8.1. Правовые гарантии и ограничения прав
на свободу массовой информации
Институтом массовой информации регулируются информационные отношения, связанные с производством и распространением массовой информации.
Необходимо напомнить, что основным принципом информационных отношений в современном обществе является свобода поиска, получения и распространения информации и идей любыми средствами и независимо от государственных границ. Этот принцип закреплен в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г., в ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод <*>, в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах <**> от 16 декабря 1966 г., а также в иных нормативно-правовых документах, в том числе конституциях многих стран. В нашей стране правовую основу этого института составляют следующие нормы Конституции Российской Федерации: ч. 4 ст. 29, ч. 5 ст. 29, ч. 2 ст. 29.
--------------------------------
<*> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г., с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
<**> Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. 1978. Вып. XXXII. С. 44.
Указанные нормы Конституции РФ получили развитие в Законе РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 <*>.
--------------------------------
<*> Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 // ВСНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.
В ст. 1 Закона РФ "О средствах массовой информации" отмечается, что не подлежат ограничениям (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации): поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
Обратим внимание на факт существования ограничений прав на свободу массовой информации, которые отмечены во всех упомянутых нормативно-правовых актах.
Статьей 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" вводятся следующие основные понятия, связанные с правовым регулированием информационных отношений при создании и распространении массовой информации.
Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Отметим, что понятие "массовая информация" в целом не согласуется с понятием "информация", используемым в ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ. Согласно этому Закону под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа - совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Продукция средств массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.
Распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.
Специализированное средство массовой информации - такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого Законом РФ "О средствах массовой информации" установлены специальные правила.
Редакция средства массовой информации - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.
Главный редактор - лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.
Журналист - лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Издатель - издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.
Распространитель - лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Таким образом, согласно ст. 2 Закона в качестве субъектов информационных правоотношений в сфере производства и распространения массовой информации могут выступать редакция средства массовой информации, главный редактор, журналист, издатель и распространитель.
В ст. 3 Закона РФ "О средствах массовой информации" отмечается, что не допускаются: цензура массовой информации, т.е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей; создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.
В этой связи следует отметить, что определенные формы воздействия на СМИ и журналистов в настоящее время исключить очень сложно. Например, директор Института гуманитарных коммуникаций И.М. Дзялошинский, рассматривая информационную ситуацию в среднем промышленном городе России, в качестве которого был выбран Череповец, отмечает: "Единственный источник информации у них районная газета 4 полосы, форма А3, без фотографий, кегль 10, где все время хвалят губернатора и мэра. И все." <*>.
--------------------------------
<*> Дзялошинский И.М. Информационная открытость как составная часть национальных интересов России в информационной сфере // http://www.fact.ru/www/arhivlOsl2.htm.
Ограничения прав на свободу массовой информации и деятельность средств массовой информации сформулированы в ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Согласно упомянутому Закону не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Государственная тайна, как определено в ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" <*>, это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. К сведениям, составляющим иную специально охраняемую тайну, относится конфиденциальная информация. Напомним, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" под конфиденциальной информацией понимается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1 // СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.
В Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 <*>, входят:
--------------------------------
<*> Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" // СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.
1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Под экстремистской деятельностью, или экстремизмом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" <*> понимается:
--------------------------------
<*> Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- подрыв безопасности Российской Федерации;
- захват или присвоение властных полномочий;
- создание незаконных вооруженных формирований;
- осуществление террористической деятельности;
- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
- унижение национального достоинства;
- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
В ст. 11 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" указывается, что в Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.
В случае, предусмотренном ч. 3 ст. 8 упомянутого Федерального закона, при осуществлении средством массовой информации экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
В целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующих номера периодического издания либо тиража аудио- или видеозаписи программы либо выпуск соответствующей теле-, радио- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска. Решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции средства массовой информации, содержащей материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации" запрещается также использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" <*>, в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
--------------------------------
<*> Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.
В п. 2 ст. 13 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" <*> отмечается, что в зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 15 этого же Закона при проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью. Не допускается распространение информации:
--------------------------------
<*> Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3808.
1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;
2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;
3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;
4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.
- Московский университет мвд россии информационное право м.А. Лапина, а.Г. Ревин, в.И. Лапин
- Общая часть
- Глава 1. Информационное право, его система и источники
- 1.1. Понятие информации и информационной сферы
- 1.2. Понятие информационного права
- 1.3. Система информационного права
- 1.4. Основные субъекты информационного права
- 1.5. Источники информационного права
- Глава 2. Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
- 2.1. Общая характеристика, структура, виды
- 2.2. Информационно-правовые нормы международных актов
- 2.3. Информационное правоотношение: содержание и структура
- 2.4. Классификация информационных правоотношений
- Глава 3. Право на информацию, его охрана и защита. Интернет и право
- 3.1. Конституция рф о праве на поиск, получение
- 3.2. Правовые гарантии поиска и получения информации
- 3.3. Право на поиск и получение документированной информации
- 3.4. Особенности реализации
- Глава 4. Документированная информация как объект информационных правоотношений
- 4.1. Правовое регулирование отношений в области
- 4.2. Правовой режим документированной информации
- 4.3. Правовое регулирование отношений в сфере
- 4.4. Документированная информация
- Глава 5. Правовые основы обеспечения информационной безопасности
- 5.1. Понятия информационной безопасности и угрозы
- 5.2. Система правового обеспечения
- 5.3. Защита прав и свобод человека и гражданина
- Глава 6. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере
- 6.1. Правовая ответственность
- 6.2. Виды юридической ответственности
- Особенная часть
- Глава 7. Институт интеллектуальной собственности в системе информационного права
- 7.1. Понятие и структура интеллектуальной собственности
- 7.2. Регулирование информационных отношений
- 7.3. Регулирование информационных отношений институтом
- 7.4. Регулирование информационных отношений
- Глава 8. Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации
- 8.1. Правовые гарантии и ограничения прав
- 8.2. Правовые формы организации деятельности сми
- 8.3. Правовой статус журналиста
- 8.4. Правовое регулирование в области производства
- 8.5. Сми и Интернет
- Глава 9. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела, архивного дела и архивов
- 9.1. Законодательство в области библиотечного дела
- 9.2. Правовое регулирование архивного дела
- 9.3. Правовые основы комплектования, хранения,
- Глава 10. Информационно-правовые отношения в области государственной и коммерческой тайны, персональных (конфиденциальных) данных, тайны частной жизни
- 10.1. Особенности информационных отношений
- 10.2. Особенности информационных отношений
- 10.3. Особенности информационных отношений
- 10.4. Тайна частной жизни