logo
ІНФОРМАЦІЙНЕ ПРАВО (стац) / ПІДРУЧНИКИ / Информационное право Учебное пособие,

1.2. Понятие информационного права

Само понятие информационного права появилось относительно недавно и трактуется учеными-юристами по-разному.

Так, В.А. Копылов предлагает определять термин "информационное право" как систему охраняемых государством социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации, и относит к основным объектам правового регулирования информационные отношения, "возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации" <*>.

--------------------------------

<*> Копылов В.А. Указ. раб. С. 84.

М.М. Рассолов определяет информационное право как совокупность юридических норм и институтов, регулирующих информационные отношения в информационной сфере <*>.

--------------------------------

<*> См.: Рассолов М.М. Информационное право. М., 1999.

И.Л. Бачило и В.Н. Лопатин приходят к выводу, что "информационное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества" <*>.

--------------------------------

<*> Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право /Под ред. академика РАН Б.Н. Топорнина. СПб., 2001. С. 106.

Анализируя предлагаемые понятия, можно прийти к выводу, что они выбираются исходя из объектов и предметной области информационного права, по отношению к которым или в связи с которыми возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию. В информационном праве основным объектом, по поводу которого возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, является информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте.

По справедливому утверждению В.А. Копылова, информация, ее движение вечны, а технические, программные, связные, телекоммуникационные и иные средства - возникли и развиваются как средства, обеспечивающие и повышающие эффективность информационных процессов в данное время (хотя общественные отношения по вопросам производства, эксплуатации и распространения таких объектов тоже следует относить к информационным отношениям) <*>.

--------------------------------

<*> См.: Копылов В.А. Указ. раб. С. 86.

В любом случае все приведенные определения информационного права основаны на совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. При этом данные нормы имеют свою специфику, так как касаются непосредственно информации. Можно смело утверждать, что практически все общественные отношения содержат информационную составляющую. Отсюда об информационном праве принято говорить в широком и узком смысле.

Если придерживаться расширенной версии, то нормы информационного права можно выявить практически в любой тематике законодательства. Например, информационно-правовой характер носят нормы КоАП РФ о процессуальных действиях со свидетелями и прочими лицами, нормы налогового законодательства о декларировании и отчетности и т.д. Однако в этих случаях информационная деятельность играет хотя и немаловажную, но вспомогательную роль, т.е. является средством для достижения цели, лежащей за пределами информационной сферы (рассмотрение административного правонарушения и привлечение виновных к административной ответственности, взимание налогов и т.д.).

К информационному праву в узком смысле относят лишь такие нормы, которые регулируют информационные процессы, являющиеся самоцелью, т.е. когда информация есть не только средство достижения чего-либо иного, но и конечный итог.

Поскольку информационное право является сравнительно молодой, развивающейся отраслью права, то понятие информационного права, его содержание и основные институты только формируются.

Отталкиваясь от изложенных выше точек зрения, можно заключить, что в настоящее время информационное право - это сравнительно новое и самостоятельное направление юридической науки.

Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения, т.е. общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Из теории права известно, что предмет правового регулирования, будучи основным критерием разграничения отраслей права, тем не менее не позволяет провести окончательное разделение системы права на отдельные отрасли. Поэтому механизм правового регулирования включает в себя и методы правового регулирования. При помощи методов можно охарактеризовать соответствующие общественные отношения с юридической точки зрения - с позиций применяемых правовых средств, приемов, способов правового воздействия.

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Многофункциональность и специфика информации приводят к необходимости применять в информационном праве по сути дела весь известный спектр методов правового регулирования в зависимости от вида и назначения информации.

Вообще в теории права существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений: императивный (основан на использовании властеотношений и строгой связанности субъектов права правовыми рамками) и диспозитивный (основан на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в правоотношения, ответственности по своим обязательствам и т.п.). Способами воздействия на общественные отношения для императивного метода являются запрет и предписания, для диспозитивного - согласования, рекомендации.

В сфере правового регулирования существует деление и на такие два метода, как административно-правовой и гражданско-правовой (иногда их называют публично-правовой и частноправовой). Эти методы имеют особое значение для регулирования информационных отношений.

Известный ученый в области теории права С.С. Алексеев, затрагивающий в своих трудах и проблемы информационного права, разделяет методы и способы правового регулирования. Методы - это приемы юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридического инструментария, средств юридического воздействия. Алексеев выделяет централизованное, императивное регулирование (метод субординации) и децентрализованное (диспозитивное) регулирование (метод координации). Способами же правового регулирования, по его мнению, являются те пути юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах, в других элементах правовой системы. Это позитивное обязывание, дозволение, запреты и ограничения <*>.

--------------------------------

<*> См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 294 - 297.

Все эти способы широко используются в информационном законодательстве. Так, в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности, при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения и т.п. применяются диспозитивные методы.

Императивные методы регулирования информационных отношений применяются при различных видах деятельности государственных органов в информационной сфере: формировании и реализации государственной политики по развитию информационного общества; определении компетенции органов государственной власти в сфере предоставления информации, затрагивающей интересы личности (в порядке обеспечения конституционных прав граждан по поиску и получению информации); регулировании информационных отношений в области СМИ, информационной безопасности и т.д.

Один из ведущих специалистов информационного права М.А. Федотов утверждает, что "мы находимся на пороге появления нового метода правового регулирования. Этот метод правового регулирования будет связан с функционированием права в телекоммуникационных сетях, с использованием новых информационных и коммуникационных технологий. Традиционные представления о методах правового регулирования, которые позволяют нам вычленять традиционные отрасли права, как то административное право, гражданское право, конституционное (или государственное) право, уголовно-процессуальное право и т.д., применить в данном случае мы не сможем.

Но если представить, что телекоммуникационные сети типа Интернета - это не просто новое средство коммуникации, а новая сфера обитания человеческой цивилизации, новая сфера человеческой активности и новая сфера применения права, то мы поймем, что информационное право будет иметь свой особый метод правового регулирования, ибо он в первую очередь будет осуществляться в телекоммуникационных сетях, в киберпространстве. Иными словами, человек будет не просто пользоваться телекоммуникационными сетями, он будет вступать в правовые отношения, испытывать на себе правовое регулирование через телекоммуникационные сети, внутри телекоммуникационных сетей" <*>.

--------------------------------

<*> См.: Избранные труды Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности. Т. 2. Актуальные проблемы информационного права. Материалы круглого стола. Москва, ИМПЭ, 27 января 2000 г. // Серго Антон, 1998 - 2003. Правовая информация, http://www.internet-law.ru.

Методы правового регулирования следует отличать от методов науки информационного права, среди которых выделяются общенаучные (логический, исторический, статистический, социологический и др.) и специфические - информационные. При решении вопроса о методологии информационного права следует по меньшей мере исходить из необходимости учета особых свойств информации, понятий информационной сферы и информационного общества.

При исследовании информации как основного объекта правоотношений применяют методы теории информации (науки, изучающей количественные закономерности, связанные с получением, передачей, обработкой и хранением информации); информатики (науки, изучающей информацию, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы во всех областях человеческой деятельности); правовой информатики (науки, изучающей информацию, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы в правовой сфере) и правовой кибернетики (науки, изучающей информационные особенности процессов управления в правовой сфере).

В целом информационное право представляет собой комплексную отрасль права, имеющую свой особый предмет правового регулирования - информационные отношения и использующую весь набор традиционных методов правового регулирования в пределах одной предметной отрасли.

Затрагивая исторический аспект развития отрасли информационного права, следует отметить, что впервые предложил и обосновал необходимость создания самостоятельной отрасли права - информационного права - А.Б. Венгеров в 1975 г. <*> Она не всеми была поддержана, и научная дисциплина стала развиваться в рамках компьютерного права, основоположником которого является Ю.М. Батурин <**>.

--------------------------------

<*> См., например: Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М.: Юридическая литература, 1978.

<**> См., например: Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991.

В условиях нынешнего формирования и развития информационного общества роль информационного права будет существенно возрастать, ведь информационное право составляет правовую основу информационного общества. В информационном обществе происходит фактическое стирание географических и геополитических границ и, как правило, не действуют национальные законодательства. Следовательно, информационное право как правовая основа такого общества должно строиться главным образом на нормах международного права, регулирующих основные группы информационных отношений на межгосударственном уровне.

В трансграничной сети Интернета практически отсутствует не только российское право, но и международное, поэтому здесь бурно произрастает весь спектр информационных правонарушений.

В мировом масштабе существуют и такие серьезные проблемы, как регулирование отношений интеллектуальной собственности и информации, отношений, связанных с информационными ресурсами, защита информации, защита прав личности в условиях информационного общества и др. Все это требует скорейшего формирования правовой базы информационного общества, основу которой составляет информационное право.

Во многих научных работах и в России, и за рубежом обсуждаются проблемы информационного права. Это в первую очередь трактование самого понятия "информационное право", структура и состав информационного права, его предмет и метод, роль информационного права в жизни личности, общества, государства.