logo
ИС_і технол_управл_Лаб

4.4.2 Выводы

Рассмотренный пример проиллюстрировал, применение кластеризации для группового анализа данных. С помощью задачи кластеризации все предприятия сгруппировались на кластеры по параметрам входных значений, интерпретация которых осуществляется с помощью кросс-диаграммы и куба. Но кажущаяся простота задачи кластеризации обманчива, она требует полной собранности аналитика при анализе полученных результатов и наличии чувства интуиции. Именно аналитик решает, на сколько кластеров необходимо разбить исследуемый набор данных и какие свойства будут основными при построении кластера, т.е. аналитик закладывает фундамент решении задачи. Но это не все проблемы связанные с задачей кластеризации. Одной из особенностей применения k-means алгоритма, а так же и многих других является, то что при повторном построении задачи кластеризации можно не получить одинакового результата, это связано с тем что данные очень разрозненные и алгоритм выбирает случайным образом центры кластеров.

Задание для самостоятельной работы: повторите кластерный анализ для рассмотренного примера, выбрав 3 кластера. Охарактеризуйте каждый из кластеров.

Замечание. Абсолютные показатели финансовой деятельности предприятия не всегда дают возможность корректно сравнить предприятия между собой по финансовой стабильности из-за сильно отличающихся цифр для крупных и небольших предприятий. Чаще используют относительные показатели.

Вот некоторые относительные показатели, которые можно рассчитать с помощью имеющихся данных:

Коэффициент концентрации собственных средств =

собственный капитал/активы

Коэффициент концентрации заёмных средств =

(долгосрочные + краткосрочные обязательства)/активы (показывают финансовую устойчивость предприятия).

Рентабельность выручки =

чистая прибыль/выручку от реализации.

Рентабельность активов = чистая прибыль/актив.

Рентабельность собственного капитала =

чистая прибыль/собственный капитал (показывает деловую активность предприятия).

Коэффициент трансформации активов =

выручка от реализации/актив (оценивается эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов)

Обычно к активам относят оборотные и необоротные активы, к пассиву - собственный капитал, долгосрочные, краткосрочные обязательства.