2.6 Приложение
Некоторые методологические замечания по поводу политики структурной перестройки экономики в Африке и ее оценки
В 1993 г. Управление вице-президента Мирового банка провело исследование политики структурной перестройки, осуществляемой Банком в Африке. Ее результаты, по словам вице-президента и главного экономиста, "вызывали тревожные вопросы относительно масштаба и действенности реформаторских усилий" (World Bank, 1994a xi). Исследование, опубликованное в 1994 г., должно было дать свидетельства экономических выгод политики структурной перестройки, рекомендованной Банком. Результаты этого исследования широко освещались в средствах массовой информации и на международных форумах по проблемам развития как доказательства правоты международных институтов, защищающих политику макроэкономической стабилизации, несмотря на социальные и политические издержки такой политики. Ввиду прямого отношения этой проблемы и этого доклада к спорам о развитии и отсталости в новой глобальной экономике, я полагаю полезным подвергнуть сомнению эмпирические данные, представленные в докладе: мы погрузимся в некоторые мелкие детали статистики, использованной для оправдания провалившейся политики. В рамках этого комментария я просто укажу на ошибочные процедуры, приглашая читателя вынести собственные суждения, сверившись с докладом. Чтобы упростить дело, я не ввожу другие источники данных, но принимаю данные так, как они представлены, не останавливаясь на вопросе об их точности (что само по себе небесспорно).
В двух словах, процедура, которой следовали авторы доклада, состояла в том, чтобы разбить 26 стран к югу от Сахары, согласно их "хорошему" или "дурному" поведению в вопросах макроэкономической политики, на три группы, для которых было характерно соответственно: значительное улучшение макроэкономической политики, слабое улучшение и ухудшение. Терминология, конечно, предполагает, что экономическое улучшение измеряется динамикой ВВП на душу населения, которая должна в общих чертах следовать этой группировке. Затем по каждой стране и группе стран сравниваются темпы среднегодового роста ВВП за два периода: 1981-1986 гг. (перед началом структурной перестройки экономики) и 1987-1991 гг. (когда ее эффект дал о себе знать). Хотя положение стран в целом не слишком улучшилось (разница в темпах роста между периодами составляет 0,5 процентных пункта), разница в темпах роста между группами показывает, что страны "с хорошей политикой" жили несколько лучше, чем страны "со слабым улучшением политики" (медиана распределения -1,8 процентных пункта против 1,5) и намного лучше, чем страны "с ухудшающейся политикой" (медиана - 2,6 процентных пункта) (см.: World Bank 1994a: 138, table 5.1).
В докладе сделан следующий вывод: "Налицо награда за проведение политики структурной перестройки, так как в странах, которые продвинулись дальше в осуществлении хорошей политики, особенно хорошей макроэкономической политики, наблюдалось возобновление экономического роста" (Vice-President's foreword, p. xi). Я утверждаю, что этот вывод неточен и вводит в заблуждение в том виде, в котором он высказан, а в целом он базируется на статистическом артефакте. Неточен потому, что две кз шести стран "с хорошей политикой" (согласно критериям Мирового банка) в действительности снизили свои темпы роста между данными периодами: Буркина-Фасо - на 1,7 пункта и Гамбия - на 0,8 пункта. Сделанный в докладе вывод вводит в заблуждение, поскольку страна с наилучшим результатом из всех 26 - Мозамбик, улучшившая свой рост на 7,6 пункта, оказалась глубоко внизу, в группе стран "с плохой политикой". Кроме того, три страны с наилучшими результатами, Нигерия, Гана и Танзания, улучшили свой темп в большей степени потому, что в исходном периоде у них были существенно негативные темпы роста в предшествующем периоде (-4,6; -2,4; -1,7%), что также характерно и для Мозамбика. Наконец, это суждение является статистическим артефактом, поскольку расчеты по группам (медианы распределения и средние величины) искажены из-за больших различий в размерах групп (6 стран с хорошей политикой, 9 стран "со слабой политикой" и 11 стран "с плохой политикой").
Дело в следующем: если вы берете 26 стран, находящихся в целом в плохом положении, и группируете вместе 11 из них, как "ухудшающиеся", а 6 - под рубрикой "хорошая политика", то для членов группы 11 будет труднее показать хорошую среднюю величину, чем для членов группы 6, просто потому, что в группу 11 стран войдет больше "низких величин" из-за простой статистической вероятности.
Изменим процедуру и сгруппируем страны по их фактическим результатам с точки зрения повышения темпов роста. Возьмем теперь верхнюю треть распределения, т. е. 8 стран (в диапазоне темпов экономического роста между 2,2 и 1,6). Какие страны найдем мы в такой группе "экономических отличников"? Используя категории Мирового банка, мы находим в ней три страны "с хорошей политикой" (Нигерия, Гана и Танзания), три страны "со слабым улучшением" и две страны "с ухудшением" (Мозамбик и Сьерра-Леоне, обе в верхней шестерке). Это едва ли может считаться базой для значимой корреляции, не говоря уже о получении выводов, касающихся политики развития. И в самом деле, если мы ранжируем 26 стран по двум шкалам: одна - по повышению уровня ВВП на душу населения, а другая - по степени последовательности проведения политики структурной перестройки, оба ряда будут значительно различаться.
В докладе рассчитана линейная регрессия между политикой и ростом ВВП, которая, как показано, является значимой, но только после коррекции уравнения с целью элиминировать эффект темпов роста в период до проведения в жизнь политики структурной перестройки, поскольку авторы признают, что страны, которые показали особенно плохие результаты, с большей вероятностью показывают улучшение политики (с. 140). Это лишает такие расчеты всякого значения. Если мы устраним из группы б "хороших" страны с плохими результатами в первом периоде (Нигерия, Гана и Танзания), вся группа исчезает, поскольку, как заявлено, темп роста двух других стран фактически уменьшился. Единственной звездой, в конечном счете, останется Зимбабве, показавшая "потрясающее" увеличение темпов роста - с 0,3 до 1,0% в год.
В конечном счете, трудно понять, почему авторы доклада предприняли все эти титанические усилия для доказательства своего тезиса, подчеркивающего значение роста экспортного потенциала как инструмента развития в глобальной экономике. В итоге они убедились лишь в том, что "эффект условий торговли не является значимым и обычно проявляется с обратным знаком (улучшение условий торговли замедляет рост)" (с. 140). Но и на это у них есть ответ: "Этот результат отражает особенности краткосрочного периода исследования и не должен восприниматься как противоречащий хорошо установленному в долгосрочной перспективе позитивному отношению между ростом и условиями торговли" (с. 140). Но "особенности краткосрочного периода, подвергшегося исследованию", не мешают авторам принимать менее негативные тенденции роста в качестве подтверждения благ политики реструктуризации. Вот так решения принимаются и легитимизируются expost в Зазеркалье международных финансовых институтов.
- 1. Информационно-технологическая революция
- 1.1 Какая революция?
- 1.2 Уроки индустриальной революции
- 1.3 Историческая последовательность информационно-технологической революции
- 1.3.1 Микроинженерия макроизменений: электроника и информация
- 1.3.2 Технологический водораздел 1970-х годов
- 1.3.3 Технологии жизни
- 1.3.4 Социальный контекст и динамика технологических изменений
- 1.4 Модели, акторы и арены информационно-технологической революции
- 1.5 Информационно-технологическая парадигма
- 2. Информациональная экономика и процесс глобализации
- 2.1 Введение
- 2.2.2 Является ли производительность, основанная на знании, особенностью информациональной экономики?
- 2.2.4 Реполитизация информационального капитализма
- 2.2.5 Историческая специфичность информационализма
- 2.3 Глобальная экономика: происхождение, структура и динамика
- 2.4 Новейшее международное разделение труда
- 2.5 Архитектура и геометрия информациональной/глобальной экономики
- 2.6 Приложение
- 3. Сетевое предприятие: культура, институты и организации информациональной экономики
- 3.1 Введение
- 3.2 Организационные траектории в период реструктуризации капитализма и перехода от индустриализма к информационализму
- 3.2.1 От массового производства к гибкому производству
- 3.2.2 Малый бизнес и кризис крупной корпорации: миф и реальность
- 3.2.5 Корпоративные стратегические альянсы
- 3.2.7 Кризис модели вертикальной корпорации и возникновение деловых сетей
- 3.3 Информационная технология и сетевое предприятие
- 3.4 Культура, институты и экономическая организация: деловые сети Восточной Азии
- 3.4.2 Культура, организации и институты: азиатские деловые сети и государство развития
- 3.5 Мультинациональные предприятия, транснациональные корпорации и международные сети
- 3.6 Дух информационализма
- 4.1 Историческая эволюция структуры занятости и профессиональной структуры в развитых капиталистических странах: "большая семерка", 1920-2005 гг.
- 4.1.1 Постиндустриализм, экономика услуг и информациональное общество
- 4.2 Существует ли глобальная рабочая сила?
- 4.3 Трудовой процесс в информациональной парадигме
- 4.4 Влияние информационной технологии на занятость: к "безработному обществу"?
- 4.5 Работа и информациональный водораздел: работники с гибким рабочим временем
- 4.6 Информационная технология и реструктуризация отношений между трудом и капиталом: социальный дуализм или фрагментированные общества?
- 5. Культура реальной виртуальности: интеграция электронных средств коммуникации, конец массовой аудитории и возникновение интерактивных сетей
- 5.1 Введение
- 5.2 От "галактики Гутенберга" к "галактике Маклюэна": возникновение культуры средств массовой информации
- 5.3 Новые средства массовой информации и диверсификация массовой аудитории
- 5.4 Коммуникация через компьютеры, институциональный контроль, социальные сети и виртуальные сообщества
- 5.5 Великое слияние: мультимедиа как символическая среда
- 5.6 Культура реальной виртуальности
- 6. Пространство потоков
- 6.1 Введение
- 6.2 Развитые услуги, информационные потоки и глобальный город
- 6.3 Новое индустриальное пространство
- 6.4 Повседневная жизнь в электронном коттедже: конец городов?
- 6.5 Трансформация городской формы: информациональный город
- 6.5.1 Последний фронтир Америки: пригороды
- 6.5.2 Увядающий шарм европейских городов
- 6.6 Социальная теория пространства и теория пространства потоков
- 6.7 Архитектура конца истории
- 6.8 Пространство потоков и пространство мест
- 7. Край вечности: вневременное время
- 7.1 Введение
- 7.2 Время, история и общество
- 7.3 Время как источник стоимости: глобальное казино
- 7.4 Гибкое время и сетевое предприятие
- 7.5 Сжатие и искривление рабочего времени жизни
- 7.6 Размывание жизненного цикла: на пути к социальной аритмии?
- 7.7 Отрицание смерти
- 7.8 Мгновенные войны
- 7.9 Виртуальное время
- 7.10 Время, пространство и общество: край вечности
- 8.1 Экстенсивная модель экономического роста и пределы гипериндустриализма
- 8.2 Технологический вопрос
- 8.3 Похищение идентичности и кризис советского федерализма
- 8.4 Последняя перестройка110
- 8.5 Национализм, демократия и распад Советского государства
- 9.1 Генезис нового мира1
- 9.2 Новое общество
- 9.3 Новые пути социальных изменений
- 9.4 По ту сторону нашего тысячелетия
- 9.5 Что делать?
- 9.6 Финал