logo
ІНФОРМАЦІЙНЕ ПРАВО (стац) / ПІДРУЧНИКИ / Информационное право Учебное пособие,

6.2. Виды юридической ответственности

за правонарушения в информационной сфере

В тех случаях, когда правонарушения в информационной сфере носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

По современному российскому законодательству преступлением признается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14). При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14).

Следовательно, под информационным преступлением следует понимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в области информационных правоотношений.

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За информационные преступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения преступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совершение которого подлежат уголовной ответственности лица, достигшие 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, защиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за информационные преступления.

Уголовная ответственность за правонарушения в информационной сфере определяется рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, расположенных в различных разделах и главах. Они приведены в Приложении 2 учебного пособия.

В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема информационных отношений, подлежащих специальной охране, выделены отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие общественно опасными деяниями конкретные действия в сфере компьютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение. Такие нормы появились в российском законодательстве впервые.

К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274). Таким образом, преступления в области компьютерной информации, выделенные в отдельную главу Уголовного кодекса РФ, являются частью информационных преступлений, объединенных единым инструментом обработки информации - компьютером. Важно отметить, что термин "компьютерная информация" впервые был введен законодателем в Уголовный кодекс и является новеллой. Ранее в российском законодательстве, регулирующем информационные правоотношения, определения информации как "компьютерной" не существовало. По мнению ряда ученых, определение "компьютерная" применительно к информации возникло для отграничения данного объекта посягательства от информационных преступлений, предусмотренных другими разделами Уголовного кодекса РФ <*>.

--------------------------------

<*> См., например: Крылов В. Информационные преступления - новый криминалистический объект // Российская юстиция. 1997. N 4.

В тех случаях, когда общественно опасные действия в области информационных отношений совершаются без применения компьютерных средств, законодатель нередко относит их к соответствующим родовым объектам.

Так, в разделе "Преступления против личности" находятся составы таких преступлений, как клевета (ст. 129) или оскорбление (ст. 130), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), нарушения избирательных прав или работы избирательных комиссий (ст. 141, 141.1, 142, 142.1), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144), нарушение авторских и смежных прав (ст. 146), нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147).

В разделе "Преступления в сфере экономики" содержатся составы таких преступлений, как кража, мошенничество, хищение предметов, имеющих особую ценность, умышленное уничтожение или повреждение имущества, заведомо ложная реклама, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, изготовление и сбыт поддельных кредитных карт, незаконный экспорт технологий, научно-технической информации (ст. 158, 159, 164, 167, 182, 183, 187, 189).

Нормы, регулирующие информационные преступления, есть и в разделе "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка": заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1) и др.

Ряд информационных преступлений содержатся в разделе "Преступления против государственной власти". Это государственная измена (ст. 275), шпионаж (ст. 276), разглашение государственной тайны (ст. 283) и др.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354), являющиеся преступлением против мира и безопасности человечества также можно отнести к информационным преступлениям.

Таким образом, мы видим, что информационные отношения получили уголовно-правовую защиту.

Безусловно, перечисленные нормы не охватывают всех возможных противоправных посягательств на информационные правоотношения. Следует отметить, что большинство правонарушений и преступлений в информационной сфере не выделены по признакам в статьях, посвященных информационному законодательству. Целый ряд статей как Уголовного кодекса РФ, так и КоАП РФ регламентирует ответственность за совершение определенных действий, последствия которых могут иметь значение для информационных правоотношений, хотя в диспозиции об этом не упоминается.

Видом юридической ответственности за нарушения информационного законодательства является и административная ответственность. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Причем в ст. 2.1 законодатели четко определили, что на федеральном уровне только настоящий Кодекс содержит нормы административной ответственности за правонарушения, в том числе и в информационной сфере. В связи с принятием нового КоАП РФ были отменены некоторые статьи действующих федеральных законов, в которых имелись конкретные составы административных правонарушений с указанием административных взысканий в виде предупреждения и штрафа.

Например, Федеральным законом РФ от 30 декабря 2001 г. "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в действ. ред.) признаны утратившими силу с 1 июля 2002 г.:

- ст. 23 - 25, абз. первый и второй п. 2 ст. 29 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";

- п. 1 - 3 ст. 43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в ред. от 9 января 1996 г.);

- ст. 25, ч. 1 ст. 26, ст. 27 и 28 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях";

- ст. 230 - 289, 291 - 299, 306 - 366, 368, главы 49 - 51 раздела X, глава 63 раздела XIV Таможенного кодекса Российской Федерации;

- п. 27 - 29, абз. седьмой и восьмой п. 34 ст. 1 Федерального закона от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";

- абз. первый п. 2, абз. первый и пятый п. 3 ст. 31 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе";

- п. 1 ст. 32 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";

- ст. 16, 18, 19 и п. 5 ст. 24 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

- Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. N 210-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах";

- ст. 26 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

Существенной новеллой КоАП РФ является привлечение к административной ответственности юридических лиц. До его принятия юридических лиц возможно было привлечь к административной ответственности рядом законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Известно, что в процессе работы над проектом КоАП РФ вопрос включения в институт административной ответственности юридических лиц был довольно дискуссионным. В конечном итоге и теоретики, и практики, которые участвовали в разработке Кодекса, пришли к единому мнению о необходимости привлечения юридических лиц к ответственности за административные правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ содержит информационные правонарушения в большинстве глав, описывающих составы административных правонарушений (главы 5 - 8, 10, 13 - 17, 19 и 21). Составы административных правонарушений в информационной сфере представлены в Приложении 2 к данному учебному пособию.

В главе 13 "Административные правонарушения в области связи и информации" предусмотрена ответственность: за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) и правил защиты информации (ст. 13.12); за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13); разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14); злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15); воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16); нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17); нарушение порядка представления статистической информации (ст. 13.19); нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20); нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21); нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22); нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).

Административная ответственность за нарушение информационного законодательства в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. Например, в г. Москве действует ряд законов, предусматривающих административную ответственность за правонарушения в информационной сфере. Так, Закон города Москвы от 3 июля 2002 г. N 38 "О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы" определяет порядок осуществления государственного контроля за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы, устанавливает административную ответственность физических и юридических лиц, должностных лиц за нарушение федеральных законов и иных нормативных актов. Статья 13 данного Закона предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в Госгоринспекцию сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления Госгоринспекцией ее законной деятельности, а равно представление в Госгоринспекцию (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда;

- на юридических лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда <*>.

--------------------------------

<*> См.: Тверская, 13. 2002. N 91. 30 июля.

Значительное место среди мер административного принуждения за нарушение информационного законодательства занимают административные взыскания, посредством которых обеспечивается борьба с наиболее распространенными правонарушениями в информационной сфере.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

Причем в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. 1 - 4.

Наиболее распространенной мерой административного пресечения является привлечение виновных к административной ответственности, как правило, путем взыскания административного штрафа с правонарушителей. Целью взыскания административного штрафа с нарушителей информационного законодательства является не только прекращение их противоправного поведения, но и предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

КоАП РФ определены органы, уполномоченные рассматривать дела об информационных правонарушениях, которые указаны в главе 23 "Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях".

Протоколы об информационных правонарушениях, предусмотренных в КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дисциплинарную ответственность за проступки в информационной сфере несут работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

Статьей 192 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Кроме того, федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. При этом не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ст. 193 ТК РФ).

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с трудовым законодательством за правонарушения в информационной сфере предусмотрена и материальная ответственность - это имущественная ответственность работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного информационным правонарушением.

Подробно порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих регламентированы трудовым законодательством. Так, материальной ответственности сторон трудового договора посвящен раздел XI Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 232 сторона трудового договора (в данном случае работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности.

Материальная ответственность за нарушения информационного законодательства наступает наряду с привлечением нарушителя к любым иным видам ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной ответственности). Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия) (ст. 233 ТК РФ). Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Установление размеров материальной ответственности работников за ущерб определяется в соответствии со ст. 241 - 250 ТК РФ.

Так, ст. 243 Трудового кодекса предусмотрены случаи полной материальной ответственности, к числу которых относится ответственность, возложенная на работника в полном размере причиненного ущерба за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

Причем возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Составы информационных нарушений, регулируемых Трудовым кодексом, представлены в Приложении 2.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм информационного права причиняется вред предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда либо арбитражного суда. При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их здоровью, имуществу, собственности). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенных прав и свобод за счет его сил и средств. Например, пресечение дальнейшего распространения информации, а также ее опровержение тем же способом, которым она была распространена и т.п.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ субъект (истец) может требовать компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 152 ГК РФ "Защита чести, достоинства и деловой репутации" гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.

Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.

Кроме того, гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Гражданским кодексом РФ закреплены аналогичные правила защиты деловой репутации юридического лица.

Статьей 1101 ГК РФ закреплено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

За разглашение служебной или коммерческой тайны предусматриваются различные виды ответственности, в том числе и гражданская. В п. 2 ст. 139 ГК РФ закреплено, что информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Нормы статей ГК РФ, регулирующих нарушения в информационной сфере, представлены в Приложении 2.

Контрольные вопросы

1. Какие нормативные правовые акты являются основополагающими в информационной сфере?

2. Что является основанием для возникновения юридической ответственности за правонарушение в информационной сфере?

3. Сформулируйте определение "информационное правонарушение" или "правонарушение в информационной сфере".

4. Назовите и дайте характеристику элементам состава информационного правонарушения.

5. Назовите предмет правонарушения в информационной сфере.

6. Какие виды юридической ответственности предусмотрены за несоблюдение информационно-правовых норм?

7. Перечислите признаки объективной стороны информационного правонарушения.

8. На какие виды подразделяются составы правонарушений в информационной сфере по конструкции объективной стороны?

9. Что понимается под информационным преступлением?

10. Перечислите и дайте краткую характеристику составов уголовных преступлений в информационной сфере.

11. Какие составы преступлений в сфере экономики можно отнести к информационным?

12. Какие составы преступлений против общественной безопасности и общественного порядка следует отнести к информационным?

13. Дайте законодательное определение административного правонарушения.

14. Почему с принятием и вступлением в силу КоАП РФ были отменены многочисленные нормы законов?

15. Содержится ли в КоАП РФ самостоятельная глава, посвященная административным правонарушениям в информационной сфере?

16. Дайте общую характеристику составов административных правонарушений, которые относятся к информационным.

17. Приведите примеры норм законов субъектов Российской Федерации, которые устанавливают административную ответственность за информационные правонарушения.

18. Приведите примеры привлечения субъектов (участников) информационных правоотношений к гражданско-правовой ответственности.

19. Имеются ли по поводу привлечения к различным видам юридической ответственности в информационной сфере разъяснения судов? Приведите примеры.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовая

1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (действ. ред.).

3. Уголовный кодекс РФ (в ред. от 8 апреля 2003 г.).

4. Гражданский кодекс РФ.

5. Трудовой кодекс РФ.

6. Таможенный кодекс РФ (с изм. от 23 декабря 2003 г.).

7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

8. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (в ред. от 30 июня 2003 г.).

9. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" (в ред. от 30 июня 2003 г.).

10. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 30 июня 2003 г.).

11. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 11 ноября 2003 г.).

12. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 8 декабря 2003 г.).

13. Указ Президента РФ от 19 февраля 1999 г. N 212 "Вопросы государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" (в ред. от 4 марта 2003 г.).

14. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 "О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц".

15. Закон города Москвы от 3 июля 2002 г. N 38 "О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы" // Тверская, 13. 2002. N 91. 30 июля.

Учебная

1. Гудимов В. Ответственность за разглашение коммерческой тайны // Российская юстиция. 1998. N 2.

2. Кирдякин А.А. Корпоративный шантаж (гринмейл) и методы борьбы с ним // Современное право. 2002. N 5.

3. Кочои С., Савельев Д. Ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации // Российская юстиция. 1999. N 1.

4. Крылов В. Информационные преступления - новый криминалистический объект // Российская юстиция. 1997. N 4.

5. Лопатин В.Н. Защита права на неприкосновенность частной жизни // Журнал российского права. 1999. N 1.

6. Малышева Г.К. Коммерческая тайна в зеркале закона // Право и экономика. 1999. N 10.

7. Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации / Под ред. Н.Г. Шурухнова. М.: Щит-М, 1999.

8. Рыбчинский А.А. Коммерческая тайна как правовой механизм защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности // Современное право. 2002. N 6.

9. Сапожников Н. Правовой режим банковской тайны // Законность. 2001. N 7.

10. Селивановский С.А. Промышленная интеллектуальная собственность. М., 1996. С. 64.

11. Семеусов В. Ответственность за нарушение рекламного законодательства // Российская юстиция. 2000. N 4.

12. Сергиенко Л.А. Правовая защита персональных данных. Цели и принципы правового регулирования // Проблемы информатизации. 1995. N 1.

13. Симкин Л. Как бороться с "сетевыми" пиратами // Российская юстиция. 2002. N 7.

14. Смыслина Е. Борьба с пиратской вольницей в "МИРОВОЙ ПАУТИНЕ" // Российская юстиция. 2001. N 6.

15. Фатьянов А.А. Тайна и право (основные системы ограничений на доступ к информации в российском праве). М., 1998.