Основные команды отладчика debug
-N (name) — объявление имени файла.
-R m (register) — отображение на экране дисплея содержимого регистра памяти МП с именем m. Если m не указано, показывается содержимое всех регистров памяти МП, вектор-адрес следующей команды (CS:IP), машинный и мнемокод этой команды; например:
-R
AX=0005 BX=0005 CX=0000 DX=0001 SP=FFEE BP=0000 SI=0000 DI=0000
DS=1A8E ES=1A8E SS=1A8E CS=1A8E IP=010A NV UP EI PL NZ NA PO NC
1A8E:010A B81500 MOV AX,0015 ;
Если отображается содержимое одного регистра, то команда R позволяет изменить его содержимое:
-R ax
AX 0005
:45
-R ax
AX 0045
-A n (assembler) — прием команд ассемблера с клавиатуры и преобразование их в машинные коды, n — начальный вектор-адрес машинных команд.
Пример ввода программы:
-A 100
1A8E:0100 mov ax,15
1A8E:0103 mov bx,5
1A8E:0106 add ax,bx
1A8E:0108 div bx
1A8E:010A
-U n1, n2 Lk (unassembler)— преобразование машинных кодов команд в команды на языке ассемблера и отображение их на экране дисплея, n1 — вектор-адрес 1-ой, а n2 — смещение последней из машинных команд, подлежащих деассемблированию, k — длина программы (может указываться либо n2, либо Lk).
Пример деассемблирования программы:
-U100 La
1A8E:0100 B81500 MOV AX,0015
1A8E:0103 BB0500 MOV BX,0005
1A8E:0106 01D8 ADD AX,BX
1A8E:0108 F7F3 DIV BX
-T k (tracing) — выполнение очередных k команд программы: Ели k не указано, то выполняется одна команда (пошаговая трассировка программы). Команды обращения к процедурам и внутренние прерывания командой Т не выполняются, так как по Т будут последовательно выполняться команды процедуры и команды обработки прерывания соответственно. В этих случаях следует использовать команду процедурной трассировки P (procedure), почти аналогичную команде T, но позволяющую автоматически полностью выполнять встречающиеся при трассировке процедуры, или команду G n. После выполнения команд (команды) на дисплей выводится:
содержимое всех регистров памяти МП в шестнадцатеричном коде (значения флагов регистра FL показываются в мнемокоде (см. табл. 19.1);
вектор-адрес (CS:IP);
машинный и мнемокоды текущей команды.
Пример трассировки программы:
-R
AX=0000 BX=0000 CX=0000 DX=0000 SP=FFEE BP=0000 SI=0000 DI=0000
DS=1A8E ES=1A8E SS=1A8E CS=1A8E IP=0100 NV UP EI PL NZ NA PO NC
1A8E:0100 B81500 MOV AX,0015
-t
AX=0015 BX=0000 CX=0000 DX=0000 SP=FFEE BP=0000 SI=0000 DI=0000
DS=1A8E ES=1A8E SS=1A8E CS=1A8E IP=0103 NV UP EI PL NZ NA PO NC
1A8E:0103 BB0500 MOV BX,0005
-t
AX=0015 BX=0005 CX=0000 DX=0000 SP=FFEE BP=0000 SI=0000 DI=0000
DS=1A8E ES=1A8E SS=1A8E CS=1A8E IP=0106 NV UP EI PL NZ NA PO NC
1A8E:0106 01D8 ADD AX,BX
-t
AX=001A BX=0005 CX=0000 DX=0000 SP=FFEE BP=0000 SI=0000 DI=0000
DS=1A8E ES=1A8E SS=1A8E CS=1A8E IP=0108 NV UP EI PL NZ NA PO NC
1A8E:0108 F7F3 DIV BX
-t
AX=0005 BX=0005 CX=0000 DX=0001 SP=FFEE BP=0000 SI=0000 DI=0000
DS=1A8E ES=1A8E SS=1A8E CS=1A8E IP=010A NV UP EI PL NZ NA PO NC
1A8E:010A 48 DEC AX
-G n (go) — выполнение EXE- или COM-программы до команды с вектор-адресом n, при отсутствии n программа отрабатывает до конца.
После выполнения команд (команды) на дисплей выводятся:
содержимое всех регистров памяти МП в шестнадцатеричном коде (значения);
флаги регистра F выводятся в мнемокоде (см. табл. 19.1);
вектор-адрес (CS:IP), машинный и мнемокод текущей команды.
После выполнения программы получим:
-g 10a
AX=0005 BX=0005 CX=0000 DX=0001 SP=FFEE BP=0000 SI=0000 DI=0000
DS=1A8E ES=1A8E SS=1A8E CS=1A8E IP=010A NV UP EI PL NZ NA PO NC
1A8E:010A 48 DEC AX
-d n, s Lk (dump) — отобразить на экране дисплея содержимое k ячеек памяти, начиная с ячейки по вектор-адресу n (по умолчанию –ни n, ни Lk не указаны: n — текущий вектор-адрес + 1 и k = 128), то есть, нажав клавиши d и Enter, можно посмотреть следующие 128 ячеек:
-d
1D20:0C00 F7 07 01 00 75 12 2E C7-06 CB 98 02 00 EB 09 E8 ....u...........
1D20:0C10 96 00 F8 EB 0D F9 EB 0A-50 B0 03 B4 FF E8 03 00 ........P.......
1D20:0C20 58 F8 C3 57 26 8B 7F 04-2E 89 3E CF 98 26 88 05 X..W&.....>..&..
1D20:0C30 26 88 65 01 50 2E A1 DE-98 26 89 45 02 58 3C 01 &.e.P....&.E.X<.
1D20:0C40 75 0A 26 89 55 04 26 89-4D 06 EB 5A 3C 02 75 06 u.&.U.&.M..Z<.u.
1D20:0C50 26 89 55 04 EB 50 3C 07-74 E8 3C 08 74 E4 3C 06 &.U..P<.t.<.t.<.
1D20:0C60 75 06 26 88 55 04 EB 3E-3C 04 75 0F 2E A1 D8 98 u.&.U..><.u.....
1D20:0C70 40 26 89 45 04 26 8C 5D-06 EB 2B 26 89 75 04 26 @&.E.&.]..+&.u.&
Частные случаи:
если L и k не указаны, то до ячейки, имеющей в том же сегменте, смещение равно S;
если S не указано, то показываются k ячеек памяти (в частности: -d n L1 — вывод одной ячейки памяти с вектор-адресом n);
Примеры:
-d 3b43 L3
1A8E:3B40 6C 6C 65 lle
-d 3b43 L1
1A8E:3B40 6C l
если S и Lk не указаны (есть только D n), то отображаются 128 ячеек памяти, например:
-d 405
1A8E:0400 69 6C 65-66 69 6C 65 66 69 6C 65 ilefilefile
1A8E:0410 66 69 6C 65 66 69 6C 65-66 69 6C 65 66 69 6C 65 filefilefilefile
1A8E:0420 00 44 CD 21 F6 C2 80 74-05 F6 C2 10 75 05 E8 52 .D.!...t....u..R
1A8E:0430 FD 8C DB 53 81 C3 2D 00-03 DA 8C CD 8B C2 80 E4 ...S..-.........
1A8E:0440 0F B1 04 8B F2 D3 E6 8B-CE D1 E9 4E 4E 8B FE 2B ...........NN..+
1A8E:0450 E8 2B D8 8E C5 8E DB F3-A5 FC 8E DD 07 06 BF 00 .+..............
1A8E:0460 01 33 F6 AD 95 BA 10 00-EB 2B AD 95 B2 10 EB 35 .3.......+.....5
1A8E:0470 AD 95 B2 10 EB 36 AD 95-B2 10 EB 3B AD 95 B2 10 .....6.....;....
1A8E:0480 EB 5D AD 95 B2 .]...
Содержимое выводится в шестнадцатеричном коде и в соответствующих символах ASCII (символы расширенного набора ASCII замещаются точкой (.).
-E n "текст1", "текст2"... (enter) — изменение содержимого ячеек памяти, начиная с вектор адреса n; количество ячеек определяется размером и количеством указанных в команде текстов, так, по команде
–e 200 'pole', 'файл', 'file'
выводится информация:
-d Lc
1A8E:0200 70 6F 6C 65 E4 A0 A9 AB-66 69 6C 65 pole...file;
При вводе числовой информации (машинных кодов команд) следует набрать E n, нажать клавишу Enter, и после отображенного байта информации и точки ввести новое значение (1 байт), например:
-e 300
1A8E:0300 73.20
Для ввода последующих байтов нужно нажать клавишу Space и выполнить ввод очередного байта.
-f n Lk "текст1"" (fill) — заполнение блока памяти длиной k байт, начиная с вектор-адреса n, однобайтовыми фрагментами «текст1»: например:
–f 400 L20 'file'.
Результат выполнения команды:
-d 400 L30
1A8E:0400 66 69 6C 65 66 69 6C 65-66 69 6C 65 66 69 6C 65 filefilefilefile
1A8E:0410 66 69 6C 65 66 69 6C 65-66 69 6C 65 66 69 6C 65 filefilefilefile
1A8E:0420 00 44 CD 21 F6 C2 80 74-05 F6 C2 10 75 05 E8 52 .D.!...t....u..R
-S n Lk “текст“ (search) — поиск фрагмента «текст» в поле памяти длиной k ячеек с выдачей вектор-адреса ячейки, хранящей искомый текст:
-s 200 l10 'fi'.
Результат работы команды:
1A8E:0208.
W (write)— запись программы на диск; в регистр СХ должна быть предварительно указана длина программы в байтах, в регистр BX занесен нуль, а командой N задано имя файла (N имя_файла);
L (load)— загрузка файла с диска в ОП; предварительно следует в BX записать нуль, в регистр СХ записать длину файла в байтах и объявить его имя N; для стандартно оформленных COM- и EXE-программ это же можно выполнить, набрав debug имя_файла.
Заметим, что:
ввод всех числовых данных осуществляется в шестнадцатеричной системе счисления, текстов — в символах ASCII, помещенных в кавычки;
вектор-адрес имеет форму
адрес сегмента : адрес смещения;
адрес сегмента может быть определен в явном виде шестнадцатеричным кодом или указанием соответствующего сегментного регистра; сегмент команд может быть задан по умолчанию; адрес смещения описывается в явном виде шестнадцатеричным кодом. Примеры задания вектор-адреса: 4FC5:10B, 13C6:1ABB, DS:0, CS:100;
при вводе и отображении двухбайтовых слов старший байт размещается правее младшего. Пример: при отображении машинного кода команды
mov AX, 0123
на экране получим код ассемблера для команды mov ax:
B82301
- Введение
- Раздел «Создание и эволюция эвм» Глава 1. Научные предпосылки создания эвм
- Управление и информация
- Информация и ее свойства
- Экономическая информация
- Три формы адекватности информации
- Меры информации
- Синтаксические меры информации
- Семантическая мера информации
- Прагматическая мера информации
- Показатели качества информации
- Репрезентативность
- Содержательность
- Достаточность
- Доступность
- Актуальность
- Своевременность
- Точность
- Достоверность
- Устойчивость
- Защищенность
- Полезность
- Информатика
- Наука информатика
- Информационные технологии
- Индустрия информатики
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. История создания вычислительной техники
- Механические счетные машины
- Электромеханические счетные машины
- Электронные вычислительные машины
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Эволюция эвм
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Основные классы вычислительных машин
- Большие компьютеры
- Серверы и рабочие станции
- Рабочие станции
- Серверы
- Малые компьютеры
- Микрокомпьютеры
- Персональные компьютеры
- Наколенные компьютеры
- Компьютеры-блокноты (ноутбуки)
- Нетбуки
- Планшетные компьютеры
- Райтеры
- Электронные книги Ридеры
- Карманные компьютеры
- Периферийные устройства кпк
- Коммуникаторы (смартфоны)
- Электронные секретари
- Электронные записные книжки
- Вычислительные системы
- Многомашинные и многопроцессорные вс
- Высокопараллельные многопроцессорные вычислительные системы
- Ассоциативные и потоковые вс
- Ассоциативные вычислительные системы
- Потоковые вычислительные системы
- Суперкомпьютеры
- Кластерные суперкомпьютеры
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 2. «Информационно-логические основы построения эвм» Глава 5. Представление информации в эвм
- Представление чисел с фиксированной и плавающей запятой
- Алгебраическое представление двоичных чисел
- Прочие системы счисления
- Двоично-десятичная система счисления
- Шестнадцатеричная система счисления
- Выполнение арифметических операций в компьютере
- Особенности выполнения операций над числами с плавающей запятой
- Выполнение арифметических операций над числами, представленными в дополнительных кодах
- Особенности выполнения операций в обратных кодах
- Выполнение арифметических операций в шестнадцатеричной системе счисления
- Особенности представления информации в пк
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Логические основы построения эвм
- Основы алгебры логики
- Логический синтез вычислительных схем
- Электронные технологии и элементы
- Полевые транзисторы
- Планарные микросхемы
- Электронные и логические схемы
- Триггер
- Регистр
- Дешифратор
- Логические операции, выполняемые в компьютере
- Or (или) — логическое сложение
- Xor (исключающее или)
- Not (не) — операция отрицания
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 3 Архитектура персонального компьютера Глава 7. Основные блоки эвм и их назначение
- Структурная схема эвм
- Микропроцессор
- Системная шина
- Основная память
- Внешняя память
- Источник питания
- Внешние устройства
- Дополнительные интегральные микросхемы
- Элементы конструкции пк
- Функциональные характеристики эвм
- Производительность, быстродействие, тактовая частота
- Разрядность микропроцессора и кодовых шин интерфейса
- Типы системного и локальных и внешних интерфейсов
- Емкость оперативной памяти
- Виды накопителей на жестких магнитных дисках
- Тип и емкость накопителей на гибких магнитных дисках
- Наличие, виды и емкость кэш-памяти
- Аппаратная и программная совместимость с другими типами компьютеров
- Возможность работы в многозадачном режиме
- Надежность
- Глава 8. Микропроцессоры
- Микропроцессоры типа cisc
- Микропроцессоры Over Drive
- Микропроцессоры Pentium
- Микропроцессоры Pentium Pro
- Микропроцессоры Pentium mmx и Pentium II
- Микропроцессоры Pentium III
- Микропроцессоры Pentium 4
- Эффективные технологии в мп Intel
- Архитектура Intel Net Burst
- Многоядерные микропроцессоры
- Микропроцессоры линейки core
- Процессоры Core Penryn
- Микропроцессоры типа risc
- Микропроцессоры типа vliw
- Физическая и функциональная структура микропроцессора
- Устройство управления
- Арифметико-логическое устройство
- Микропроцессорная память
- Универсальные регистры
- Сегментные регистры
- Регистры смещений
- Регистр флагов
- Статусные флаги
- Управляющие флаги
- Интерфейсная часть мп
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Системные платы и чипсеты
- Разновидности системных плат
- Чипсеты системных плат
- Чипсет i965 (Broadwater)
- Глава 10. Интерфейсная система пк
- Шины расширений
- Локальные шины
- Интерфейсы pci
- Интерфейс agp
- Периферийные шины
- Интерфейсы ide/ata
- Интерфейс scsi
- Интерфейс rs 232
- Интерфейс ieee 1284
- Универсальные последовательные интерфейсы
- Последовательная шина usb
- Стандарт ieee 1394
- Последовательный интерфейс sata
- Последовательный интерфейс sas
- Семейство последовательных интерфейсов pci Express
- Прикладные программные интерфейсы
- Беспроводные интерфейсы
- Интерфейсы IrDa
- Интерфейс Bluetooth
- Интерфейс wusb
- Семейство интерфейсов WiFi
- Семейство интерфейсов WiMax
- Интерфейс WiBro
- Прочие интерфейсы
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Основная память пк
- Статическая и динамическая оперативная память
- Основная память
- Физическая структура основной памяти
- Оперативные запоминающие устройства
- Виды модулей оперативной памяти
- Типы оперативной памяти
- Постоянные запоминающие устройства
- Логическая структура основной памяти
- Вопросы для самопроверки
- Глава12. Внешние запоминающие устройства
- Размещение информации на дисках
- Адресация информации на диске
- Накопители на жестких магнитных дисках
- 0,85" Винчестеры Toshiba
- Дисковые массивы raid
- Накопители на гибких магнитных дисках
- Накопители на оптических дисках
- Неперезаписываемые оптические диски cd-rom
- Оптические диски с однократной записью
- Оптические диски с многократной записью
- Оптические универсальные диски dvd
- Маркировка скоростных характеристик cd и dvd
- Эффективные технологии хранения информации на cd и dvd
- Многослойный cd
- Millipede-диск
- Флуоресцентные оптические диски
- Особенности организации флуоресцентных дисков
- Прочие технологии
- Накопители на магнитооптических дисках
- Накопители на магнитной ленте
- Устройства флэш-памяти
- Твердотельные накопители на базе флэш-памяти
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Видеотерминальные устройства
- Видеомониторы на элт
- Монохромные мониторы
- Цветные мониторы
- Виды развертки изображения на мониторе
- Цифровые и аналоговые мониторы
- Размер экрана монитора
- Вертикальная (кадровая) развертка
- Строчная развертка
- Разрешающая способность мониторов
- Частотная полоса пропускания
- Эргономичность электронно-лучевых мониторов
- Видеомониторы на плоских панелях
- Мониторы на жидкокристаллических индикаторах
- Tmos – мониторы
- Плазменные мониторы
- Электролюминесцентные мониторы
- Светоизлучающие мониторы
- Мониторы на основе «электронной бумаги»
- Стереомониторы
- Видеоконтроллеры
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Внешние устройства пк
- Клавиатура
- Графический манипулятор мышь
- Принтеры
- Матричные принтеры
- Струйные принтеры
- Лазерные принтеры
- Термопринтеры
- Твердочернильные принтеры
- Сервисные устройства
- Сетевые принтеры
- С канеры
- Типы сканеров
- Форматы представления графической информации в пк
- Форматы растровой графики
- Д игитайзеры
- Основные характеристики дигитайзеров
- Плоттеры
- Типы плоттеров
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Средства мультимедиа
- Системы речевого ввода и вывода информации
- Системы распознавания речи
- Системы, ориентированные на распознавание отдельных слов, команд и вопросов
- Системы распознавания предложений и связной речи
- Системы идентификации по образцу речи
- Механизм распознавания речи
- Системы синтеза речи
- Компьютерные средства обеспечения звуковых технологий
- Звуковые платы (карты)
- Компьютерные средства обеспечения видеотехнологий
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 4. Компьютерные сети Глава 16. Основы построения компьютерных сетей
- Классификация и архитектура компьютерных сетей
- Виды компьютерных сетей
- Модель взаимодействия открытых систем
- Локальные вычислительные сети
- Виды локальных вычислительных сетей
- Одноранговые локальные сети
- Серверные локальные сети
- Корпоративные компьютерные сети
- Глобальная информационная сеть Интернет
- Протоколы, используемые в сети
- Программное обеспечение компьютерных сетей
- Информационное обеспечение сетей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17.Техническое обеспечение компьютерных сетей
- Серверы и рабочие станции
- Рабочие станции
- Серверы
- Маршрутизаторы и коммутирующие устройства
- Методы коммутации
- Коммутация сообщений
- Коммутация пакетов
- Методы маршрутизации
- Варианты адресации компьютеров в сети
- Методы маршрутизации, используемые в сетях
- Модемы и сетевые карты
- Модемы для аналоговых каналов связи
- Протоколы передачи данных
- Модемы для цифровых каналов связи
- Сетевые карты
- Линии и каналы связи
- Цифровые каналы связи
- Раздел 5. Программное управление Глава 18. Программное управление — основа автоматизации вычислительного процесса После изучения главы вы должны знать:
- Алгоритмы и языки программирования
- Состав машинных команд
- Пример программы на яск
- Программное обеспечение компьютера
- Системное программное обеспечение
- Операционные системы компьютеров
- Прикладное программное обеспечение
- Прикладные программы для офиса
- Корпоративные прикладные программы
- Режимы работы компьютеров
- Однопрограммный режим
- Многопрограммный режим
- Система прерываний программ в пк
- Адресация регистров и ячеек памяти в пк
- Относительная адресация
- Стековая адресация
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19.Элементы программирования на языке Ассемблер
- Основные компоненты языка ассемблер Алфавит языка
- Константы (числа и строки) Только целые числа
- Строки (литералы)
- Команды (операторы)
- Директивы (псевдооператоры)
- Модификаторы
- Адресация регистров и ячеек памяти в Ассемблере
- Непосредственная адресация
- Прямая адресация регистров мпп
- Адресация ячеек оп
- Основные команды языка ассемблер
- Команды пересылки данных
- Арифметические команды
- Команды сложения, вычитания и сравнения
- Команды приращения
- Команды умножения
- Команды деления
- Логические команды
- Команды безусловной передачи управления
- Команды перехода к подпрограмме и выхода из подпрограммы
- Команда перехода к подпрограмме: call opr
- Команда выхода из подпрограммы
- Команды условной передачи управления
- Команды условной передачи управления для беззнаковых данных
- Команды условной передачи управления для знаковых данных
- Команды условной передачи управления для прочих проверок
- Команды управления циклами
- Команды прерывания
- Основные директивы ассемблера
- Директивы определения идентификаторов
- Директивы определения данных
- Директивы определения сегментов и процедур
- Директивы управления трансляцией
- Программирование процедур работы с устройствами ввода-вывода
- Программирование работы с дисплеем
- Видеооперации с прерыванием 21h dos
- Программирование работы с клавиатурой
- Некоторые аспекты создания исполняемых программ
- Процедуры формирования программы
- Структура программы на языке ассемблера для создания файла exe
- Программа вычисления квадратного корня
- Основные сведения о листинге программы
- Последовательность работы пк при выполнении программы
- Краткие сведения об отладчике программ debug
- Основные команды отладчика debug
- Вопросы для самопроверки
- Заключение. Перспективы развития информационных систем
- Литература