logo
ІНФОРМАЦІЙНЕ ПРАВО (стац) / ПІДРУЧНИКИ / Информационное право Учебное пособие,

3.3. Право на поиск и получение документированной информации

из государственных информационных ресурсов

В ст. 8 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10 сентября 2003 г.) предусмотрено обязательное представление документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство Российской Федерации. Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций.

При реализации права на доступ к информации из информационных ресурсов законодательно закреплено, что пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа (ст. 10 упомянутого выше Закона).

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации".

Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.

Порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за определенные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством.

Этим же Законом предусмотрены гарантии предоставления информации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суд.

Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации организует регистрацию всех информационных ресурсов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспечения права граждан на доступ к информации.

Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правительство Российской Федерации. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Доступ граждан и организаций к информации о них определен ст. 14 Закона. Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Отказ в доступе субъекта к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.

Законом предусмотрены обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов, а также защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации, которая осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба.

Статья 24 посвящена защите права на доступ к информации. Так, отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.

Руководители, другие служащие органов государственной власти и организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Органы власти субъектов Российской Федерации создают необходимые структурные подразделения, информационные отделы и управления для успешного решения вопроса информационной обеспеченности, издают соответствующие нормативные акты. Например, в Московской области принят Закон от 11 февраля 2001 г. N 21/2001-ОЗ "О создании органами государственной власти Московской области информационных ресурсов и систем и их использовании", где установлены общие принципы и порядок создания информационных ресурсов и информационных систем, их приобретения, использования и распоряжения ими органами государственной власти.

Органами исполнительной власти создаются информационные системы, взаимодействующие с федеральными органами исполнительной власти, что в целом должно создавать общую информационную инфраструктуру. Информационные ресурсы и информационные системы подлежат обязательному учету и регистрации в специально создаваемых реестрах. Реестр содержит перечень сведений об информационных ресурсах и информационных системах.

Ответственность за достоверность сведений об информационных ресурсах и информационных системах, предоставляемых для включения в реестр, несут их владельцы. Вопрос платности предоставления информации из информационных ресурсов и систем разрешен следующим способом: предоставление информации государственным органам и государственным учреждениям Московской области, органам местного самоуправления, информационный обмен между органами государственной власти, государственными органами и государственными учреждениями по вопросам их компетенции и деятельности (включая представление обязательных экземпляров документов) производится на безвозмездной основе. Предоставление информации из информационных ресурсов и информационных систем иным пользователям осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.