление элементарных данных
- Основные типы данных:
- Решение.
- Решение.
- 36.Модели данных
- Реляционная модель
- Иерархическая модель
- Сетевая модель
- 37.Кодирование графической информации
- Растровый метод
- Векторный метод
- 38.Кодирование звуковой информации
- 39.Устройства внешней памяти Магнитные диски
- Оптические диски
- Флэш-память
- 40.Архитектура многопользовательских систем
- Телеобработка
- Технология «Файл/сервер»
- Технология «клиент/сервер»
- 41. Области применения баз данных
- Виды аис:
- 42. Схема передачи информации в линии связи
- Некоторые характеристики каналов связи
- Решение.
- 43.Передача информации в компьютерных линиях связи
- Параллельная передач а данных
- Последовательная передача данных
- Виды серверов:
- 45.Классификация вычислительных сетей
- 46.Эталонная модель взаимодействия открытых систем
- 47.Качество информации
- 48.Безопасность информации
- 49.Антивирусные программные средства
- 50.Обеспечение достоверности информации
- 2. Аппаратно-программные
- 51.Обеспечение сохранности информации
- 52.Обеспечение конфиденциальности информации