7.7 Отрицание смерти
Вера в возможность умереть с достоинством есть попытка - наша собственная и нашего общества - бороться с реальностью тою, что слишком часто становится рядом деструктивных событий, по самой своей природе влекущих за собой дезинтеграцию человеческой сущности умирающей личности. Мне не часто доводилось видеть много достоинства в процессе нашего умирания. Поиск возможности обрести истинное достоинство терпит неудачу тогда, когда сдают наши тела... Наибольшее достоинство, которое следует искать в смерти, есть достоинство жизни, ей предшествовавшей.
Шервин Б. Нуланд48
Время в обществе и в жизни измеряется смертью. Смерть, относились ли к ней с почтением, как к воле Божьей, или воспринимали как наибольший вызов, брошенный человеку, служит и служила центральной темой культур на протяжении истории49. С ней воевали с безрассудством романтиков, она изгонялась в обрядах, предназначавшихся для успокоения живущих, принималась со смирением просветленных, укрощалась накарнавалах простонародья, но никогда не отрицалась50. Отличительной особенностью нашей новой культуры является попытка изгнать смерть из наших жизней. Хотя логическим основанием этой попытки служит рационалистическая вера во всемогущий прогресс, именно выдающиеся открытия и достижения медицинской технологии и биологических исследований, сделанные за последние 20 лет, обеспечивают материальную основу для старейшего желания человечества: жить так, как будто смерти не существует, несмотря на то, что она - единственный несомненный факт нашей жизни. Когда мы начинаем поступать подобным образом, завершается полное ниспровержение жизненного цикла и жизнь становится плоским ландшафтом, размеченным моментами различных переживаний в бесконечном магазине чувств, превращенных в товары. Таким образом, когда приходит смерть, она становится просто дополнительным пятном на экране радаров рассеянных наблюдателей. Если правдой являются слова Ионеску: "каждому из нас суждено умереть первому"51, то социальные механизмы делают каждого из нас также и последним, т. е. обеспечивают то, что мертвые являются действительно одинокими и не забирают жизненной энергии живых. Однако это старое и здоровое стремление к выживанию, чье присутствие в западной культуре со средних веков зафиксировал Филипп Ариес52, выбирает иное направление в условиях биологической революции. Сегодня мы так близко подошли к раскрытию секретов жизни, и два основных направления медицинских наук проникают во все остальные сферы общества: навязчивая идея предотвращения смерти и желание сражаться до конца.
В соответствии с первым направлением каждое биологическое исследование, каждый медицинский опыт, указывающие на связь человеческого здоровья с окружающей средой, становятся быстро переводимыми в гигиенический совет или обязательное предписание (например, крестовый поход против курения в США, в той самой стране, где полуавтоматическое оружие можно купить по почте), что все более и более превращает общество в символически оздоровленную окружающую среду при полной поддержке этого процесса средствами массовой информации. Действительно, телекомментаторы обрели в войне за здоровье бесконечный источник общественного внимания, тем более что результаты исследований периодически опровергаются и заменяются новыми особыми инструкциями. Целая индустрия "здорового образа жизни" напрямую связана с этой войной: от гигиеничной еды до модной спортивной одежды и не имеющих почти никакого значения витаминов. Это извращенное использование медицинских исследований особенно умиляет, когда ему противопоставляется безразличие компаний, страхующих здоровье, и основной части бизнеса к первичной заботе о здоровье и безопасности труда53. Возрастающая доля населения развитых стран и классы профессионалов повсюду в мире тратят значительное время, много денег и психологической энергии на протяжении всей своей жизни, стремясь hjtth в ногу с модой на здоровье такими способами и с такими результатами, что лишь немного отличны от способов и результатов шаманских обрядов. Например, в то время как недавние исследования показывают, что вес в значительной степени связан с генетически запрограммированным метаболизмом и что он колеблется в диа-
пазоне порядка 10-15% от средней величины, соответствующей данному возрасту и росту, независимо от индивидуальных усилий54, диета является навязчивой идеей общества, идеей настоящей или манипулируемой. Верно, что персональная эстетика и отношение к телу также связаны с культурой индивидуализма и нарциссизма, но гигиенические воззрения наших обществ придают им существенно инструментальный характер (действительно, часто они связаны с тем, что люди не желают принимать в расчет объективные обстоятельства, когда дело касается женского тела). Они направлены на отсрочку смерти и старения и борьбу с ними в каждую минуту жизни с помощью медицинской науки, индустрии здоровья и работы средств массовой информации.
Однако настоящим наступлением на смерть является добросовестная и всеобъемлющая борьба за то, чтобы отодвинуть границы неизбежного так далеко, как это возможно с точки зрения гуманности. Шервин Б. Нуланд, хирург и историк медицины, пишет в своей потрясающей душу книге "Как мы умираем":
"Каждый медик должен признать, что он иногда убеждал пациентов пройти диагностические или терапевтические меры на той стадии болезни, когда эти меры настолько потеряли свой смысл, что Загадку лучше было бы оставить нерешенной. Если бы доктор был способен заглянуть глубоко внутрь себя, то слишком часто он мог бы признать, что его решения и советы мотивированы его неспособностью отступаться от Загадки и признавать свое поражение, пока есть хоть один шанс решить ее. Даже если он добр и внимателен к пациенту, которого лечит, врач позволяет себе отложить в сторону всю свою доброту, ибо искушение Загадки столь сильно, а неудача с ее решением делает его таким слабым"55.
Этот медицинский импульс отторжения смерти не имеет никакого отношения к капитализму. На деле многие страховые компании скорее одобрили бы эвтаназию и пожелали бы отправлять пациентов домой настолько быстро, насколько это возможно, - циничная точка зрения, с которой каждый день сражаются доктора. Без этого неутолимого желания отвергать неизбежное могли бы быть забыты ценные уроки, а наша коллективная способность выживать и преодолевать страдания была бы ослаблена. Однако то, что несут обществу подобные усилия в совокупности с менее благородными инициативами по использованию безнадежных пациентов в качестве экспериментального материала, равнозначно отрицанию смерти до последнего мгновения жизни. Временная и пространственная замкнутость смерти, ее отгороженность настолько сильны, что подавляющее большинство смертей (80% в США и растущая доля во всех странах - см. рис. 7.3 для Японии, общества с сильной семейной культурой) происходит в больницах, очень часто в специальных реанимационных отделениях, когда тела извлечены из своей социальной и эмоциональной среды. Несмотря на некоторые ограниченные движения в защиту гуманных хосписов для безнадежных пациентов и на еще более ограниченную тенденцию отвозить умирающего домой, последний эпизод нашей жизни делают все более и более стерильным - а наши близкие не имеют мужества возражать - в нем слишком много беспорядка, слишком много грязи, слишком много боли, слишком много нечеловечного, фактически слишком много деградации. Жизнь прерывается на пороге последней возможной улыбки, и смерть становится видимой только на короткий церемониальный момент, после того как специализированные имиджмейкеры представят свою утешающую мизансцену. И потом, оплакивание выходит из моды в наших обществах, что является и реакцией на традиционное общественное лицемерие, и приземленной философией выживания. Однако психоаналитики и антропологи показали социальные функции и индивидуальную пользу оплакивания, как его ритуалов, так и его чувств56. Но потеря оплакивания есть та цена, которую мы должны заплатить за доступ к вечности при жизни через отрицание смерти.
Источник: Kuroda Koichiri. Medicalization of Death: Changes in Site of Death in Japan after World War Two. Hyogo: Kobe College, Department oflntercultural Studies, 1990 (неопубликованный документ исследования).
Рис. 7.3. Отношение смертности в больницах ко всей смертности, 1947-1987 гг.
Господствующая тенденция в наших обществах как выражение наших технологических амбиций и в согласии с нашим прославлением эфемерного состоит в том, чтобы изъять смерть из жизни или сделать ее ничего не значащей посредством ее многократного представления в средствах массовой информации, представления всегда в виде смерти другого, так что нашу собственную мы встречаем с удивлением, как что-то нежданное. Отделяя смерть от жизни и создавая технологическую систему для того, чтобы продлить это убеждение достаточно долго, мы конструируем вечность во время нашей жизни. Таким образом, вечными мы становимся всегда, за исключением того краткого момента, когда свет принимает нас в свои объятия.
48 Nuland (1994: xvii, 242).
49 Morin (1970).
50 Thomas (1988,1985).
51 Цитируется Томасом, Thomas (1988:17).
52Aries(1977,1983).
53 Navarre (1994).
54 Kolata (1995).
55 Nuland (1994: 249).
56 Thomas (1975).
- 1. Информационно-технологическая революция
- 1.1 Какая революция?
- 1.2 Уроки индустриальной революции
- 1.3 Историческая последовательность информационно-технологической революции
- 1.3.1 Микроинженерия макроизменений: электроника и информация
- 1.3.2 Технологический водораздел 1970-х годов
- 1.3.3 Технологии жизни
- 1.3.4 Социальный контекст и динамика технологических изменений
- 1.4 Модели, акторы и арены информационно-технологической революции
- 1.5 Информационно-технологическая парадигма
- 2. Информациональная экономика и процесс глобализации
- 2.1 Введение
- 2.2.2 Является ли производительность, основанная на знании, особенностью информациональной экономики?
- 2.2.4 Реполитизация информационального капитализма
- 2.2.5 Историческая специфичность информационализма
- 2.3 Глобальная экономика: происхождение, структура и динамика
- 2.4 Новейшее международное разделение труда
- 2.5 Архитектура и геометрия информациональной/глобальной экономики
- 2.6 Приложение
- 3. Сетевое предприятие: культура, институты и организации информациональной экономики
- 3.1 Введение
- 3.2 Организационные траектории в период реструктуризации капитализма и перехода от индустриализма к информационализму
- 3.2.1 От массового производства к гибкому производству
- 3.2.2 Малый бизнес и кризис крупной корпорации: миф и реальность
- 3.2.5 Корпоративные стратегические альянсы
- 3.2.7 Кризис модели вертикальной корпорации и возникновение деловых сетей
- 3.3 Информационная технология и сетевое предприятие
- 3.4 Культура, институты и экономическая организация: деловые сети Восточной Азии
- 3.4.2 Культура, организации и институты: азиатские деловые сети и государство развития
- 3.5 Мультинациональные предприятия, транснациональные корпорации и международные сети
- 3.6 Дух информационализма
- 4.1 Историческая эволюция структуры занятости и профессиональной структуры в развитых капиталистических странах: "большая семерка", 1920-2005 гг.
- 4.1.1 Постиндустриализм, экономика услуг и информациональное общество
- 4.2 Существует ли глобальная рабочая сила?
- 4.3 Трудовой процесс в информациональной парадигме
- 4.4 Влияние информационной технологии на занятость: к "безработному обществу"?
- 4.5 Работа и информациональный водораздел: работники с гибким рабочим временем
- 4.6 Информационная технология и реструктуризация отношений между трудом и капиталом: социальный дуализм или фрагментированные общества?
- 5. Культура реальной виртуальности: интеграция электронных средств коммуникации, конец массовой аудитории и возникновение интерактивных сетей
- 5.1 Введение
- 5.2 От "галактики Гутенберга" к "галактике Маклюэна": возникновение культуры средств массовой информации
- 5.3 Новые средства массовой информации и диверсификация массовой аудитории
- 5.4 Коммуникация через компьютеры, институциональный контроль, социальные сети и виртуальные сообщества
- 5.5 Великое слияние: мультимедиа как символическая среда
- 5.6 Культура реальной виртуальности
- 6. Пространство потоков
- 6.1 Введение
- 6.2 Развитые услуги, информационные потоки и глобальный город
- 6.3 Новое индустриальное пространство
- 6.4 Повседневная жизнь в электронном коттедже: конец городов?
- 6.5 Трансформация городской формы: информациональный город
- 6.5.1 Последний фронтир Америки: пригороды
- 6.5.2 Увядающий шарм европейских городов
- 6.6 Социальная теория пространства и теория пространства потоков
- 6.7 Архитектура конца истории
- 6.8 Пространство потоков и пространство мест
- 7. Край вечности: вневременное время
- 7.1 Введение
- 7.2 Время, история и общество
- 7.3 Время как источник стоимости: глобальное казино
- 7.4 Гибкое время и сетевое предприятие
- 7.5 Сжатие и искривление рабочего времени жизни
- 7.6 Размывание жизненного цикла: на пути к социальной аритмии?
- 7.7 Отрицание смерти
- 7.8 Мгновенные войны
- 7.9 Виртуальное время
- 7.10 Время, пространство и общество: край вечности
- 8.1 Экстенсивная модель экономического роста и пределы гипериндустриализма
- 8.2 Технологический вопрос
- 8.3 Похищение идентичности и кризис советского федерализма
- 8.4 Последняя перестройка110
- 8.5 Национализм, демократия и распад Советского государства
- 9.1 Генезис нового мира1
- 9.2 Новое общество
- 9.3 Новые пути социальных изменений
- 9.4 По ту сторону нашего тысячелетия
- 9.5 Что делать?
- 9.6 Финал