logo
ИС_і технол_управл_Лаб

4.6 Задания для самостоятельной работы

Задание 4.1. На предприятии «Прогресс» функционируют 16 научно- производственных отделов, занятых выпуском различной продукции, работ и услуг. Поскольку виды деятельности, количество работающих, рентабельность отделов, существенно различаются между собой, было решено сгруппировать отделы в несколько однородных групп, а затем для каждой группы разработать свою систему премирования. После тщательного анализа выбрали четыре признака, с помощью которых описывались наиболее важные параметры каждого отдела: 1) стоимость активной части основных производственных фондов, тыс. руб. (Х1); 2) среднемесячный объем работ отдела, тыс. руб. (Х2); 3) удельный вес работ/услуг отдела по внутрифирменной кооперации, % (x3); 4) среднемесячная прибыль отдела, тыс. руб. (x4). Данные по отделам приведены в табл.4.2.

Проведите кластеризацию отделов в пакете Deductor, используя метод К-средних (число кластеров задайте равным 4). Найдите статистические характеристики каждого кластера.

Таблица 4.2

№ отдела

x1

x2

x3

x4

№ отдела

x1

x2

x3

x4

1

699

190

53

11

9

293

391

16

66

2

532

211

19

42

10

300

396

29

87

3

650

152

46

14

11

73

160

0

22

4

768

216

67

17

12

862

199

51

22

5

67

106

0

32

13

112

136

0

29

6

322

397

26

52

14

289

388

31

74

7

736

180

49

18

15

512

195

6

58

8

501

239

11

60

16

490

201

9

65

Задание 4.2. Проведите кластеризацию потребителей по их отношению к посещению магазинов для покупки товаров на основе результатов исследования, суть которого в том, что потребителей попросили выразить их степень согласия со следующими утверждениями по 7-балльной шкале (1 - не согласен, 7 - согласен): V1 - «Посещение магазинов для покупки товаров - приятный процесс»; V2 - «Посещение магазинов для покупки товаров плохо сказывается на бюджете»; V3 - «Я совмещаю посещение магазинов для покупки товаров с питанием вне дома»; V4 - «Я стараюсь сделать лучшие покупки при посещении магазинов»; V5 - «Мне не нравится посещение магазинов для покупки товаров»; V6 - «Я могу сэкономить много денег, сравнивая цены в разных магазинах». Результаты этого исследования приведены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Потребитель

V1

V2

V3

V4

V5

V6

1

6

4

7

3

2

3

2

2

3

1

4

5

4

3

7

2

6

4

1

3

4

4

6

4

5

3

6

5

1

3

2

2

6

4

6

6

4

6

3

3

4

7

5

3

6

3

3

4

8

7

3

7

4

1

4

9

2

4

3

3

6

3

10

3

5

3

6

4

6

Задание 4.3. С целью адресной поддержки малого бизнеса Департаментом экономического развития города А было решено построить компьютерную распознающую систему на основе методов многомерной классификации, позволяющую по определенному перечню показателей идентифицировать малые предприятия для определения проводимой относительно них экономической политики. Данные для решения поставленной задачи представлены в табл. 3.4. Разделите всю выборочную совокупность предприятий на отдельные группы и по средним характеристикам получившихся групп определите, в какие из классов вошли предприятия, нуждающиеся в финансовой поддержке, какие нормально функционируют, а какие уже, возможно, стали банкротами.

Таблица 4.4

Предприятие

Коэффициент текущей ликвидности, Х1

Коэффициент обеспеченности собственными средствами, Х2

Коэффициент утраты (восстановления) платежеспособности, Х3

1

1,30

0,23

1,13

2

0,73

-1,36

0,59

3

2,02

0,24

1,46

4

0,64

-1,09

0,72

5

1,28

0,23

1,19

6

1,52

0,51

1,42

7

2,00

0,50

1,69

8

0,32

0,16

0,37

9

1,18

0,15

1,04

10

0,92

-1,10

0,51

Задание 4.4. Проведите классификацию коммерческих банков методом К-средних на предмет оценки их надежности, установив экспертным путем оптимальное число кластеров. Определите состав каждого кластера, его статистические характеристики. Основные показатели работы банков приведены в табл. 3.5.

Таблица 4.5

Банк

Чистые активы, тыс. руб.

Ликвидные активы, тыс. руб.

Суммарные обязательства, тыс. руб.

1

728481,825

12731,458

1527149,283

2

43831,446

-24198,034

79374,219

3

19973,371

629,285

27452,437

4

26484,649

-16262,703

31193,252

5

20393,837

3483,837

29484,226

6

174967,000

6783,932

260847,887

7

137371,384

3197,923

12736,830

8

62763,913

6158,736

97264,837

9

183,837

-189,780

18373,803

10

11836,910

-414,712

19724,460

Задание 4.5. Руководство филиала региональной телекоммуникационной компании, предоставляющей услуги мобильной связи, поставило задачу сегментации абонентской базы. Ее целями являются:

Эта информация может в дальнейшем использоваться для:

Данные за последние несколько месяцев, взятые из биллинговой системы, находятся в файле mobile.txt..

Проведите сегментацию клиентов телекоммуникационной компании, разбив множество записей на 6 кластеров. Проведите анализ полученного разбиения и дайте содержательную характеристику каждого кластера.