logo
Шепеленко О

Критерий оптимальности плана перевозок

Переход от одного опорного плана к другому производят заполнением клетки для которой нарушено условие оптимальности. Таким образом, для построения цикла перераспределения груза нужно выбирать клетку с самой большой положительной оценкой.

Замечание. Если есть несколько таких оценок, то выбирают клетку с меньшим тарифом.

Для этой выбранной клетки строим цикл перераспределения поставок. Цикл изображается ломаной линией, все углы поворота которой прямые, одна вершина его находится в выбранной клетке, а другие – в заполненных. Для перераспределения поставок в выбранной клетке ставим знак “+”, затем знаки чередуем. Среди клеток со знаком “–” выбираем наименьшее количество груза и в клетки со знаком “+” будем прибавлять это число, а в клетках со знаком “–” будем это число отнимать. В результате такого перераспределения поставок получаем новый опорный план транспортной задачи.

Замечание. Цикл перераспределения поставок может иметь различный вид, например, как на рисунке 3.

Рисунок 3 – Циклы перераспределения поставок

Замечание. Грузы, которые не принимали участие в перераспределении, переписываются без изменений.

Решение транспортной задачи рассмотрим на примере.

Пример 2.6.1. Найти оптимальный план перевозок.

B

A

B1

B2

B3

10

20

20

А1

20

А2

40

А3

35

Решение. Вначале необходимо проверить наличие баланса между спросом и предложением: 20 + 40 + 35 = 95; 10 + 20 + 30 = 50. Баланса нет.

Для того, чтобы данную транспортную задачу закрыть, необходимо ввести фиктивного потребителя В4 с потребностью 45 единиц груза (95 – 50 = 45) и нулевыми тарифами.

Для построения начального опорного плана транспортной задачи воспользуемся методом северо-западного угла.

Таблица 2.6.1

B

A

B1

B2

B3

B4

10

20

20

45

А1

20

10

10

А2

40

10

20

10

А3

35

35

В нашем случае число заполненных клеток должно быть

т + п – 1 = 3 + 4 – 1 = 6.

Все 6 клеток являются заполненными, т.е. опорный план транспортной задачи является невырожденным.

Опорный план, соответствующий таблице 1, имеет вид

.

В таблице 1 сумма затрат на перевозку составляет

z1 = 10 · 6 + 10 · 3 + 10 · 2 + 20 · 6 + 10 · 0 + 35 · 0 = 230.

Найдем оценки оптимальности для каждой клетки таблицы 1 и запишем их в таблицу 1а.

Таким образом, таблица 2.6.1 примет вид:

Таблица 2.6.2

B

A

B1

B2

B3

B4

ui

10

20

20

45

А1

20

10

+ 10

(3)

(-)

0

А2

40

(2)

10

20

+ 10

-1

А3

35

(5) +

(-)

(-)

35

1

vj

6

3

5

–1

Опорный план Х1, который соответствует таблице 2.6.2 оптимальным не является.

Для построения цикла перераспределения груза нужно выбирать клетку с самой большой положительной оценкой. В нашем случае это (А3, В1). Таким образом цикл начинается в клетке (А3, В1), затем он продолжается к клетке (А3,В4), в которой поворачивает в клетку (А2, В4), затем – в клетку (А1, В2), затем – в клетку (А1, В1), и возвращается в начальную клетку (А3, В1).

В клетке (А3, В1) ставим знак “+”, далее чередуем знаки: в клетке (А3, В4) – знак “–”, в клетке (А2, В4) – знак “+”, в клетке (А2, В2) – знак “–”, в клетке А1, В2) – знак “+”, в клетке (А1, В1) – знак “–”.

В нашем случае наименьшее количество груза в клетках со знаком “–” это 10, которое клетки со знаком “+” будем прибавлять, а от клеток со знаком “–” будем отнимать.

Количество грузов, которые не принимали участие в цикле, переписываем без изменений. В нашем случае это клетка (А2, В3).

Таким образом, таблица 2.6.3 имеет вид:

Таблица 2.6.3

B

A

B1

B2

B3

B4

ui

10

20

20

45

А1

20

(-)

- 20

(5) +

(1)

0

А2

40

(-)

+

0

20

20

-1

А3

35

10

(2)

(-)

25

-1

vj

3

3

7

1

В таблице 2.6.3 число заполненных клеток равно 5, что меньше т + п – 1 = 6, т.е. нужно заполнить пустую клетку нулем, тогда их будет 6. В клетку (А2, В2) с наименьшим тарифом 2 поставим нуль и будем считать ее заполненной.

Далее расписываем потенциалы и находим оценки оптимальности, отражая эти действия в таблице 2.6.3.

Опорный план, соответствующий таблице 2.6.3, имеет вид

.

Опорный план Х2 оптимальным не является, сумма затрат на перевозку составляет при этом

z2 = 20 · 3 + 0 · 2 + 20 · 6 + 20 · 0 + 10 · 2 + 25 · 0 = 200.

Для построения цикла перераспределения груза нужно выбирать клетку с самой большой положительной оценкой (А1, В3).

В нашем случае цикл начинается в клетке (А1, В3), затем он продолжается до клетки (А1, В2), в которой поворачивает в клетку (А2, В2), затем – в клетку (А2, В3), и возвращается в исходную клетку (А1, В3).

В клетке (А1, В3) ставим знак “+”, далее чередуем знаки: в клетке (А1, В2) – знак “–”, в клетке (А2, В2) – знак “+”, в клетке (А2, В3) – знак “–”.

В нашем случае наименьшее количество груза в клетках со знаком “–” это 20. Тогда в клетках со знаком “+” это количество груза будем прибавлять к уже имеющемуся, а в клетках со знаком “–” будем отнимать.

Грузы, которые не принимали участие в цикле, переписываются без изменений.

В нашем случае это грузы, находящиеся в клетках (А1,В3), (А2,В4), (А3,В4).

Таким образом, таблица 2.6.4 имеет вид:

Таблица 2.6.4

B

A

B1

B2

B3

B4

ui

10

20

20

45

А1

20

(-)

(-)

20

0

0

А2

40

(-)

20

(-)

20

0

А3

35

10

(-)

(-)

25

0

vj

2

2

2

0

В таблице 3 число заполненных клеток равно 5, что меньше 6, т.е. нужно заполнить незагруженную клетку нулем, тогда их будет 6. В клетку (А1,В4) с наименьшим тарифом 0 поставим нуль и будем считать ее заполненной.

Далее расписываем потенциалы и находим оценки оптимальности, отражая эти действия в таблице 3. Опорный план, соответствующий таблице 2, имеет вид

.

Опорный план Х3 является оптимальным, сумма затрат на перевозку в этом случае равна

z3 = 20 · 2 + 0 · 0 + 20 · 2 + 20 · 0 + 10 · 2 + 25 · 0 = 60.

Литература – [5].