1.4 Виды информационных технологий обеспечения управленческой деятельности.
Информационные технологии в целом можно классифицировать по различным принципам. По способу построения сети: локальные, многоуровневые, распределенные. По типу пользовательского интерфейса: командный, WIMP-интерфейс (по сути - графический интерфейс пользователя), SILK-интерфейс (интерфейс поисковых систем). По обслуживаемым предметным областям: бухгалтерский учет, банковская деятельность, налоговая деятельность, страховая деятельность и другие.
Управленческая деятельность характеризуется следующими особенностями:
- осуществляется в течение определенного временного интервала (времени существования системы управления);
- осуществляется в определенных пространственных границах, как правило, определяемых местом размещения управляющей системы;
- реализуется людьми, для которых она является основным видом деятельности;
- содержание управленческой деятельности определяется задачами, решение которых приводит к целенаправленному протеканию управляемого процесса.
Основной целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей сотрудников, имеющих дело с принятием решений. Эти технологии ориентированы на комплексное решение функциональных задач, формирование регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. Учитывая сложность самой управляющей системы, ее относительно самостоятельное существование, наличие внутренних, нередко противоречивых особенностей реализации различных функций, следует указать и на необходимость управления самой управленческой деятельностью, которое является особой ее разновидностью.
По функциям обеспечения управленческой деятельности ИТ подразделяют на: технологии подготовки текстовых документов на основе текстовых процессоров, технологии подготовки иллюстраций и презентаций на основе графических процессоров, технологии подготовки табличных документов на основе использования табличных процессоров, технологии разработки программ на основе алгоритмических, объектно-ориентированных и логических языков программирования; технологии систем управления базами данных, технологии поддержки управленческих решений на основе систем искусственного интеллекта, гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа.
Для решения проблем организации управленческой деятельности, т.е. обеспечения своевременной выработки и реализации управленческих решений, в зависимости от типа решаемых задач применяют различные ИТ.
Информационные технологии обработки данных предназначены для решения функциональных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы, а также стандартные процедуры их обработки. Эти технологии применяются в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческой деятельности, что позволяет существенно повысить производительность труда персонала. Характерной особенностью этого класса технологий является их построение без пересмотра методологии и организации процессов управления
При обработке данных информационные технологии управления должны обеспечивать:
- оценку планируемого состояния объекта управления;
- оценку отклонений от планируемых состояний;
- выявление причин отклонений;
- анализ возможных решений и действий.
Управленческая деятельность пространственно локализована в рамках физического размещения управляющей системы. Физическое размещение может быть реализовано по-разному. В современном обществе подобные объекты чаще называют офисом. Офисная деятельность характеризуется, прежде всего, используемыми информационными технологиями, следовательно, соответствующими средствами и методами преобразования информации. Если преобладающими информационными технологиями являются компьютерные (на основе электронных средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники), то говорят о реализации офисной деятельности в рамках электронного офиса.
Информационные технологии автоматизации офисной деятельности направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Типовые процедуры делопроизводства и контроля управления, реализованные в электронном офисе, включают: обработку входящей и исходящей информации; сбор и последующее составление отчетности за определенные периоды времени в соответствии с различными критериями выбора; хранение поступившей информации; обеспечение быстрого доступа к информации и поиск необходимых данных. Эти технологии предусматривают наличие интегрированных пакетов прикладных программ: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, телеконференции, специализированные программы реализации электронного документооборота и т. д.
В условиях широкого использования возможностей глобальной информационной системы Интернет появилась возможность создания и использования особой разновидности электронного офиса, названного виртуальным офисом. В виртуальном офисе все необходимые функции информационного обслуживания управленческой деятельности и соответствующие ресурсы пространственно распределены в различных узлах сети, а не сосредоточены в реальном офисе с соответствующими атрибутами (помещение, оборудование, персонал и т. п.).
Для решения слабоформализованных задач, выработки возможных вариантов решений, их оценки, выбора и предоставления пользователю лучшего из них, а так же анализа последствий принятого решения применяют информационные технологии поддержки принятия решений. Они предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов и обоснованных выводов по изучаемым процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельности. Информационные технологии поддержки принятия решений могут использоваться на любом уровне управления с целью обеспечения координации лиц, принимающих решение.
Основу автоматизации труда специалистов-аналитиков составляют информационные технологии экспертных систем. Эти ИТ позволяют использовать работникам накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т. е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Такие сведения, обработанные по определенным правилам, позволяют подготавливать обоснованные решения и вырабатывать стратегии управления и развития предприятия. Отличие информационных технологий экспертных систем от технологии поддержки принятия решения состоит в том, что они предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности, и способны пояснять свои рассуждения в процессе получения решения.
ИТ, предоставляющие информацию пользователю по соответствующему запросу в системе - информационно-справочные технологии. Технические средства в таких технологиях используются только для сбора и обработки информации об управляемом объекте. На основе обработанной и представленной в удобной для восприятия форме информации пользователь принимает решение относительно способа управления объектом.
ИТ, периодически или через определенные промежутки времени самостоятельно выдающие пользователю предназначенную для него информацию называются информационно-советующими технологиями. Помимо сбора и обработки информации в этих системах выполняется определение рационального технологического режима функционирования по отдельным технологическим параметрам процесса и определение управляющих воздействий по всем или отдельным управляемым параметрам процесса и т. д.
- Принятые сокращения
- Введение
- 1 Общие сведения об информационных технологиях. Понятие информации
- 1.1 Понятие «информационной технологии»
- 1.2 Информация и ее свойства
- 1.3 Разновидности информации. Роль информации в процессе управления.
- 1.4 Виды информационных технологий обеспечения управленческой деятельности.
- Контрольные вопросы
- 2 Информационные технологии документационного обеспечения экономической и управленческой деятельности
- 2.1 Документационное обеспечение управленческой деятельности
- 2.2 Системы автоматизации документооборота
- 2.3 Назначение и особенности функционирования систем управления документами
- Контрольные вопросы
- 3 Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
- 3.1 Технические средства информационных технологий
- 3.2 Программные средства информационных технологий
- 3.3 Интеграция функций и технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
- Контрольные вопросы
- 4 Технологии хранения и поиска информации
- 4.1 Информационный процесс накопления данных
- 4.2 Базы данных. Основные понятия
- 4.3 Архитектура баз данных
- 4.4 Системы управления базами данных
- Контрольные вопросы
- 5 Компьютерные информационные системы
- 5.1 Понятие и структура информационной системы.
- 5.2 Виды и задачи информационных систем различных уровней управления организации
- 5.3 Особенности экономической информационной системы
- 5.4 Типы экономических информационных систем
- 5.5 Классификация экономических информационных систем
- 5.6 Принципы построения, жизненный цикл и режимы эксплуатации информационных систем
- 5.7 Понятие автоматизированного рабочего места
- 5.8 Построение информационных систем с использованием информационных технологий
- 5.9 Корпоративные информационные системы
- Контрольные вопросы
- 6 Информационные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- 6.1 Информационные технологии поддержки принятия решения
- 6.2 Информационная технология экспертных систем
- 6.3 Технологии исследования финансово-хозяйственной деятельности
- 6.4 Программные продукты создания бюджета
- 6.5 Программные продукты стратегического корпоративного планирования
- 6.6 Технологии прогнозирования деятельности предприятия
- 6.7 Технологии автоматизации управления предприятием
- Контрольные вопросы
- 7 Организация защиты информации
- 7.1 Угрозы безопасности информации. Система защиты данных в информационных технологиях
- 7.2 Средства и механизмы обеспечения безопасности информации
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Библиографический список
- Оглавление