7.4 Гибкое время и сетевое предприятие
Сокращение времени является также сердцевиной новых организационных форм экономической активности, которые я определил как сетевое предприятие. Гибкие формы управления, непрерывное использование основного капитала, интенсификация труда, стратегические альянсы и межорганизационные связи - все это ведет к сокращению количества времени на одну операцию, к ускорению оборота ресурсов. Действительно, метод управления материальным хозяйством по принципу "точно в срок" стал символом "подтянутого производства", хотя он и относится к доэлектронному веку промышленной технологии. Однако в информациональной экономике это временное сжатие не имеет своим источником еще большее сокращение времени, затрачиваемого на определенную работу, или увеличение количества работы, сделанной за определенное время, - процессы, в которых главную роль играет хронометр. Вследствие того что потенциал работников и организаций, связанный с производством стоимости, сильно зависим от автономии информированного работника в принятии решений в реальном времени, традиционное дисциплинарное управление рабочей силой не подходит новой системе производства27. Вместо этого от опытного работника требуют самостоятельно управлять собственным временем в гибком режиме, иногда удлиняя рабочее время, в другой раз приспосабливаясь к гибким графикам, а в некоторых случаях сокращая рабочие часы и, следовательно, оплату. Это новое ориентированное во времени управление трудом может быть названо, как предложил Джон Урри, "работа точно в срок".
Для сетевой фирмы временные рамки ее адаптивности к рыночному спросу и технологическим изменениям есть также основа ее конкурентоспособности. Так, витрина сетевого производства, итальянская мультинациональная фирма по производству вязаной одежды Benetton попала в 1995 г. в руки своего американского конкурента, фирме Gap, главным образом из-за своей неспособности угнаться за Gap в предложении новых моделей в ответ на изменяющиеся вкусы потребителей: Gap делал это раз в два месяца, тогда как Benetton - дважды в год28. Другой пример: в индустрии программного обеспечения в середине 1990-х годов фирмы начали раздавать свои продукты бесплатно по сети, для того чтобы как можно шире привлечь потребителей29. Расчет, на котором основана эта конечная дематериализация программных продуктов, состоит в том, что прибыль нужно получать в долгосрочном периоде, главным образом за счет постоянных отношений с пользователями по поводу развития и усовершенствования данной программы. Но первоначальный выбор такой программы зависит от преимущества решений, предложенных продуктом, над свойствами других продуктов на рынке, следовательно, поощряется доступность новых достижений с момента их изобретения фирмой или индивидом. Гибкая система управления сетевым производством опирается на гибкую темпоральность, на способность ускорить или замедлить циклы производства и прибыли, на распределение времени, оборудования и персонала и на контроль за соотношением временных лагов доступности технологий и требованиями конкуренции. Временем управляют как ресурсом, но не в линейном, хронологическом стиле массового производства, а как фактором, отличным по отношению к темпоральности других фирм, сетей, процессов или продуктов. Только сетевая форма организации и все более и более мощные и мобильные обрабатывающие информацию машины способны обеспечить гибкое управление временем, как новое поле деятельности высокопроизводительных фирм30. В этих условиях время не только сжимается, но и обрабатывается.
27 См. обсуждение данного вопроса у Фримена (Freeman (ed.) (1994)).
28 Business Week (1995d).
29 Business Week (1995с).
30 Benveniste (1994).
- 1. Информационно-технологическая революция
- 1.1 Какая революция?
- 1.2 Уроки индустриальной революции
- 1.3 Историческая последовательность информационно-технологической революции
- 1.3.1 Микроинженерия макроизменений: электроника и информация
- 1.3.2 Технологический водораздел 1970-х годов
- 1.3.3 Технологии жизни
- 1.3.4 Социальный контекст и динамика технологических изменений
- 1.4 Модели, акторы и арены информационно-технологической революции
- 1.5 Информационно-технологическая парадигма
- 2. Информациональная экономика и процесс глобализации
- 2.1 Введение
- 2.2.2 Является ли производительность, основанная на знании, особенностью информациональной экономики?
- 2.2.4 Реполитизация информационального капитализма
- 2.2.5 Историческая специфичность информационализма
- 2.3 Глобальная экономика: происхождение, структура и динамика
- 2.4 Новейшее международное разделение труда
- 2.5 Архитектура и геометрия информациональной/глобальной экономики
- 2.6 Приложение
- 3. Сетевое предприятие: культура, институты и организации информациональной экономики
- 3.1 Введение
- 3.2 Организационные траектории в период реструктуризации капитализма и перехода от индустриализма к информационализму
- 3.2.1 От массового производства к гибкому производству
- 3.2.2 Малый бизнес и кризис крупной корпорации: миф и реальность
- 3.2.5 Корпоративные стратегические альянсы
- 3.2.7 Кризис модели вертикальной корпорации и возникновение деловых сетей
- 3.3 Информационная технология и сетевое предприятие
- 3.4 Культура, институты и экономическая организация: деловые сети Восточной Азии
- 3.4.2 Культура, организации и институты: азиатские деловые сети и государство развития
- 3.5 Мультинациональные предприятия, транснациональные корпорации и международные сети
- 3.6 Дух информационализма
- 4.1 Историческая эволюция структуры занятости и профессиональной структуры в развитых капиталистических странах: "большая семерка", 1920-2005 гг.
- 4.1.1 Постиндустриализм, экономика услуг и информациональное общество
- 4.2 Существует ли глобальная рабочая сила?
- 4.3 Трудовой процесс в информациональной парадигме
- 4.4 Влияние информационной технологии на занятость: к "безработному обществу"?
- 4.5 Работа и информациональный водораздел: работники с гибким рабочим временем
- 4.6 Информационная технология и реструктуризация отношений между трудом и капиталом: социальный дуализм или фрагментированные общества?
- 5. Культура реальной виртуальности: интеграция электронных средств коммуникации, конец массовой аудитории и возникновение интерактивных сетей
- 5.1 Введение
- 5.2 От "галактики Гутенберга" к "галактике Маклюэна": возникновение культуры средств массовой информации
- 5.3 Новые средства массовой информации и диверсификация массовой аудитории
- 5.4 Коммуникация через компьютеры, институциональный контроль, социальные сети и виртуальные сообщества
- 5.5 Великое слияние: мультимедиа как символическая среда
- 5.6 Культура реальной виртуальности
- 6. Пространство потоков
- 6.1 Введение
- 6.2 Развитые услуги, информационные потоки и глобальный город
- 6.3 Новое индустриальное пространство
- 6.4 Повседневная жизнь в электронном коттедже: конец городов?
- 6.5 Трансформация городской формы: информациональный город
- 6.5.1 Последний фронтир Америки: пригороды
- 6.5.2 Увядающий шарм европейских городов
- 6.6 Социальная теория пространства и теория пространства потоков
- 6.7 Архитектура конца истории
- 6.8 Пространство потоков и пространство мест
- 7. Край вечности: вневременное время
- 7.1 Введение
- 7.2 Время, история и общество
- 7.3 Время как источник стоимости: глобальное казино
- 7.4 Гибкое время и сетевое предприятие
- 7.5 Сжатие и искривление рабочего времени жизни
- 7.6 Размывание жизненного цикла: на пути к социальной аритмии?
- 7.7 Отрицание смерти
- 7.8 Мгновенные войны
- 7.9 Виртуальное время
- 7.10 Время, пространство и общество: край вечности
- 8.1 Экстенсивная модель экономического роста и пределы гипериндустриализма
- 8.2 Технологический вопрос
- 8.3 Похищение идентичности и кризис советского федерализма
- 8.4 Последняя перестройка110
- 8.5 Национализм, демократия и распад Советского государства
- 9.1 Генезис нового мира1
- 9.2 Новое общество
- 9.3 Новые пути социальных изменений
- 9.4 По ту сторону нашего тысячелетия
- 9.5 Что делать?
- 9.6 Финал