Циклический однонаправленный список
Циклический однонаправленный список похож на линейный однонаправленный список, но его последний элемент содержит указатель, связывающий его с первым элементом.
Для полного обхода такого списка достаточно иметь указатель на произвольный элемент, а не на первый, как в линейном однонаправленном списке. Понятие «первого» элемента здесь достаточно условно и не всегда требуется. Хотя иногда бывает полезно выделить некоторый элемент как «первый» путем установки на него специального указателя. Это требуется, например, для предотвращения «зацикливания» при просмотре списка.
Рисунок 3.4 – Циклический односвязный список
Основные операции, осуществляемые с циклическим однонаправленным списком:
– вставка элемента;
– просмотр;
– поиск;
– удаление элемента.
Для описания алгоритмов этих основных операций используем те же объявления данных, что и для линейного однонаправленного списка.
Вставка элемента в список, как уже говорилось, проще, чем для линейного однонаправленного списка и реализуется с помощью одной единственной процедуры: Ins_CicleSingleList. В качестве входных параметров передаются данное для заполнения создаваемого элемента, указатель на начало списка и указатель на текущий элемент в списке, после которого осуществляется вставка. Выходными параметрами процедур является указатель на начало списка (который возможно изменится) и указатель текущего элемента, который показывает на вновь созданный элемент.
procedure Ins_CicleSingleList(DataElem: TypeData;
var ptrHead, ptrCurrent: PElement);
{Вставка элемента в циклический однонаправленный список}
{справа от элемента, на который указывает ptrCurrent}
var
ptrAddition: PElement; {вспомогательный указатель}
begin
New(ptrAddition);
ptrAddition^.Data := DataElem;
if ptrHead = nil then begin {список пуст}
{создаем первый элемент списка}
ptrAddition^.Next := ptrAddition; {цикл из 1 элемента}
ptrHead := ptrAddition;
end else begin {список не пуст}
{вставляем элемент списка справа от элемента,}
{на который указывает ptrCurrent}
ptrAddition^.Next := ptrCurrent^.Next;
ptrCurrent^.Next := ptrAddition;
end;
ptrCurrent := ptrAddition;
end;
Листинг 3.11 – Процедура добавления элемента в циклический двусвязный список
Порядок следования операторов присваивания процедуры очень важен. При неправильном переопределении указателей возможен разрыв списка или потери указателя на первый элемент, что приводит к потере доступа к части или всему списку.
Операция просмотра списка заключается в последовательном просмотре всех элементов списка. В отличие от линейного однонаправленного списка здесь признаком окончания просмотра списка будет возврат к элементу, выделенным как «первый».
procedure Scan_CicleSingleList(ptrHead: PElement);
{Просмотр циклического однонаправленного списка}
var
ptrAddition: PElement; {вспомогательный указатель}
begin
if ptrHead <> nil do begin {список не пуст}
ptrAddition := ptrHead;
repeat
writeln(ptrAddition^.Data); {Вывод значения элемента}
ptrAddition := ptrAddition^.Next;
until ptrAddition = ptrHead;
end;
end;
Листинг 3.12 – Процедура просмотра циклического односвязного списка
Операция поиска элемента в списке заключается в последовательном просмотре всех элементов списка до тех пор, пока текущий элемент не будет содержать заданное значение или пока не достигнут «первый» элемент списка. В последнем случае фиксируется отсутствие искомого элемента в списке (функция принимает значение false). Входными параметрами являются значение, которое должен содержать искомый элемент и указатель на список. В качестве выходного параметра передается указатель, который устанавливается на найденный элемент или остается без изменений, если элемента в списке нет.
function Find_CicleSingleList(DataElem: TypeData;
var ptrHead,
ptrCurrent: PElement): boolean;
{Поиск в циклическом однонаправленном списке}
var
ptrAddition: PElement; {вспомогательный указатель}
begin
if ptrHead <> nil do begin {список не пуст}
ptrAddition := ptrHead;
repeat
ptrAddition := ptrAddition^.Next;
until (ptrAddition = ptrHead) or {прошли весь список}
(ptrAddition^.Data = DataElem) {элемент найден}
if ptrAddition^.Data = DataElem then begin
Find_CicleSingleList := true;
ptrCurrent := ptrAddition;
end else begin
Find_CicleSingleList := false;
end;
end else begin
Find_CicleSingleList := false;
end;
end;
Листинг 3.13 – Процедура поиска элемента в циклическом односвязном списке
Операция удаления элемента циклического однонаправленного списка осуществляет удаление элемента, на который установлен указатель текущего элемента. После удаления указатель текущего элемента устанавливается на следующий за удаляемым элемент списка. Здесь не требуется отдельных алгоритмов удаления для крайних элементов списка, как это было в линейных списках, но в случае удаления «первого» элемента, необходимо соответствующий указатель переместить на следующий элемент.
procedure Del_CicleSingleList(var ptrHead, ptrCurrent: PElement);
{Удаление элемента из циклического однонаправленного списка}
var
ptrAddition: PElement; {дополнительный указатель}
begin
if ptrCurrent <> nil then begin {вх.параметр корректен}
if ptrHead^.Next <> ptrHead then begin
{Если удаляемый элемент не единственный в списке}
{Устанавливаем вспомогательный указатель на элемент,
предшествующий удаляемому}
ptrAddition := ptrHead;
while ptrAddition^.Next <> ptrCurrent do
ptrAddition := ptrAddition^.Next;
{непосредственное удаление элемента}
ptrAddition^.Next := ptrCurrent^.Next;
if ptrHead = ptrCurrent then {удаляем первый}
ptrHead := ptrCurrent^.Next;
dispose(ptrCurrent);
ptrCurrent := ptrAddition^.Next;
end else begin
ptrHead:=nil;
dispose(ptrCurrent);
ptrCurrent:=nil;
end;
end;
end;
Листинг 3.13 – Процедура удаления элемента из циклического односвязного списка
Циклический однонаправленный список, так же как и линейный однонаправленный список имеет только один указатель в элементах, что позволяет минимизировать расход памяти на организацию списка, но обеспечивает переходы между элементами только в одном направлении. Одновременно, здесь упрощены операции вставки и удаления элементов.
Для ускорения доступа к элементам списка путем применения переходов между элементами в обоих направлениях в циклических списках применяют тот же подход, что и в линейных списках: циклический двунаправленный список.
- Министерство образования Российской Федерации
- Содержание
- 1.2 Скорость роста функций
- 1.3 Анализ алгоритмов; время работы в лучшем, худшем случаях и в среднем
- 1.4 Типы данных, структуры данных и абстрактные типы данных
- 1.5 Динамические множества
- 2 Алгоритмы сортировок
- 2.1 Понятие внутренней и внешней сортировки
- 2.2 Сортировка вставками
- 2.3 Сортировка слиянием
- 2.3.1 Описание алгоритма
- 2.3.2 Анализ времени работы алгоритмов «разделяй и властвуй»
- 2.3.2 Анализ времени работы сортировки слиянием через рекуррентное соотношение
- 2.3.3 Анализ времени работы сортировки слиянием через геометрическую интерпретацию
- 2.4 Пирамидальная сортировка
- 2.4.1 Введение в алгоритм
- 2.4.2 Сохранение основного свойства кучи
- 2.4.3 Построение кучи
- 2.5 Быстрая сортировка
- 2.5.1 Введение в алгоритм
- 2.5.2 Описание
- 2.5.3 Разбиение массива
- 2.5.4 Особенности работы быстрой сортировки
- 2.6 Особенности реализации алгоритмов сортировки; сортировка за линейное время
- 2.6.1 Введение
- 2.6.2 Разрешающее дерево сортировки сравнениями
- 2.7 Цифровая сортировка
- 2.8 Сортировка вычерпыванием
- 2.8.1 Описание алгоритма
- 2.8.2 Вероятностный анализ времени работы сортировки вычерпыванием
- 2.8.3 Анализ времени работы сортировки вычерпыванием через геометрическую интерпретацию
- 2.9 Сортировка подсчетом
- 2.9.1 Описание алгоритма
- 2.9.2 Анализ времени работы
- 3 Элементарные и нелинейные структуры данных
- 3.1 Элементарные структуры: список, стек, очередь, дек
- 3.1.1 Список Линейный однонаправленный список
- Линейный двунаправленный список
- Двунаправленный список с фиктивными элементами
- Циклические списки
- Циклический однонаправленный список
- Циклический двунаправленный список
- 3.1.2 Стек
- 3.1.3 Очередь
- 3.1.3 Дек
- 3.2 Нелинейные структуры данных
- 3.2.1 Представление корневых деревьев в эвм
- Обходы деревьев
- 3.2.2 Двоичные деревья Спецификация двоичных деревьев
- Реализация
- Обходы двоичных деревьев
- 3.2.3 Двоичные деревья поиска Основные операции
- Минимум и максимум
- Следующий и предыдущий элементы
- Добавление и удаление
- Случайные деревья поиска
- Оптимальные деревья поиска
- 4 Хеширование
- 4.1 Введение
- 4.2 Прямая адресация; таблицы с прямой адресацией
- 4.3 Хеш – таблицы; возникновение коллизий и их разрешение
- Разрешение коллизий с помощью цепочек
- Анализ хеширования с цепочками
- 4.4 Способы построения хеш – функций Выбор хорошей хеш-функции
- Ключи как натуральные числа
- Деление с остатком
- Умножение
- Универсальное хеширование
- 4.5 Открытая адресация; способы вычисления последовательности испробованных мест: линейная последовательность проб, квадратичная последовательность проб, двойное хеширование
- Линейная последовательность проб
- 1 / (1 – )
- 5 Основные принципы разработки алгоритмов
- 5.1 Введение в теорию графов
- 5.1.1 Графы
- 5.1.2 Представление графов
- 5.2 Алгоритмы на графах: поиск в ширину, поиск в глубину
- 5.2.1 Поиск в ширину (волновой алгоритм)
- 5.2.2 Анализ поиска в ширину
- 5.2.3 Деревья поиска в ширину
- 5.2.4 Поиск в глубину
- 5.2.5 Анализ поиска в глубину
- 5.2.6 Свойства поиска в глубину
- 5.2.7 Классификация рёбер
- 5.3 Топологическая сортировка, задача о разбиении графа на сильно связанные компоненты
- 5.3.1 Топологическая сортировка
- 5.3.2 Сильно связные компоненты
- 5.4 Алгоритм построения минимального остовного дерева
- 5.4.1 Остовные деревья минимальной стоимости
- 5.4.2 Построение минимального покрывающего дерева
- 5.4.3 Алгоритмы Крускала и Пpимa
- 5.4.4 Алгоритм Крускала
- 5.4.5 Алгоритм Прима
- 5.5 Задача нахождения кратчайших путей на графах; алгоритм Флойда; алгоритм Дейкстры
- 5.5.1 Нахождение кратчайшего пути
- 5.5.2 Алгоритм Дейкстры
- 5.5.3 Алгоритм Флойда
- 5.6 Поиск с возвратом
- 5.6.1 Введение
- 5.6.2 Переборные алгоритмы
- 5.6.3 Метод ветвей и границ
- 5.6.4 Метод альфа-бета отсечения
- 5.6.5 Локальные и глобальные оптимальные решения
- 5.7 Метод декомпозиции ( «Разделяй и властвуй»)
- 5.7.1 «Ханойские башни»
- 5.8 Жадные алгоритмы и динамическое программирование
- 5.8.1 Задача о выборе заявок
- 5.8.2 Дискретная задача о рюкзаке
- 5.8.3 Непрерывная задача о рюкзаке
- 5.8.4 Числа Фибоначчи
- 5.8.5 Задача триангуляции многоугольника
- 5.8.6 Дп, жадный алгоритм или что-то другое?