logo
Уч_пособие ИТ управления

1.4 Виды информационных технологий обеспечения управленческой деятельности.

Информационные технологии в целом можно классифицировать по различным принципам. По способу построения сети: локальные, многоуровневые, распределенные. По типу пользовательского интерфейса: командный, WIMP-интерфейс (по сути - графический интерфейс пользователя), SILK-интерфейс (интерфейс поисковых систем). По обслуживаемым предметным областям: бухгалтерский учет, банковская деятельность, налоговая деятельность, страховая деятельность и другие.

Управленческая деятельность характеризуется следующими особенностями:

- осуществляется в течение определенного временного интервала (времени существования системы управления);

- осуществляется в определенных пространственных границах, как правило, определяемых местом размещения управляющей системы;

- реализуется людьми, для которых она является основным видом деятельности;

- содержание управленческой деятельности определяется задачами, решение которых приводит к целенаправленному протеканию управляемого процесса.

Основной целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей сотрудников, имеющих дело с принятием решений. Эти технологии ориентированы на комплексное решение функциональных задач, формирование регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. Учитывая сложность самой управляющей системы, ее относительно самостоятельное существование, наличие внутренних, нередко противоречивых особенностей реализации различных функций, следует указать и на необходимость управления самой управленческой деятельностью, которое является особой ее разновидностью.

По функциям обеспечения управленческой деятельности ИТ подразделяют на: технологии подготовки текстовых документов на основе текстовых процессоров, технологии подготовки иллюстраций и презентаций на основе графических процессоров, технологии подготовки табличных документов на основе использования табличных процессоров, технологии разработки программ на основе алгоритмических, объектно-ориентированных и логических языков программирования; технологии систем управления базами данных, технологии поддержки управленческих решений на основе систем искусственного интеллекта, гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа.

Для решения проблем организации управленческой деятельности, т.е. обеспечения своевременной выработки и реализации управленческих решений, в зависимости от типа решаемых задач применяют различные ИТ.

Информационные технологии обработки данных предназначены для решения функциональных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы, а также стандартные процедуры их обработки. Эти технологии применяются в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческой деятельности, что позволяет существенно повысить производительность труда персонала. Характерной особенностью этого класса технологий является их построение без пересмотра методологии и организации процессов управления

При обработке данных информационные технологии управления должны обеспечивать:

- оценку планируемого состояния объекта управления;

- оценку отклонений от планируемых состояний;

- выявление причин отклонений;

- анализ возможных решений и действий.

Управленческая деятельность пространственно локализована в рамках физического размещения управляющей системы. Физическое размещение может быть реализовано по-разному. В современном обществе подобные объекты чаще называют офисом. Офисная деятельность характеризуется, прежде всего, используемыми информационными технологиями, следовательно, соответствующими средствами и методами преобразования информации. Если преобладающими информационными технологиями являются компьютерные (на основе электронных средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники), то говорят о реализации офисной деятельности в рамках электронного офиса.

Информационные технологии автоматизации офисной деятельности направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Типовые процедуры делопроизводства и контроля управления, реализованные в электронном офисе, включают: обработку входящей и исходящей информации; сбор и последующее составление отчетности за определенные периоды времени в соответствии с различными критериями выбора; хранение поступившей информации; обеспечение быстрого доступа к информации и поиск необходимых данных. Эти технологии предусматривают наличие интегрированных пакетов прикладных программ: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, телеконференции, специализированные программы реализации электронного документооборота и т. д.

В условиях широкого использования возможностей глобальной информационной системы Интернет появилась возможность создания и использования особой разновидности электронного офиса, названного виртуальным офисом. В виртуальном офисе все необходимые функции информационного обслуживания управленческой деятельности и соответствующие ресурсы пространственно распределены в различных узлах сети, а не сосредоточены в реальном офисе с соответствующими атрибутами (помещение, оборудование, персонал и т. п.).

Для решения слабоформализованных задач, выработки возможных вариантов решений, их оценки, выбора и предоставления пользователю лучшего из них, а так же анализа последствий принятого решения применяют информационные технологии поддержки принятия решений. Они предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов и обоснованных выводов по изучаемым процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельности. Информационные технологии поддержки принятия решений могут использоваться на любом уровне управления с целью обеспечения координации лиц, принимающих решение.

Основу автоматизации труда специалистов-аналитиков составляют информационные технологии экспертных систем. Эти ИТ позволяют использовать работникам накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т. е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Такие сведения, обработанные по определенным правилам, позволяют подготавливать обоснованные решения и вырабатывать стратегии управления и развития предприятия. Отличие информационных технологий экспертных систем от технологии поддержки принятия решения состоит в том, что они предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности, и способны пояснять свои рассуждения в процессе получения решения.

ИТ, предоставляющие информацию пользователю по соответствующему запросу в системе - информационно-справочные технологии. Технические средства в таких технологиях используются только для сбора и обработки информации об управляемом объекте. На основе обработанной и представленной в удобной для восприятия форме информации пользователь принимает решение относительно способа управления объектом.

ИТ, периодически или через определенные промежутки времени самостоятельно выдающие пользователю предназначенную для него информацию называются информационно-советующими технологиями. Помимо сбора и обработки информации в этих системах выполняется определение рационального технологического режима функционирования по отдельным технологическим параметрам процесса и определение управляющих воздействий по всем или отдельным управляемым параметрам процесса и т. д.