logo
Учебный материал / Кафедра экономики и менеджмента / Информационные технологии в управлении

От функционального к процессному управлению

Традиционно управление организациями строилось через выделение и обособление отдельных функций управления (планирование, контроль, учет, финансы, кадры, маркетинг). Группирование работ происходило также в рамках этих функций. Соответственно под них создавались структурные подразделения. С ростом объема управленческих работ росло количество функций, а следовательно и количество подразделений, на которые возлагалось выполнение этих функций. Функционализм ведет к непомерному росту численности управленческого аппарата, создания функциональных барьеров, усложнению взаимодействия между подразделениями и препятствует внедрению передовых управленческих технологий (групповая работа, управление знаниями).

В 80-е гг. 20-го века появились идея перехода к принципиально новому виду построения бизнес-организаций

– управлению через бизнес-процессы.

Процессное управление строится на выделение в организации ключевых бизнес-процессов, обеспечивающих удовлетворение тех или иных потребностей потребителя.

Под бизнес-процессом понимается набор связанных видов деятельности, пересекающих функциональные границы и создающих для организации возможности удовлетворить свои потребности.

Наиболее типичными бизнес-процессами в деловых организациях являются: прохождение заказа, изготовление продукта, внедрение нового продукта, управление качеством, бренд-менеджемент и т.п. Такой подход позволяет не только упорядочить рабочих групп, но и существенным образом сократить численность персонала и добиться получения необходимого результата в требуемые сроки.

Переход от функционального к бизнес-процессному управлению осуществляется посредством реинжиниринга существующей системы управления.