logo search
ІНФОРМАЦІЙНЕ ПРАВО (стац) / ПІДРУЧНИКИ / Информационное право Учебное пособие,

2.2. Информационно-правовые нормы международных актов

и в составе актов других отраслей права

Информация как объект правоотношений давно вошла в международное право. Так, информационные права и свободы провозглашены Всеобщей декларацией прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.:

- в ст. 12 указано, что "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств";

- в ст. 18 закреплено, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения (как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком) в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков;

- в ст. 19 говорится, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ;

- в ст. 27 провозглашено право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами, а также право каждого человека на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является <*>.

--------------------------------

<*> См.: Всеобщая декларация прав человека // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 460 - 464.

Основные информационные права и свободы Всеобщей декларации прав человека стали основополагающими информационно-правовыми нормами Конституции РФ (ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41, ст. 42, 43, 44, п. "г" ст. 84, 90, ст. 102, 103, 104, 105, 106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115).

Как уже говорилось в главе 1, информационно-правовые нормы Конституции РФ представляют собой фундамент, основной источник информационного права. Прежде всего это право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Осуществление же права каждого искать и получать информацию возлагает на определенные группы субъектов обязанность производить, собирать, аккумулировать и распространять такую информацию. В то же время право на информацию не означает вседозволенности. Мало того, информационно-правовые нормы Конституции РФ защищают личность от вмешательства в ее жизнь, они также защищают информацию определенного вида от несанкционированного доступа (например, институт тайны охраняется законом).

Роль информационного права в информационном обществе XXI в. будет возрастать. Причем в основе информационного права как правового отображения такого общества, бесспорно, должны быть нормы международного права, регулирующие основные группы информационных отношений на межгосударственном уровне. По сути дела, международное право должно составлять его правовой фундамент, поскольку в информационном обществе практически отсутствуют географические и геополитические границы.

Уже сегодня в десятках международных актов содержатся нормы информационного права. Но правотворческий процесс, затрагивающий правовое регулирование информационной сферы, находится пока в начальной стадии. Так, до сих пор отсутствует правовое регулирование в трансграничной сети Интернета не только со стороны российского права, но и международного, а ученые-правоведы всего мира озабочены скорейшим разрешением правовых проблем. И здесь следует заметить, что Россия играет определенную роль в формировании международной политики становления информационного права в международном масштабе.

В эпоху всеобщей информатизации и построения информационного общества единая информационная среда (пространство) становится одним из важнейших государствообразующих признаков, обязательным условием и характеристикой самого информационного общества. Единое информационное пространство является, с одной стороны, важным обязательным признаком и предпосылкой успешного формирования информационного общества, необходимым условием вхождения в мировое информационное сообщество, а с другой - главным условием сохранения информационного суверенитета страны и укрепления государственности.

Мы уже говорили, что Россия участвовала в принятии важнейшего документа, призванного организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути глобального информационного общества, - Хартии глобального информационного общества. Россия участвует в информационном взаимодействии высших органов власти стран СНГ. В феврале 1994 г. была утверждена Концепция создания автоматизированной системы информационного обмена Содружества Независимых Государств. Формирование информационного пространства СНГ проводится также в соответствии с Концепцией формирования информационного пространства СНГ, подготовленной во исполнение Постановления Совета глав правительств СНГ от 3 ноября 1995 г., протокольного решения Совета глав правительств СНГ от 12 апреля 1996 г. и утвержденной решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 г. При этом Россия как субъект геополитики, государство, обладающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем евроазиатском пространстве России и СНГ, могла бы стать естественным мостом между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевым звеном мирового информационного пространства <*>.

--------------------------------

<*> См.: Серго А.Г. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. N 808 была утверждена президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации" <*>. Основным направлением этой работы было определено создание и развитие к 2000 г. общегосударственной правовой системы, охватывающей все республики, края, области России, создание региональных абонентских сетей, предоставляющих информационно-правовые услуги гражданам и организациям. При этом было заявлено, что "формирование общегосударственных информационных ресурсов в правовой сфере предполагает ориентацию на создание общего информационного пространства, в том числе и в наднациональном, общемировом контексте".

--------------------------------

<*> См.: СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3289.

Внутрисистемные отношения и зависимости в российском законодательстве выражаются в установлении связей между нормами одной отрасли или разных отраслей путем отбора нормативных актов и (или) их составных частей и объединения их по определенным критериям (функции, цели, структура социального управления и система его органов) в соответствующие группы, классы, массивы, подотрасли, отрасли. Кроме того, предполагается сочетание отраслей, подотраслей и институтов, а также общих и специальных методов регулирования (соотношение методов публично-правового и частноправового регулирования, диспозитивных и императивных, объединение по источникам права и т.п.). Таким образом, нормы информационного права закреплены в нормах различных отраслей российского законодательства. Законодательство России в информационной сфере включает в себя: информационно-правовые нормы Конституции РФ; законодательство об интеллектуальной собственности; законодательство о средствах массовой информации; законодательство о связи и телекоммуникациях; законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставления информационных услуг; законодательство о реализации права на поиск, получение и передачу информации; законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения; законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности. Отдельные информационно-правовые нормы имеются в Гражданском кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ и др.