logo
ІНФОРМАЦІЙНЕ ПРАВО (стац) / ПІДРУЧНИКИ / Информационное право Учебное пособие,

4.3. Правовое регулирование отношений в сфере

электронного документооборота

Важнейшей проблемой электронного документооборота является обеспечение достоверности документов. Это объясняется тем, что процесс обмена электронными документами коренным образом отличается от обычного обмена документами на бумажных носителях.

Проблему подтверждения подлинности информации, содержащейся в электронном документе, можно решить путем использования электронной цифровой подписи, которая позволяет установить автора электронного документа и гарантировать неизменность его содержания.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, указывается в п. 3 ст. 5 этого же Федерального закона, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

С целью обеспечения правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <*>. Его действие распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

--------------------------------

<*> См.: СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

Согласно ст. 2 упомянутого Закона правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об электронной цифровой подписи", Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О связи" <*> от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществляется соглашением сторон.

--------------------------------

<*> См.: СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.

В ст. 3 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" определены следующие основные понятия:

- электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;

- электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

- владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);

- средства электронной цифровой подписи - аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций - создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;

- сертификат средств электронной цифровой подписи - документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям;

- закрытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;

- открытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;

- сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи;

- подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе - положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе;

- пользователь сертификата ключа подписи - физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи;

- информационная система общего пользования - информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано;

- корпоративная информационная система - информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.

Закрепление в упомянутом Федеральном законе определений направлено прежде всего на устранение неправильных толкований законодательных положений в процессе правоприменения.

Условия использования электронной цифровой подписи. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

- сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Участник информационной системы может быть одновременно владельцем любого количества сертификатов ключей подписей. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.

Создание ключей электронных цифровых подписей осуществляется для использования в информационной системе общего пользования ее участником или по его обращению удостоверяющим центром, а также в корпоративной информационной системе в порядке, установленном в этой системе.

При создании ключей электронных цифровых подписей для работы в информационной системе общего пользования должны применяться только сертифицированные средства электронной цифровой подписи. Возмещение убытков, причиненных в связи с созданием ключей электронных цифровых подписей несертифицированными средствами электронной цифровой подписи, может быть возложено на создателей и распространителей этих средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Использование несертифицированных средств электронной цифровой подписи и созданных ими ключей электронных цифровых подписей в корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не допускается.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" сертификат ключа подписи должен содержать следующие сведения:

- уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания срока действия сертификата ключа подписи, находящегося в реестре удостоверяющего центра;

- фамилия, имя и отчество владельца сертификата ключа подписи или псевдоним владельца; в случае использования псевдонима удостоверяющим центром вносится запись об этом в сертификат ключа подписи;

- открытый ключ электронной цифровой подписи;

- наименование средств электронной цифровой подписи, с которыми используется данный открытый ключ электронной цифровой подписи;

- наименование и место нахождения удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи;

- сведения об отношениях, при осуществлении которых электронный документ с электронной цифровой подписью будет иметь юридическое значение.

Для проверки принадлежности электронной цифровой подписи соответствующему владельцу сертификат ключа подписи выдается пользователям с указанием даты и времени его выдачи, сведений о действии сертификата ключа подписи (действует, действие приостановлено, сроки приостановления его действия, аннулирован, дата и время аннулирования сертификата ключа подписи) и сведений о реестре сертификатов ключей подписей.

Срок и порядок хранения сертификата ключа подписи в удостоверяющем центре регламентируется ст. 7 указанного Федерального закона.

Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре определяется договором между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа подписи. При этом обеспечивается доступ участников информационной системы в удостоверяющий центр для получения сертификата ключа подписи.

Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре после аннулирования сертификата ключа подписи должен быть не менее установленного федеральным законом срока исковой давности для отношений, указанных в сертификате ключа подписи. По истечении указанного срока хранения сертификат ключа подписи исключается из реестра сертификатов ключей подписей и переводится в режим архивного хранения. Срок архивного хранения составляет не менее чем пять лет.

Порядок выдачи копий сертификатов ключей подписей в этот период устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сертификат ключа подписи в форме документа на бумажном носителе хранится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивах и архивном деле.

Особенности использования электронной цифровой подписи. Использование электронной цифровой подписи в сфере государственного управления регламентируется ст. 16 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи". Согласно этой статье федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, участвующие в документообороте с указанными органами, могут использовать для подписания своих электронных документов электронные цифровые подписи уполномоченных лиц. Сертификаты ключей подписей этих лиц включаются в реестр сертификатов ключей подписей, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Использование электронной цифровой подписи в корпоративных информационных системах регулируется внутренними нормативными документами таких систем.

Важное значение имеет ст. 19 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи", в которой указывается, что содержание документа на бумажном носителе, заверенного печатью и преобразованного в электронный документ, в соответствии с нормативными правовыми актами или соглашением сторон может заверяться электронной цифровой подписью уполномоченного лица.

В случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или соглашением сторон, электронная цифровая подпись в электронном документе, сертификат которой содержит необходимые при осуществлении данных отношений сведения о правомочиях его владельца, признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью.

Создание заверенных печатью электронных копий документов устраняет серьезную проблему в отношениях между партнерами по сделкам. Проблема состоит в том, что по причине необходимости скрепления документов печатями, например, в соответствии с п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенность от имени юридического лица должна быть скреплена подписью его руководителя с приложением печати, их приходится отправлять на обычных бумажных носителях. Последнее обстоятельство не позволяет реализовать преимущества современных телекоммуникационных технологий.

Следует отметить, что ни ст. 160 ГК, регулирующая вопросы письменной формы сделки, ни ст. 434, посвященная форме договора, не выдвигают в качестве обязательного требование скрепления документов печатями. Наоборот, в соответствии с п. 1 ст. 160 скрепление печатью отнесено к одному из дополнительных требований к форме сделки, которая может устанавливаться законом, нормативным правовым актом или соглашением сторон. Тем не менее скрепление договоров и иных документов получило широкое распространение в хозяйственной практике в связи с требованиями актов налогового права.

Основы регулирования информационных отношений в сфере электронного документооборота. Рассмотрим отношения, связанные с такими электронными документами, при обороте которых законом предусматривается применение электронной цифровой подписи.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" <*> электронный документ, подготовленный с использованием ГАС "Выборы", приобретает юридическую силу после его подписания электронными цифровыми подписями соответствующих должностных лиц. Согласно п. 2 ст. 13 этого Федерального закона электронный документ, который формируется в процессе ввода данных в ГАС "Выборы", подписывается электронными цифровыми подписями соответствующих должностных лиц.

--------------------------------

<*> См.: СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172.

Согласно ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ <*> от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативным правовым актом или договором, документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи.

--------------------------------

<*> См.: СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" <*> сведения в Пенсионный фонд Российской Федерации могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

--------------------------------

<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 14. Ст. 1401.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <*> при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

--------------------------------

<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

Согласно ч. 2 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация может быть передана по телекоммуникационным каналам связи.