Тема 3.8. Технологии создания графических эффектов
Пиксельные и вершинные шейдеры. Одна из новых технологий создания графических эффектов.
Шейдер – это специальная микропрограмма, которая определяет правила расчета графической информации, которая использует определенные программируемые регистры видеоадаптера для создания различных графических эффектов. С появлением программируемых графических контроллеров появилась возможность переложить часть задач по обработке видео с центрального процессора на графический процессор. Всего различают два вида шейдеров: вершинные и пиксельные шейдеры.
Вершинные шейдеры позволяют гибко управлять ядром T&L (Transformation and Lighting – Трансформация и Освещение), то есть предоставляют возможность по аппаратному ускорению обработки вершин полигонов (позволяют производить различные геометрические преобразования и вычисления). В наборе команд вершинных шейдеров присутствуют 127 инструкций. С помощью вершинных шейдеров можно получить объемный реалистичный туман, всевозможные деформации объектов, плавный морфинг (это когда одно изображение «перетекает» в другое), эффект motion blur (размытие при движении, т.е. при очень быстром движении объекта, он начинает казаться нечетким, немного смазанным), практически неограниченное количество источников света и многое другое.
Пиксельные шейдеры, в свою очередь, дают широкие возможности по обработке пикселей (экранных точек). Инструкций пиксельных шейдеров всего 8. Эти шейдеры позволяют программисту по шагам управлять процессом наложения текстур и вычисления цвета пикселей. Благодаря этому можно получить в графических приложениях реальное освещение (пиксельный шейдер позволяет делать освещение определенных пикселей), стало возможным создание реалистичных эффектов взрыва, дождя, пыли, дыма, и, наконец, пиксельные шейдеры дают точные тени (теперь тени образуются даже от малейших неровностей поверхности). С помощью пиксельных шейдеров можно получить еще множество интересных эффектов, но главное назначение пиксельных и вершинных шейдеров – максимизация реалистичности изображения.
Количество конвейеров – еще один важный параметр видеоадаптера. Чем больше конвейеров поддерживает видеоадаптер, тем, естественно, лучше. Кроме количества поддерживаемых конвейеров очень важно число текстурных блоков. Если сравнить два видеоадаптера с одним и тем же количеством конвейеров, но разным количеством текстурных блоков, то при наложении одной текстуры на объект разница во времени будет незначительной, однако, при мультитекстурировании (наложении нескольких текстур) видеоадаптеру с меньшим числом текстурных блоков потребуется больше времени. Количество текстур, накладываемых видеоадаптером на объект за один проход, определяется произведением количества конвейеров на число текстурных блоков. Минимальное требование для DirectX-9 совместимых ускорителей – это 16 текстур за один проход.
Поддержка DirectX-9 предоставляет новые функции, возможности и технологии в области 3-х мерной графики. Существенным преимуществом 9-й версии DirectX является использование вершинных и пиксельных шейдеров версии 2.0. Поддержка карт смещения (displacement map – это технология, позволяющая создавать карты высот для текстур, в результате чего получается изображение, максимально приближенное к реальности), более гибкая установка частоты обновления экрана, новая мульти-мониторная поддержка, новый формат отображения цвета (для кодирования каждого цвета используется 10 бит) и др.
Блок антиалиасинга присутствует во всех современных видеокартах. В нем на аппаратном уровне происходит сглаживание изображения (то есть, избавление от ломаных линий). Существуют два вида сглаживания: методами суперсэмпленга и мультисэмпленга. При суперсэмпленге изображение строится в специальном буфере, разрешение которого увеличено по отношению к разрешению экрана. Увеличение может быть 2Х (сцена строится в буфере, в два раза увеличенном по горизонтали), или 4Х (буфер имеет размер в два раза шире и выше, чем размер исходного изображения). Затем цвета каждых двух (или четырех для 4Х увеличения) сэмплов из этого буфера смешиваются, и полученный цвет присваивается пикселю на экране.
При мультисэмплинге сглаживание происходит выборочно. Это связано с тем, что не все изображение состоит из ломаных линий (если брать, к примеру, треугольник, то сгладить нужно только уголки треугольника, а не всю его область). Кроме этого, полученный однажды цвет можно использовать и на других участках изображения (а не для каждого пикселя вычислять цвет по-новому, как это делается при суперсэмпленге). Все это существенно экономит ресурсы ускорителя при реализации технологии мультисэмплинга.
T&L (Transform & Lighting, Трансформация и Освещение) – это технология, реализующая процесс переноса информации о 3D изображении (позиция объектов, дистанция между ними, источники света) в 2D изображение, которое в действительности и отображается на экране. С появлением аппаратной поддержки T&L увеличилась скорость игр, а также их качество. Создание объектов со сложной геометрией (а тем более, освещением) требует очень больших скоростей обработки данных. Первоначально эта задача решалась центральным процессором посредством использования программы, реализующей T&L. С появлением аппаратной поддержки видеоадаптером этой технологии центральный процессор был значительно разгружен для выполнения других задач.
Еще одним важным параметром видеоадаптера является величина Fillrate – это величина, которая указывает на скорость закраски треугольников, что является ключевым фактором, сдерживающим быстродействие 3D ускорителей. Fillrate указывается в двух видах – мегапикселей/секунду (MPix/s) и мегатекселей/секунду (MTexels/s, где тексель – это элемент текстуры, т.е. определенный пиксель в текстуре).
- Технические средства информатизации
- Тема 1.1. Информация: основные определения и понятия
- 1.1.1. Информация: основные определения и понятия
- Тема 1.2. Определение и классификация технических средств информатизации (тси)
- Тема 1.3. Общие сведения о представлении данных
- Тема 1.4. Представление текстовых и числовых данных
- Тема 1.5. Представление мультимедийных данных
- Введение к модулю 2
- Тема 2.1. Классификация эвм
- Тема 2.2. Общая характеристика конструкции и устройства эвм
- Тема 2.3. Характеристики эвм
- Тема 2.4. Архитектура персональных эвм
- Введение к модулю 3
- Тема 3.1. Устройство и составные элементы crt-монитора
- Тема 3.2. Типы масок в crt-мониторах
- Тема 3.3. Характеристики crt-монитора
- Тема 3.4. Активные и пассивные жидкокристаллические матрицы
- Тема 3.5. Устройство lcd-монитора с активной матрицей
- Тема 3.6. Устройство видеоадаптера
- Тема 3.7. Основные характеристики видеоадаптеров и технология sli
- Тема 3.8. Технологии создания графических эффектов
- Введение к модулю 4
- Тема 4.1. Классификация печатающих устройств и механические печатающие устройства
- Тема 4.2. Печатающие устройства с термопереносом красителя
- Тема 4.3. Современные технологии струйной печати
- Тема 4.4. Устройство печатающего узла струйного принтера
- Тема 4.5. Принцип электростатической фотографии
- Тема 4.6. Устройство лазерных и светодиодных принтеров
- Тема 4.7. Классификация копировальных аппаратов
- Тема 4.8. Устройство копировального аппарата
- Введение к модулю 5
- Тема 5.1. Классификация сканеров
- Тема 5.2. Устройство планшетного сканера
- Тема 5.3. Основные этапы работы планшетного сканера
- Тема 5.4. Характеристики сканера
- Пзс: прецизионный взгляд на мир
- 1. Темновой ток
- 2. Неоднородность чувствительности
- 3. Шумы
- Тема 5.5. Общие сведения об устройстве цифровых фотокамер
- Тема 5.6. Оптическая система цифровой фотокамеры
- Тема 5.7. Основные параметры цифровой фотокамеры
- Тема 5.8. Общие сведения о дигитайзерах и графических планшетах
- Тема 5.9. Принцип работы графического планшета и его характеристики
- Тема 5.10. Разновидности 3-х мерных дигитайзеров
- Введение к модулю 6
- Тема 6.1. Виды памяти в технических средствах информатизации
- Тема 6.2. Устройства внутренней памяти технических средств информатизации
- Тема 6.3. Устройства внешней памяти
- Тема 6.4. Общие сведения о внешних оптических носителях памяти и устройство привода для чтения носителей cd-rom
- Тема 6.5. Структура носителей cd и dvd
- Тема 6.6. Перспективные технологии внешних оптических носителей данных
- Тема 6.7. Разновидности Flash-памяти и принцип хранения данных
- Тема 6.8. Разновидности сменных карт Flash-памяти
- Тема 6.9. Накопители Flash-памяти с usb интерфейсом
- Будущее накопителей информации. Часть 1. Жесткие диски
- Тенденции развития магнитных накопителей информации
- Суперпарамагнитный предел
- Hamr и soma - технологии 2010 года
- Вместо заключения
- Будущее накопителей информации. Часть 2. Ее величество оптика
- Blue Ray vs hd-dvd
- Многослойные оптические диски
- Голографическая память
- Вместо заключения
- Введение к модулю 7
- Тема 7.1. Этапы обработки звуковых данных
- Тема 7.2. Устройство звуковой карты
- Тема 7.3. Классификация и характеристики звуковых карт
- Тема 7.4. Форматы источников видеосигналов для устройств обработки
- Тема 7.5. Карты оцифровки видео
- Тема 7.6. Методы сжатия видеоданных
- Тема 7.7. Способы монтажа видеоданных
- Типы и характеристики интерфейсов
- Архитектура системных интерфейсов
- Системные интерфейсы для пк на основе Intel-386 и Intel-486
- Интерфейс pci
- Порт agp
- Pci Express
- Интерфейсы накопителей
- Вопросы для самоконтроля
- Технология Bluetooth– как способ беспроводной передачи информации.
- О плохом. Безопасность.
- Ieee-1394 (FireWire) Введение и история создания
- Технические характеристики
- Топология
- Новые модификации ieee 1394
- Повышение эффективности
- Что дальше? 1394b
- Разъёмы
- Знакомьтесь, Bus Owner/Supervisor/Selector. Или просто boss
- Заключение
- FireWire 800 против всех: сравнение стандартов ieee-1394b, ieee-1394a, usb 2.0, ata-133 и Serial ata 150
- Струйная печать с твердыми чернилами (со сменой фаз)
- Пузырьковая струйная печать (bubble-jet)
- Пьезоэлектрическая струйная печать Физические основы пьезоэлектроники
- Технологии сканирования изображений. Классификация сканеров, основные характеристики сканеров.
- Планшетные сканеры.
- Барабанные сканеры.
- Штриховые коды. Сканеры штриховых кодов.
- Плазменные дисплеи, основные характеристики, достоинства и недостатки. Устройство и принцип работы ячейки плазменного дисплея.
- История жёстких дисков.
- Физические основы записи и чтения информации
- Схемы записи и воспроизведения
- Представление цифровой информации на внешнем носителе
- Структура накопителя на жестких магнитных дисках
- Метод записи данных на жесткий магнитный диск
- Формат записи информации на жестком магнитном диске
- Адаптер накопителей на жестких магнитных дисках
- Стандарты usb интерфейсов:
- Основные технические характеристики и преимущество интерфейса usb:
- Часть 1.
- Часть 2
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 1
- Часть 2
- Клавиатуры
- Расширенные 101- клавиатуры
- 104-Клавишная Windows-клавиатура
- Портативные клавиатуры
- Индикатор Num Lock
- Устройство клавиатуры
- Конструкции клавиш
- Механические переключатели
- Замыкающие накладки
- Резиновые колпачки
- Мембранная клавиатура
- Интерфейс клавиатуры
- Автоматическое повторение
- Настройка параметров автоматического повторения в Windows
- Номера клавиш и скан-коды
- Международные раскладки клавиатуры и языки
- Разъемы для подключения клавиатуры и мыши
- Клавиатуры и мыши для порта usb
- Клавиатуры с дополнительными функциональными возможностями
- Эргономичные клавиатуры
- Беспроводные клавиатуры
- Поиск неисправностей и ремонт клавиатуры
- Как разобрать клавиатуру
- Чистка клавиатуры
- Замена клавиатуры
- Интерфейсы мыши
- Последовательная мышь
- Порт мыши на системной плате (ps/2)
- Комбинированная мышь
- Шинная мышь
- Поиск неисправностей
- Чистка мыши
- Конфликты, вызванные прерываниями
- Драйвер мыши
- Проблемы при работе с прикладными программами
- IntelliMouse фирмы Microsoft
- Устройство TrackPoint II/III
- Устройство Glidepoint/Track Pads
- Введение в порты ввода-вывода
- Последовательные порты
- Микросхема uart
- Высокоскоростные последовательные порты
- Конфигурация последовательных портов
- Тестирование последовательных портов
- Программа Microsoft Diagnostics (msd)
- Диагностика в Windows 9x
- Тестирование с замыканием петли
- Параллельные порты
- Стандарт ieee 1284
- Стандартные параллельные порты
- Двунаправленные порты (8-разрядные)
- Усовершенствованный параллельный порт (ерр)
- Порт с расширенными возможностями (еср)
- Обновление параллельного порта для работы в режимах ерр и еср
- Конфигурация параллельных портов
- Устройства, подключаемые к параллельным портам
- Преобразователи "параллельный порт-scsi"
- Тестирование параллельных портов
- Usb и 1394 (I.Link) FireWire - новые интерфейсы ввода-вывода
- Универсальная последовательная шина usb
- Usb 2.0
- Адаптеры usb
- Компьютеры типа legacy-free
- Ieee-1394 (FireWire или I.Link)
- Магнитооптическая технология
- Цены и производительность
- Сравнение магнитооптических и магнитных накопителей
- Флэш-карты
- Как работает флэш-память
- Типы устройств флэш-памяти
- CompactFlash
- SmartMedia
- Ата-совместимая pc Card (pcmcia)
- Sony MemoryStick
- Сравнение устройств флэш-памяти
- Перемещение устройств флэш-памяти из камеры в компьютер
- Устройства считывания с карт флэш-памяти
- Адаптеры типа pc Card II
- Адаптеры в виде дискеты
- Альтернативы флэш-памяти
- Хранение данных на магнитных носителях
- История развития устройств хранения данных на магнитных носителях
- Как магнитное поле используется для хранения данных
- Конструкции головок чтения/записи
- Ферритовые головки
- Тонкопленочные головки
- Головки с металлом в зазоре
- Магниторезистивные головки
- Гигантские магниторезистивные головки
- Ползунок
- Способы кодирования данных
- Частотная модуляция (fm)
- Модифицированная частотная модуляция (mfm)
- Кодирование с ограничением длины поля записи (rll)
- Сравнение способов кодирования
- Декодеры prml (Partial-Response, Maximum-Likelihood)
- Измерение емкости накопителя
- Поверхностная плотность записи
- 1 Частотная модуляция в кодировании информации для магнитных носителей
- Fm кодирование
- Mfm кодирование
- Кодирование с ограничением длины поля записи
- Rll-кодирование
- Prml-кодирование
- Головки чтения/записи
- Функционирование магнитных головок чтения/записи
- Количество головок чтения записи
- Фазовые переходы цикла Записи Данных: