2.6. Транспортная задача. Метод потенциалов
Транспортная задача принадлежит к специальному классу распределительных ЗЛП. Пусть нужно перевезти однородный груз из m пунктов отправления Аi в n пунктов назначения Bj. Известно количество груза ai (запасы), находящееся у i-го поставщика (постоянно), а также объемы потребностей в нем bj (заявки) j-го потребителя. Известны также затраты на перевозку единицы груза от i-го поставщика к j-му потребителю – тариф – сij. Тарифы записывают в верхнем левом углу каждой клетки таблицы. Необходимо распределить груз таким образом, чтобы затраты на его перевозку были минимальными.
Из условий задачи получим следующую модель линейного программирования:
(2.6.1)
(2.6.2)
(2.6.3)
(2.6.4)
Система ограничений (2.6.1) говорит о том, что груз из каждого пункта отправления должен быть вывезен. Система ограничений (2.6.2) говорит о том, что потребность в грузе в каждом пункте назначения должна быть удовлетворена. Система ограничений (2.6.3) говорит о том, что по любому маршруту либо перевозится некоторое количество груза, либо нет. Целевая функция (2.6.4) минимизирует совокупные транспортные затраты на перевозку всех партий грузов из всех пунктов отправления во все пункты назначения.
| Транспортная задача называется закрытой (сбалансированной), если суммарное наличие груза совпадает с суммарной потребностью (имеется баланс между спросом и предложением), т.е. выполняется равенство . В случае отсутствия баланса между спросом и предложением транспортная задача называется открытой. |
Решение задач с открытой моделью сводится к решению задач с закрытой моделью.
| Опорным планом транспортной задачи называется неотрицательное решение системы ограничений (2.5.1)-(2.5.3), который записывают в виде матрицы . Оптимальным планом транспортной задачи называется опорный план транспортной задачи, при котором целевая функция (2.5.4) достигает минимального значения. |
Теорема. Необходимым и достаточным условием существования решения транспортной задачи является ее сбалансированность, т.е. транспортная задача должна быть закрытой.
Транспортную задачу можно решать симплекс-методом, однако при этом получается громоздкая система линейных уравнений с большим числом неизвестных, что усложняет вычисления. Рассмотрим один из методов решения транспортной задачи – метод потенциалов, который представляет собой итеративный процесс, на каждом шаге которого рассматривается некоторый текущий план, проверяется его оптимальность, и при необходимости определяется переход к лучшему базисному плану.
- Рецензенты:
- Содержание
- 1. Программа курса Введение
- Математические основы программирования
- Общий вид задачи линейного программирования
- Методы решения общей задачи линейного программирования
- Двойственные задачи линейного программирования
- Распределительные методы
- Элементы нелинейного программирования
- Элементы теории игр
- Введение
- Классификация задач математического программирования
- 2. Математическое программирование
- 2.1. Постановка задач линейного программирования
- Алгоритм графического метода решения злп
- 2.3. Симплекс-метод решения задачи линейного программирования
- Алгоритм симплекс-метода решения злп
- Пример 2.3.1. Решить злп (2.2.1), (2.2.5) симплекс-методом.
- Критерий оптимальности опорного плана:
- Переход к следующей симплекс-таблице осуществляют по правилам:
- 2.4. Двойственная задача линейного программирования
- 2.5. Элементы теории матричных игр
- Алгоритм принципа максимина (минимакса)
- Решение. Эта матричная игра имеет размерность (3х4), т.Е. Игрок а имеет три стратегии, а игрок в – четыре. Запишем ее в нормальной форме.
- Последовательность действий при решении игры
- 2.6. Транспортная задача. Метод потенциалов
- Алгоритм метода потенциалов состоит из следующих этапов:
- Критерий оптимальности плана перевозок
- 2.7. Задача о назначениях
- Алгоритм метода Фогеля
- Алгоритм венгерского метода решения задачи о назначениях
- 2.8. Дробно-линейное программирование
- Правила решения задачи дробно-линейного программирования графическим методом
- 2.9. Целочисленное программирование
- 2.10. Параметрическое программирование
- Алгоритм решения задачи параметрического программирования
- 3. Задания для самостоятельной работы