3.1.1 Список Линейный однонаправленный список
Список – это структура данных, представляющая собой логически связанную последовательность элементов списка. В связанном списке (или просто списке; по-английски linked list) элементы линейно упорядочены, но порядок определяется не номерами, как в массиве, а указателями, входящими в состав элементов списка. Списки являются удобным способом хранения динамических множеств, позволяющим реализовать все операции, перечисленные во введении к этой части (хотя и не всегда эффективно).
Если каждый, стоящий в очереди, запомнит, кто за ним стоит, получится односторонне связанный список – при такой организации элементы некоторого типа образуют цепочку. В этом списке любой элемент имеет один указатель, который указывает на следующий элемент в списке или является пустым указателем у последнего элемента. Если он запомнит ещё и стоящего впереди, будет двусторонне связанный список. Для связывания элементов в списке используют систему указателей, и в зависимости от их количества в элементах различают односвязные и двусвязные линейные списки.
Рисунок 3.1 – Линейный односвязный список
Основные операции, осуществляемые с линейным однонаправленным списком:
– вставка элемента;
– просмотр;
– поиск;
– удаление элемента.
Следует обратить особое внимание на то, что при выполнении любых операций с линейным однонаправленным списком необходимо обеспечивать позиционирование какого-либо указателя на первый элемент. В противном случае часть или весь список будет недоступен.
Для описания алгоритмов этих основных операций используем следующие объявления:
type
PElement = ^TypeElement; {указатель на тип элемента}
TypeElement = record {тип элемента списка}
Data: TypeData; {поле данных элемента}
Next: PElement; {поле указателя на следующий элемент}
end;
var
ptrHead: PElement; {указатель на первый элемент списка}
ptrCurrent: PElement; {указатель на текущий элемент}
Вставка первого и последующих элементов списка отличаются друг от друга. Поэтому приводится два алгоритма вставки, оформленных в виде процедур языка Pascal: InsFirst_LineSingleList и Ins_LineSingleList. В качестве входных параметров передаются данное для заполнения создаваемого элемента, указатель на начало списка и указатель на текущий элемент в списке (при необходимости). Выходными параметрами процедур является указатель на начало списка (который возможно изменится) и указатель текущего элемента, который показывает на вновь созданный элемент (при вставке первого элемента указателем на него будет указатель на заголовок списка).
Для добавления элемента в конец списка используется процедура вставки последующего элемента для случая, когда текущий элемент является последним в списке.
procedure Ins_LineSingleList(DataElem: TypeData;
var ptrHead, ptrCurrent: PElement);
{Вставка непервого элемента в линейный однонаправленный список}
{справа от элемента, на который указывает ptrCurrent}
var
ptrAddition: PElement; {вспомогательный указатель}
begin
New(ptrAddition);
ptrAddition^.Data := DataElem;
if ptrHead = nil then begin {список пуст}
{создаем первый элемент списка}
ptrAddition^.Next := nil;
ptrHead := ptrAddition;
end else begin {список не пуст}
{вставляем элемент списка справа от элемента,}
{на который указывает ptrCurrent}
ptrAddition^.Next := ptrCurrent^.Next;
ptrCurrent^.Next := ptrAddition;
end;
ptrCurrent := ptrAddition;
end;
procedure InsFirst_LineSingleList(DataElem: TypeData;
var ptrHead: PElement);
{Вставка первого элемента в линейный однонаправленный список}
var
ptrAddition: PElement; {вспомогательный указатель}
begin
New(ptrAddition);
ptrAddition^.Data := DataElem;
if ptrHead = nil then begin {список пуст}
{создаем первый элемент списка}
ptrAddition^.Next := nil;
end else begin {список не пуст}
{вставляем новый элемент слева (перед) первым элементом}
ptrAddition^.Next := ptrHead;
end;
ptrHead := ptrAddition;
end;
Листинг 3.1 – Процедуры добавления элемента в односвязный список (в хвост и голову)
Порядок следования операторов присваивания обеих процедур очень важен. При неправильном переопределении указателей возможен разрыв списка или потери указателя на первый элемент, что приводит к потере доступа к части или всему списку.
Операция просмотра списка заключается в последовательном просмотре всех элементов списка.
procedure Scan_LineSingleList(ptrHead: PElement);
{Просмотр линейного однонаправленного списка}
var
ptrAddition: PElement; {вспомогательный указатель}
begin
ptrAddition := ptrHead;
while ptrAddition <> nil do begin {пока не конец списка}
writeln(ptrAddition^.Data); {Вывод значения элемента}
ptrAddition := ptrAddition^.Next;
end;
end;
Листинг 3.2 – Процедура просмотра односвязного списка
Операция поиска элемента в списке заключается в последовательном просмотре всех элементов списка до тех пор, пока текущий элемент не будет содержать заданное значение или пока не будет достигнут конец списка. В последнем случае фиксируется отсутствие искомого элемента в списке (функция принимает значение false). Входными параметрами являются значение, которое должен содержать искомый элемент и указатель на список. В качестве выходного параметра передается указатель, который устанавливается на найденный элемент или остается без изменений, если элемента в списке нет.
function Find_LineSingleList(DataElem: TypeData;
var ptrHead, ptrCurrent: PElement): boolean;
{Поиск элемента в линейном однонаправленном списке}
var
ptrAddition:PElement; {Дополнительный указатель}
begin
if (ptrHead <> nil)then begin {Если существует список}
ptrAddition := ptrHead;
while (ptrAddition <> nil) and
(ptrAddition^.Data <> DataElem) do
{пока не конец списка и не найден элемент}
ptrAddition := ptrAddition^.Next;
{Если элемент найден,
то результатом работы функции является - true}
if ptrAddition <> nil then begin
Find_LineSingleList := true;
ptrCurrent := ptrAddition;
end else begin
Find_LineSingleList := false;
end;
end else begin
Find_LineSingleList:=false;
end;
end;
Листинг 3.2 – Процедуры добавления элемента в односвязный список (в хвост и голову)
Ниже представлен псевдокод процедуры List-Search(L, k), которая находит в списке L (с помощью простого линейного поиска) первый элемент, имеющий ключ k. Точнее говоря, она возвращает указатель на этот элемент или NIL, если элемента с таким ключом в списке нет.
Листинг 3.3 – Линейный поиск элемента в списке
Поиск в списке из n элементов требует в худшем случае (когда приходится просматривать весь список) Θ(n) операций.
Можно отметить, что алгоритмы просмотра и поиска будут корректно работать без дополнительных проверок и в случае, когда список пуст.
Операция удаления элемента линейного однонаправленного списка осуществляет удаление элемента, на который установлен указатель текущего элемента. После удаления указатель текущего элемента устанавливается на предшествующий элемент списка, или на новое начало списка, если удаляется первый.
Алгоритмы удаления первого и не первого элементов списка отличаются друг от друга. Поэтому в процедуре, реализующую данную операцию, осуществляется проверка, какой элемент удаляется, и далее реализуется соответствующий алгоритм удаления.
procedure Del_LineSingleList(var ptrHead,
ptrCurrent: PElement);
{Удаление элемента из линейного однонаправленного списка}
var
ptrAddition: PElement; {вспомогательный указатель}
begin
if ptrCurrent <> nil then begin {вх.параметр корректен}
if ptrCurrent = ptrHead then begin {удаляем первый}
ptrHead := ptrHead^.Next;
dispose(ptrCurrent);
ptrCurrent := ptrHead;
end else begin {удаляем не первый}
{устанавливаем вспомогательный указатель на элемент,
предшествующий удаляемому}
ptrAddition := ptrHead;
while ptrAddition^.Next <> ptrCurrent do
ptrAddition := ptrAddition^.Next;
{непосредственное удаление элемента}
ptrAddition^.Next := ptrCurrent^.Next;
dispose(ptrCurrent);
ptrCurrent := ptrAddition;
end;
end;
end;
Листинг 3.4 – Линейный поиск элемента в списке
Линейный однонаправленный список имеет только один указатель в элементах. Это позволяет минимизировать расход памяти на организацию такого списка. Одновременно, это позволяет осуществлять переходы между элементами только в одном направлении, что зачастую увеличивает время, затрачиваемое на обработку списка. Например, для перехода к предыдущему элементу необходимо осуществить просмотр списка с начала до элемента, указатель которого установлен на текущий элемент.
Для ускорения подобных операций целесообразно применять переходы между элементами списка в обоих направлениях. Это реализуется с помощью линейных двунаправленных списков.
- Министерство образования Российской Федерации
- Содержание
- 1.2 Скорость роста функций
- 1.3 Анализ алгоритмов; время работы в лучшем, худшем случаях и в среднем
- 1.4 Типы данных, структуры данных и абстрактные типы данных
- 1.5 Динамические множества
- 2 Алгоритмы сортировок
- 2.1 Понятие внутренней и внешней сортировки
- 2.2 Сортировка вставками
- 2.3 Сортировка слиянием
- 2.3.1 Описание алгоритма
- 2.3.2 Анализ времени работы алгоритмов «разделяй и властвуй»
- 2.3.2 Анализ времени работы сортировки слиянием через рекуррентное соотношение
- 2.3.3 Анализ времени работы сортировки слиянием через геометрическую интерпретацию
- 2.4 Пирамидальная сортировка
- 2.4.1 Введение в алгоритм
- 2.4.2 Сохранение основного свойства кучи
- 2.4.3 Построение кучи
- 2.5 Быстрая сортировка
- 2.5.1 Введение в алгоритм
- 2.5.2 Описание
- 2.5.3 Разбиение массива
- 2.5.4 Особенности работы быстрой сортировки
- 2.6 Особенности реализации алгоритмов сортировки; сортировка за линейное время
- 2.6.1 Введение
- 2.6.2 Разрешающее дерево сортировки сравнениями
- 2.7 Цифровая сортировка
- 2.8 Сортировка вычерпыванием
- 2.8.1 Описание алгоритма
- 2.8.2 Вероятностный анализ времени работы сортировки вычерпыванием
- 2.8.3 Анализ времени работы сортировки вычерпыванием через геометрическую интерпретацию
- 2.9 Сортировка подсчетом
- 2.9.1 Описание алгоритма
- 2.9.2 Анализ времени работы
- 3 Элементарные и нелинейные структуры данных
- 3.1 Элементарные структуры: список, стек, очередь, дек
- 3.1.1 Список Линейный однонаправленный список
- Линейный двунаправленный список
- Двунаправленный список с фиктивными элементами
- Циклические списки
- Циклический однонаправленный список
- Циклический двунаправленный список
- 3.1.2 Стек
- 3.1.3 Очередь
- 3.1.3 Дек
- 3.2 Нелинейные структуры данных
- 3.2.1 Представление корневых деревьев в эвм
- Обходы деревьев
- 3.2.2 Двоичные деревья Спецификация двоичных деревьев
- Реализация
- Обходы двоичных деревьев
- 3.2.3 Двоичные деревья поиска Основные операции
- Минимум и максимум
- Следующий и предыдущий элементы
- Добавление и удаление
- Случайные деревья поиска
- Оптимальные деревья поиска
- 4 Хеширование
- 4.1 Введение
- 4.2 Прямая адресация; таблицы с прямой адресацией
- 4.3 Хеш – таблицы; возникновение коллизий и их разрешение
- Разрешение коллизий с помощью цепочек
- Анализ хеширования с цепочками
- 4.4 Способы построения хеш – функций Выбор хорошей хеш-функции
- Ключи как натуральные числа
- Деление с остатком
- Умножение
- Универсальное хеширование
- 4.5 Открытая адресация; способы вычисления последовательности испробованных мест: линейная последовательность проб, квадратичная последовательность проб, двойное хеширование
- Линейная последовательность проб
- 1 / (1 – )
- 5 Основные принципы разработки алгоритмов
- 5.1 Введение в теорию графов
- 5.1.1 Графы
- 5.1.2 Представление графов
- 5.2 Алгоритмы на графах: поиск в ширину, поиск в глубину
- 5.2.1 Поиск в ширину (волновой алгоритм)
- 5.2.2 Анализ поиска в ширину
- 5.2.3 Деревья поиска в ширину
- 5.2.4 Поиск в глубину
- 5.2.5 Анализ поиска в глубину
- 5.2.6 Свойства поиска в глубину
- 5.2.7 Классификация рёбер
- 5.3 Топологическая сортировка, задача о разбиении графа на сильно связанные компоненты
- 5.3.1 Топологическая сортировка
- 5.3.2 Сильно связные компоненты
- 5.4 Алгоритм построения минимального остовного дерева
- 5.4.1 Остовные деревья минимальной стоимости
- 5.4.2 Построение минимального покрывающего дерева
- 5.4.3 Алгоритмы Крускала и Пpимa
- 5.4.4 Алгоритм Крускала
- 5.4.5 Алгоритм Прима
- 5.5 Задача нахождения кратчайших путей на графах; алгоритм Флойда; алгоритм Дейкстры
- 5.5.1 Нахождение кратчайшего пути
- 5.5.2 Алгоритм Дейкстры
- 5.5.3 Алгоритм Флойда
- 5.6 Поиск с возвратом
- 5.6.1 Введение
- 5.6.2 Переборные алгоритмы
- 5.6.3 Метод ветвей и границ
- 5.6.4 Метод альфа-бета отсечения
- 5.6.5 Локальные и глобальные оптимальные решения
- 5.7 Метод декомпозиции ( «Разделяй и властвуй»)
- 5.7.1 «Ханойские башни»
- 5.8 Жадные алгоритмы и динамическое программирование
- 5.8.1 Задача о выборе заявок
- 5.8.2 Дискретная задача о рюкзаке
- 5.8.3 Непрерывная задача о рюкзаке
- 5.8.4 Числа Фибоначчи
- 5.8.5 Задача триангуляции многоугольника
- 5.8.6 Дп, жадный алгоритм или что-то другое?