3.1 Теоретические сведения
Рассмотрим методы, которые используются для прогнозирования неопределенного будущего с целью помочь менеджерам в принятии наилучшего решения. Эти методы состоят в изучении и анализе накопленных данных с целью нахождения моделей, которые могут быть эффективно продолжены в будущее.
С развитием и ростом сложности аппарата прогнозирования, а также с появлением компьютеров, оснащенных соответствующим программным обеспечением, прогнозированию уделяется все больше и больше внимания. Сейчас каждый менеджер имеет реальную возможность использовать в прогнозировании очень сложный математический аппарат анализа данных, и знание этого аппарата является для него весьма существенным. По этой же причине менеджеры, использующие прогнозы в своей деятельности, должны понимать опасность выбора неадекватных методов прогнозирования, так как некорректные прогнозы могут привести к принятию неверных решений.
Прогнозы могут классифицироваться как долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные прогнозы необходимы для того, чтобы наметить основной курс предприятия на длительный период, поэтому именно на них акцентируется основное внимание менеджеров высшего звена. Краткосрочные прогнозы используются для разработки безотлагательных стратегий. Они чаще применяются менеджерами среднего и низшего звена для удовлетворения потребностей ближайшего будущего.
Как правило, под прогнозированием понимается процедура предсказания важных показателей для отдельных компаний или даже одного из подразделений компании. Примерами могут служить месячный объем продаж компании, объем продаж отдельных видов продукции для одного из магазинов компании или же количество пропущенных рабочих часов, которое приходится на одного работника фабрики.
В противоположность этому, наблюдается растущий интерес к прогнозированию важных параметров экономики всей страны. Например, правительство интересует прогноз уровня безработицы, роста национального продукта и значения основной учетной ставки. В частности, вся экономическая политика строится на планировании основных экономических показателей.
При выборе метода прогнозирования следует учитывать несколько факторов. Следует определить уровень детализации. Нужен ли прогноз определенных деталей (микро-прогноз)? Или же требуется прогноз будущего состояния всеобъемлющих или обобщенных факторов (макропрогноз)? Необходим ли прогноз в ближайшем будущем (краткосрочный прогноз) или в отдаленном будущем (долгосрочный прогноз)? И в какой степени являются приемлемыми качественные (оценочные) и количественные (оперирующие данными) методы прогнозирования?
Так как аппарат прогнозирования оперирует данными, порожденными естественными событиями, определяют следующие пять этапов в процессе прогнозирования.
Сбор данных.
Редукция или уплотнение данных. Предварительная обработка данных, удаление аномальных значений и сглаживание шумов в данных.
Построение модели и ее оценка.
Экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз).
Оценка полученного прогноза.
Этап 1, сбор данных, предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной частью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки. Часто сбор и проверка данных сопровождается множеством различных проблем.
Этап 2, редукция или уплотнение данных, часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Кроме того, данные могут иметь случайные аномальные выбросы, которые лучше убрать перед построением модели.
Этап 3, построение модели и ее оценка, состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза.
Этап 4, экстраполяция выбранной модели, предусматривает фактическое получение требуемого прогноза. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошибки затем определенным образом анализируются на этапе 5.
- Інформаційні системи та технології в управлінні методичні вказівки
- 1 Введення до систем підтримки прийняття рішень 4
- 2 Бізнес - прогнозування 25
- 3 Кластерний аналіз в бізнес-аналітиці 43
- 4 Вирішення задач класифікації
- 5 Література 120
- 1 Введение в Системы Поддержки Принятия Решений (сппр)
- 1.1 Определение сппр
- 1.2 Классификация сппр
- 1.3 Архитектура сппр
- 1.4 Анализ данных – основные принципы
- 1.5 Базовые методы анализа
- 1) Online Analytical Processing
- 2) Knowledge Discovery in Databases
- 3) Data Mining
- 1.6 Примеры задач, где применяются методы Data Mining
- 1.7 Программа Deductor – платформа для создания сппр
- 1.8 Контрольные вопросы
- 2 Корреляционный анализ
- 2.1 Теоретические сведения
- 2.3 Задание для самостоятельной работы
- 2.4. Контрольные вопросы
- 3 Бизнес - Прогнозирование
- 3.1 Теоретические сведения
- 3.2 Компьютерные пакеты для решения задач прогнозирования
- 3.3 Временные ряды
- 3.3.1 "Наивные" модели прогнозирования
- 3.3.2 Средние и скользящие средние
- 3.3.3 Моделирование временного ряда
- Ar(p) -авторегрессионая модель порядка p. Модель имеет вид:
- 3.3.4 Нейросетевые модели прогнозирования
- 3.3.6 Предобработка данных
- 3.4 Пример прогнозирования с помощью линейной регрессии
- 3.4.1 Импорт данных из файла
- 3.4.2 Настройка параметров столбцов
- 3.4.3 Расчет автокорреляции столбцов
- 3.4.4 Удаление аномалий
- 3.4.5 Сглаживание данных – удаление шумов
- 3.4.6 Преобразование данных к скользящему окну
- 3.4.7 Прогнозирование с помощью линейной регрессии
- 3.5 Прогнозирование с помощью нейронных сетей
- 3.5.1 Исходные данные
- 3.5.2 Удаление аномалий и сглаживание
- 3.5.3 Обучение нейросети (прогноз на 1 месяц вперед)
- 3.5.4 Построение прогноза
- 3.5.5 Результат
- 3.5.6 Выводы
- 3.6 Задание к лабораторной работе
- 3.7 Контрольные вопросы
- 4 Кластерный анализ в бизнес-аналитике
- 4.1. Теоретические основы
- 4.2 Меры близости в алгоритмах кластеризации
- 4.3 Алгоритмы кластеризации
- 4.4 Решение типовой задачи кластеризации в Deductor
- 4.4.1 Кластеризация
- 4.4.2 Выводы
- 4.6 Задания для самостоятельной работы
- 4.7 Контрольные вопросы
- 5 Методы решения задач классификации
- 5.1 Опис процесу класифікації
- 5.2 Оцінка якості моделі класифікації
- 5.3 Скоринговые модели для оценки кредитоспособности заемщиков – пример задачи классификации на основе логистической регрессии
- 5.3.1 Постановка задачи
- 5.3.2 Скоринговая карта на основе логистической регрессии
- 5.3.3 Построение модели в системе Deductor.
- 5.4 Классификация на основе дерева решений
- 5.4.1 Процесс конструирования дерева решений
- 5.4.2 Скоринговая модель на основе дерева решений
- 5.3.4 Интерактивное дерево решений
- 5. Задания к лабораторной работе
- 5.5 Контрольные вопросы
- 5 Литература