logo
Высокоцровневые методы информатики и првые методы информатики и программированияограммирования

3.1.3 Очередь

Очередь – это структура данных, представляющая собой последовательность элементов, образованная в порядке их поступления. Каждый новый элемент размещается в конце очереди; элемент, стоящий в начале очереди, выбирается из нее первым. Здесь используется принцип «первым пришел – первым вышел» (FIFO: First Input – First Output).

Очередь можно реализовывать как статическую структуру данных в виде одномерного массива, а можно как динамическую структуру – в виде линейного списка.

При реализации очереди в виде статического массива необходимо резервировать массив, длина которого равна максимально возможной длине очереди, что приводит к неэффективному использованию памяти.

При такой реализации начало очереди будет располагаться в первом элементе массива, а рост очереди будет осуществляться в сторону увеличения индексов. Однако, поскольку добавление элементов происходит в один конец, а выборка – из другого конца очереди, то с течением времени будет происходить миграция элементов очереди из начала массива в сторону его конца. Это может привести к быстрому исчерпанию массива и невозможности добавлении новых элементов в очередь при наличии свободных мест в начале массива. Предотвратить это можно двумя способами:

С точки зрения экономии вычислительных ресурсов более предпочтителен второй способ. Однако здесь усложняется проверка на пустоту очереди и контроль переполнения очереди – индекс конца очереди не должен «набегать» на индекс начала.

Очередь как динамическую структуру данных легко организовать на основе линейного списка. Поскольку работа идет с обоими концами очереди, то предпочтительно будет использовать линейный двунаправленный список. Хотя, как уже говорилось при описании этого списка, для работы с ним достаточно иметь один указатель на любой элемент списка, здесь целесообразно хранить два указателя – один на начало списка (откуда извлекаем элементы) и один на конец списка (куда добавляем элементы). Если очередь пуста, то списка не существует, и указатели принимают значение nil.

Поскольку очередь, по своей сути, является структурой с изменяемым количеством элементов, то основное внимание уделим динамической реализации очереди. Как уже говорилось выше, для такой реализации целесообразно использовать линейный двунаправленный список.

Рисунок 3.7 – Очередь и ее организация

Описание элементов очереди аналогично описанию элементов линейного двунаправленного списка, где DataType является типом элементов очереди. Дополнительно введем два указателя на начало и конец очереди:

var

ptrBeginQueue,

ptrEndQueue: PElement;

Основные операции, производимые с очередью:

Реализация этих операций приводится в виде соответствующих процедур, которые, в свою очередь, используют процедуры операций с линейным двунаправленным списком.

procedure Enqueue(NewElem: TypeData;

var ptrBeginQueue, ptrEndQueue: PElement);

{Добавление элемента в очередь}

begin

Ins_LineDoubleList(NewElem, ptrBeginQueue, ptrEndQueue);

end;

procedure Dequeue(var NewElem: TypeData;

var ptrBeginQueue: PElement);

{Извлечение элемента из очереди}

begin

if ptrBeginQueue <> nil then begin

NewElem := ptrEndQueue^.Data;

Del_LineDoubleList(ptrBeginQueue, ptrBeginQueue);

end;

end;

procedure ClearQueue(var ptrBeginQueue,

ptrEndQueue: PElement);

{Очистка очереди}

begin

while ptrBeginQueue <> nil do

Del_LineDoubleList(ptrBeginQueue, ptrBeginQueue);

ptrEndQueue := nil;

end;

function EmptyQueue(var ptrBeginQueue: PElement): boolean;

{Проверка пустоты очереди}

begin

if ptrBeginQueue = nil then EmptyQueue := true

else EmptyQueue := false;

end;

Листинг 3.18 – Реализация очереди на базе линейного двунаправленного списка

Листинг 3.19 – Операции с очередью