7.9 Виртуальное время
Культура реальной виртуальности, ассоциированной с электронно-интегрированными мультимедийными системами, как утверждалось в главе 5, вносит двоякий вклад в преобразование времени в нашем обществе: в виде одновременности и вневременности.
С одной стороны, моментальное распространение информации по всему земному шару, прямые репортажи с места происшествий обеспечивают беспрецедентную темпоральную мгновенность социальным и культурным событиям73. Возможность минута за минутой следить в реальном времени за распадом Советского Союза в августе 1991 г. с синхронным переводом российских политических дебатов ввела новую эру коммуникации, когда можно быть непосредственным свидетелем того, как создается история, при условии, что контролерам информации это кажется достаточно интересным. Кроме того, опосредованные компьютерами коммуникации делают возможным диалог в реальном времени, объединяя людей по интересам в интерактивной многосторонней телеконференции ("чате"). Временную задержку с ответом можно легко преодолеть, так как новые коммуникационные технологии обеспечивают чувство мгновенности, которая побеждает временные барьеры так же, как и телефон, но только с гораздо большей гибкостью, когда стороны могут сделать паузу на несколько секунд или минут для того, чтобы достать новую информацию, расширить царство коммуникаций, не испытывая давления, присущего плохо приспособленному к длительному молчанию телефону.
С другой стороны, смешение времен в СМИ, происходящее внутри одного и того же канала связи и по выбору зрителя/участника взаимодействия, создает временной коллаж, в котором не только смешиваются жанры, но и их временная развертка превращается в плоский синхронный горизонт без начала, без конца и без какой-либо последовательности. Вневременность мультимедийного гипертекста есть определяющая черта нашей культуры, формирующая ум и память детей, получающих образование в новом культурном контексте. История сначала организуется в соответствии с доступностью визуального материала, а затем подчиняется компьютеризованной возможности выбирать в окнах мгновения, которые нужно склеить или разделить, в соответствии со специфическими потребностями. Школьное обучение, развлечения с помощью СМИ, специальные репортажи новостей или реклама организуют темпоральность так, как это им удобно, поэтому достижения культуры, извлеченные из всего человеческого опыта, лишены временной последовательности. Если энциклопедии упорядочили человеческое знание по алфавиту, то электронные СМИ обеспечивают доступ к информации, выражению и восприятию ее в соответствии с побуждениями потребителя или с решениями производителя. Если поступать подобным образом, то вся упорядоченность значительных событий теряет свой внутренний хронологический ритм и временная последовательность этих событий устанавливается в зависимости от социального контекста их использования. Таким образом, эта культура есть одновременно и культура вечного, и культура эфемерного. Вечного - потому, что она охватывает всю последовательность культурных выражений. Эфемерного - потому, что всякая организация, всякое специфическое упорядочение зависят от контекста и цели, ради достижения которой данный культурный конструкт требуется. Мы находимся не в культуре цикличности, а во вселенной недифференцированной темпоральности культурных выражений.
Я обсуждал взаимоотношения между идеологией конца истории, материальными условиями, созданными в логике пространства потоков, и возникновением постмодернистской архитектуры, где все культурные коды могут быть смешаны без последовательности или упорядочения, ибо мы находимся в мире ограниченных культурных выражений. Вечное/эфемерное время также соответствует этому особому культурному состоянию, поскольку выходит за рамки любой частной последовательности. Дэвид Харви, придерживаясь схожей аргументации, блестяще показал взаимодействие между постмодернистской культурой, будь то архитектура, кино, изобразительное искусство или философия, и тем, что он называет "постмодернистским состоянием", порожденным пространственно-временным сжатием. Хотя я думаю, что он возлагает на логику капитализма более высокую ответственность за текущий процесс культурной трансформации, чем она того заслуживает, его анализ раскрывает социальные источники внезапной сходящейся эволюции культурных выражений в направлении отрицания смысла и утверждения иронии в качестве высшей ценности74. Время сжимается и совершенно отвергается в культуре, как примитивная копия быстрого оборота в производстве, потреблении, идеологии и политике, на котором основано наше общество. Скорость обеспечивается исключительно благодаря новым коммуникационным технологиям.
Однако культура не просто воспроизводит во всех своих проявлениях логику экономической системы. Историческое соответствие между политической экономией символов и символами политической экономии не является достаточным аргументом для характеристики возникновения вневременного времени в постмодернизме. Я думаю, мы должны добавить что-то еще: специфику новых культурных выражений, их идеологическую свободу просматривать всю планету и всю историю человечества, интегрировать и смешивать в один супертекст любой знак откуда угодно: от рэповой культуры американских гетто, которую через несколько месяцев после ее появления начали копировать в поп-группах Тайбэя и Токио, до буддийского спиритуализма, трансформированного в электронную музыку. Вечное/эфемерное время новой культуры соответствует логике гибкого капитализма и динамике сетевого общества, но добавляет свой собственный уровень влияния, устанавливая индивидуальные мечты и коллективные представления в безвременном ментальном ландшафте.
Возможно, музыка New Age, увлечение которой столь характерно для сегодняшних профессионалов повсюду в мире, является представителем вневременного измерения возникающей культуры, соединяя реконструированную буддийскую медитацию, электронное звуковоспроизведение и изощренную калифорнийскую композицию. Электрическая арфа Хиллари Стаггз, модулирующая амплитуду основных нот в бесконечной вариации простой мелодии, или длинные паузы и неожиданные изменения громкости мучительной безмятежности Рэя Линча соединяют внутри одного и того же музыкального текста ощущение расстояния и возвращения, с неожиданным подъемом сдерживаемого чувства, как блики жизни в океане вечности - ощущение, часто подчеркивающееся звуковым фоном из шума волн океана или ветра пустыни во многих композициях стиля New Age. Я полагаю, что New Age есть классическая музыка нашей эпохи. Наблюдая ее влияние в столь многих различных контекстах, но всегда среди одних и тех же социальных групп, можно предположить, что манипуляция со временем, навязчивой идеей которой является двойственное обращение к мгновенности и вечности: "Я" и Вселенная, личность и сеть, -это повторяющаяся тема новых культурных выражений. Такое примирение, фактически вплавляющее биологического индивида в космологическое целое, может быть достигнуто только при условии слияния всех времен: от создания нас самих до гибели Вселенной. Вневременность есть повторяющаяся тема культурных выражений нашего века - в виде ли внезапных вспышек видеоклипов или вечного эха электронного спиритуализма.
73 Wark (1994); Campo Vidal (1996).
74 Harvey (1990: 284ff).
- 1. Информационно-технологическая революция
- 1.1 Какая революция?
- 1.2 Уроки индустриальной революции
- 1.3 Историческая последовательность информационно-технологической революции
- 1.3.1 Микроинженерия макроизменений: электроника и информация
- 1.3.2 Технологический водораздел 1970-х годов
- 1.3.3 Технологии жизни
- 1.3.4 Социальный контекст и динамика технологических изменений
- 1.4 Модели, акторы и арены информационно-технологической революции
- 1.5 Информационно-технологическая парадигма
- 2. Информациональная экономика и процесс глобализации
- 2.1 Введение
- 2.2.2 Является ли производительность, основанная на знании, особенностью информациональной экономики?
- 2.2.4 Реполитизация информационального капитализма
- 2.2.5 Историческая специфичность информационализма
- 2.3 Глобальная экономика: происхождение, структура и динамика
- 2.4 Новейшее международное разделение труда
- 2.5 Архитектура и геометрия информациональной/глобальной экономики
- 2.6 Приложение
- 3. Сетевое предприятие: культура, институты и организации информациональной экономики
- 3.1 Введение
- 3.2 Организационные траектории в период реструктуризации капитализма и перехода от индустриализма к информационализму
- 3.2.1 От массового производства к гибкому производству
- 3.2.2 Малый бизнес и кризис крупной корпорации: миф и реальность
- 3.2.5 Корпоративные стратегические альянсы
- 3.2.7 Кризис модели вертикальной корпорации и возникновение деловых сетей
- 3.3 Информационная технология и сетевое предприятие
- 3.4 Культура, институты и экономическая организация: деловые сети Восточной Азии
- 3.4.2 Культура, организации и институты: азиатские деловые сети и государство развития
- 3.5 Мультинациональные предприятия, транснациональные корпорации и международные сети
- 3.6 Дух информационализма
- 4.1 Историческая эволюция структуры занятости и профессиональной структуры в развитых капиталистических странах: "большая семерка", 1920-2005 гг.
- 4.1.1 Постиндустриализм, экономика услуг и информациональное общество
- 4.2 Существует ли глобальная рабочая сила?
- 4.3 Трудовой процесс в информациональной парадигме
- 4.4 Влияние информационной технологии на занятость: к "безработному обществу"?
- 4.5 Работа и информациональный водораздел: работники с гибким рабочим временем
- 4.6 Информационная технология и реструктуризация отношений между трудом и капиталом: социальный дуализм или фрагментированные общества?
- 5. Культура реальной виртуальности: интеграция электронных средств коммуникации, конец массовой аудитории и возникновение интерактивных сетей
- 5.1 Введение
- 5.2 От "галактики Гутенберга" к "галактике Маклюэна": возникновение культуры средств массовой информации
- 5.3 Новые средства массовой информации и диверсификация массовой аудитории
- 5.4 Коммуникация через компьютеры, институциональный контроль, социальные сети и виртуальные сообщества
- 5.5 Великое слияние: мультимедиа как символическая среда
- 5.6 Культура реальной виртуальности
- 6. Пространство потоков
- 6.1 Введение
- 6.2 Развитые услуги, информационные потоки и глобальный город
- 6.3 Новое индустриальное пространство
- 6.4 Повседневная жизнь в электронном коттедже: конец городов?
- 6.5 Трансформация городской формы: информациональный город
- 6.5.1 Последний фронтир Америки: пригороды
- 6.5.2 Увядающий шарм европейских городов
- 6.6 Социальная теория пространства и теория пространства потоков
- 6.7 Архитектура конца истории
- 6.8 Пространство потоков и пространство мест
- 7. Край вечности: вневременное время
- 7.1 Введение
- 7.2 Время, история и общество
- 7.3 Время как источник стоимости: глобальное казино
- 7.4 Гибкое время и сетевое предприятие
- 7.5 Сжатие и искривление рабочего времени жизни
- 7.6 Размывание жизненного цикла: на пути к социальной аритмии?
- 7.7 Отрицание смерти
- 7.8 Мгновенные войны
- 7.9 Виртуальное время
- 7.10 Время, пространство и общество: край вечности
- 8.1 Экстенсивная модель экономического роста и пределы гипериндустриализма
- 8.2 Технологический вопрос
- 8.3 Похищение идентичности и кризис советского федерализма
- 8.4 Последняя перестройка110
- 8.5 Национализм, демократия и распад Советского государства
- 9.1 Генезис нового мира1
- 9.2 Новое общество
- 9.3 Новые пути социальных изменений
- 9.4 По ту сторону нашего тысячелетия
- 9.5 Что делать?
- 9.6 Финал