3.4. Особенности реализации
информационных правоотношений в Интернете
Интернет менее чем за полвека прошел стремительный процесс эволюции - от военно-стратегической разработки Министерства обороны США до значительнейшего достижения всего человечества, которое сравнивают с появлением книгопечатания. Посредством Интернета и его технических сервисов создаются новые формы общественных отношений во Всемирной виртуальной среде (Сети), которые выходят далеко за сферу регулирования информационного права.
В последнее время в юридической среде все чаще обсуждаются проблемы правового регулирования глобальной компьютерной сети Интернет, предлагается ввести новое направление науки - интернет-право <*>.
--------------------------------
<*> См.: Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М.: Норма, 2003.
Интернет и его основные сервисы можно представить как средство массовой коммуникации, средство массовой информации, а также как гигантский информационный архив, библиотеку электронных документов. Интернет может быть представлен в виде воображаемой среды, которая хранит следы информационной активности людей и распространяет изменения как в виртуальной среде, так и в реальном географическом пространстве, вызванные этой активностью. Эти изменения (например, перевод денежной суммы на банковский счет, участие в биржевых торгах и т.п.) распространяются с определенной скоростью и зачастую происходят в режиме реального времени, другими словами, в интерактивном, онлайновом режиме (от англ., on-line - на линии, на проводе, что означает режим реального времени) или же с определенным временным запаздыванием <*>.
--------------------------------
<*> См.: Дашян М.С. Юридическое содержание понятия "Интернет" в российском законодательстве // Современное право. N 4. 2003.
Интернет позволяет собирать, хранить, передавать и обрабатывать информацию. Глава корпорации "Майкрософт" Билл Гейтс говорит об Интернете как о "хаотичном наборе взаимосвязанных коммерческих и некоммерческих компьютерных сетей, включая оперативные информационные службы, услуги которых доступны по подписке" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Гейтс Б. Дорога в будущее (http://www.infocity.kiev.ua).
Понятие "Интернет" в действующем законодательстве России пока отсутствует. Тем не менее правовая сущность сети отражена в ряде законов. Например, нормы Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не конкретизируют формы периодических изданий распространения массовой информации.
Согласно ст. 2 Закона под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Это позволяет утверждать, что информационные ресурсы в Интернете являются средствами массовой информации и действие Закона распространяется и на них. Поэтому в России осуществляется государственная регистрация сайтов как средств массовой информации (причем исключительно в добровольном порядке). В этом аспекте Интернет представляется глобальной коммуникацией, распространяющей массовую информацию в электронной форме.
В письме от 18 ноября 2002 г. N 18/14-16380/18-11218 МПТР РФ подчеркивается, что информационный ресурс Интернета может считаться средством массовой информации, если отвечает установленным Законом "О средствах массовой информации" требованиям.
В.А. Копылов отмечает, что Интернет является сетевой глобальной автоматизированной информационной системой, которая составляет основу формирования и развития информационного общества <*>.
--------------------------------
<*> См.: Копылов В.А. Информационное право. М., 2002. С. 234.
Интернет согласно Федеральному закону от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" может рассматриваться как средство международного информационного обмена. Под международным информационным обменом в данном Законе понимаются информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене.
На парламентских слушаниях, проведенных в Государственной Думе РФ 17 декабря 1996 г. комитетами по безопасности и по информационной политике, было отмечено, что Интернет является уникальной совокупностью локальных, региональных, национальных и международных компьютерных сетей с универсальной технологией обмена информацией между миллионами людей многих стран мира. Интернет функционирует в глобальном информационном пространстве, не признает государственных границ и является качественно новым средством доступа к информационным ресурсам, накопленным человечеством.
Что касается зарубежной практики, то наиболее четко понятие "Интернет" сформулировано в Законе США 1998 г. об интерактивной безопасности детей: Интернет представляет собой объединение множества компьютеров и телекоммуникационных средств, включая оборудование и программное обеспечение, образующих связанную международную сеть сетей, которая основывается на протоколе межсетевого взаимодействия.
По мнению большинства ученых, правовое регулирование в этой области отстает от потребностей государства, граждан и организаций. Действующее законодательство содержит ряд несоответствий и пробелов, которые затрудняют развитие цивилизованного рынка интернет-услуг, приводят к ухудшению инвестиционного климата, а также к нарушениям прав граждан и юридических лиц.
Согласно сведениям, приведенным в проекте Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации (одобрен на заседании Правительства РФ 21 декабря 2000 г.) в России насчитывается около 2,5 млн. пользователей Интернета. Ожидается, что к 2005 г. этот показатель составит 6 млн. человек, а к 2010 г. - 26,1 млн. Приобретает значимые для экономики России масштабы рынок услуг, связанных с передачей компьютерных данных по каналам Интернета. Так, в 1999 г. доходы от услуг по предоставлению доступа в Интернет, по данным упомянутой Концепции, составили в России 190 млн. долл. США. Согласно исследованиям компании "Комкон-2", за 2000 г. в российский рынок интернет - услуг инвестированы суммы, эквивалентные 200 - 350 млн. долл. США.
Необходимо законодательно определить основные понятия в сфере правового регулирования Интернета ("интернет-услуги", "компьютерные данные", "электронная почта" и т.д.) и установить общие подходы к лицензированию и сертификации в области оказания интернет-услуг.
Исходя из аналогии услуг по передаче данных в рамках обычной почты Правительству РФ необходимо принять правила оказания интернет-услуг электронной почты, устанавливающие категории отправлений: обычные, не требующие документирования факта их отправления, и заказные, об отправке которых можно будет получить документ установленного образца. Следует также провести отграничение сайтов, распространяющих продукцию средств массовой информации, от прочих информационных сетевых ресурсов <*>.
--------------------------------
<*> См.: Петровский С. Правовое регулирование оказания интернет-услуг // Российская юстиция. N 5. 2001.
Предлагается установить юридическую ответственность пользователей Интернета за систематическую отправку по адресам электронной почты незапрошенных данных рекламного характера. Такого рода деятельность - "спамминг" - приносит имущественный ущерб пользователям Интернета: большое число рекламных сообщений нередко блокирует получение необходимой информации по электронной почте; пользователи получают рекламные сообщения в автоматическом режиме и фактически вынуждены оплачивать их получение. Целесообразно предусмотреть административный штраф и возмещение убытков лицам, пострадавшим от такой деятельности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Петровский С. Указ. раб.
По поводу государственной политики в области Интернета, следует отметить, что помимо необходимости законодательного регулирования интернет-отношений, органы исполнительной власти должны стать лидерами в предоставлении и использовании электронной информации и коммуникационных систем. Это позволит построить демократичную, технологичную систему взаимоотношений как между органами власти всех уровней, так и во взаимоотношениях органов власти с гражданами. Такую возможность связываться и взаимодействовать органам исполнительной власти между собой, а также с гражданами открывают новые информационные технологии и Интернет.
Сегодня в РФ отсутствуют единые нормативные требования федерального уровня к органам власти, обязывающие их выставлять определенную информацию в открытый доступ в Интернете, организовывать обсуждение проблем и проектов подготовленных решений, использовать его для учета мнений и пожеланий населения. Необходимо создавать правовые условия для информационной открытости деятельности исполнительных органов при помощи информационных технологий, Интернета. Без повышения информированности общества, а также граждан об их правах, обязанностях и ответственности невозможно строить цивилизованное общество, утверждать принципы правового государства.
Контрольные вопросы
1. Какие права в информационной сфере закреплены в Конституции РФ?
2. Перечислите основания для ограничений конституционных прав граждан, которые установлены законами Российской Федерации?
3. Каковы конституционные гарантии реализации права на доступ к информации?
4. Назовите основных субъектов информационных правоотношений при реализации конституционного права на поиск, получение и передачу информации.
5. От чего зависит субъективное право каждого конкретного субъекта?
6. В чем выражается принцип информационной открытости?
7. Назовите законы, в которых закреплены обязанности по информированию субъектов информационного права.
8. Перечислите ведомственные нормативные правовые акты, в которых содержатся права и обязанности сотрудников МВД России по информированию субъектов информационного права, и дайте их краткий анализ.
9. Что такое Интернет?
10. Каким образом происходит правовое регулирование интернет-предложений?
11. Какие нормы права необходимо установить для улучшения общественных отношений в киберпространстве?
Рекомендуемая литература
Основная
Нормативно-правовая
1. Конституция РФ 1993 г.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.
3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
4. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
5. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".
6. Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи".
7. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене".
8. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности".
9. Закон Московской области от 11 февраля 2001 г. N 21/2001-ОЗ "О создании органами государственной власти Московской области информационных ресурсов и систем и их использовании".
10. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".
11. Приказ МВД РФ от 22 марта 2003 г. N 183 "О дополнительных мерах по совершенствованию информационного обеспечения деятельности МВД России".
12. Приказ МВД РФ N 684, Минюста РФ N 184, ГТК РФ N 560, ФСБ РФ N 353, ФСНП РФ N 257, ФПС РФ N 302 от 26 июня 2000 г. "Об утверждении Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола".
13. Приказ МВД РФ от 25 сентября 1999 г. N 728 "Об исполнении представлений избирательных комиссий".
14. Приказ МВД РФ от 1 марта 1999 г. N 150 "Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в Центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России" (в ред. от 22 июля 2000 г.).
15. Приказ МВД РФ от 1 ноября 2001 г. N 965 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости". Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 января 2002 г. N 3153.
16. Приказ Министра обороны РФ N 118, МВД РФ N 218 от 4 марта 2000 г. "Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в работе по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности". Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 марта 2000 г. N 2157.
Учебная
1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право / Под ред. академика РАН Б.Н. Топорнина. СПб., 2001.
2. Копылов В.А. Информационное право. М., 2002.
3. Терещенко Л.К. Информация в обществе: правовой аспект // Журнал российского права. 1998. N 4 - 5.
4. Поворова Е.А. Доступ физических лиц к информации в органах государственной власти (на примере регионального законодательства) // Журнал российского права. 2001. N 10.
5. Дашян М.С. Юридическое содержание понятия "Интернет" в российском законодательстве // Современное право. 2003. N 4.
6. Петровский С. Правовое регулирование оказания интернет-услуг // Российская юстиция. 2001. N 5.
- Московский университет мвд россии информационное право м.А. Лапина, а.Г. Ревин, в.И. Лапин
- Общая часть
- Глава 1. Информационное право, его система и источники
- 1.1. Понятие информации и информационной сферы
- 1.2. Понятие информационного права
- 1.3. Система информационного права
- 1.4. Основные субъекты информационного права
- 1.5. Источники информационного права
- Глава 2. Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
- 2.1. Общая характеристика, структура, виды
- 2.2. Информационно-правовые нормы международных актов
- 2.3. Информационное правоотношение: содержание и структура
- 2.4. Классификация информационных правоотношений
- Глава 3. Право на информацию, его охрана и защита. Интернет и право
- 3.1. Конституция рф о праве на поиск, получение
- 3.2. Правовые гарантии поиска и получения информации
- 3.3. Право на поиск и получение документированной информации
- 3.4. Особенности реализации
- Глава 4. Документированная информация как объект информационных правоотношений
- 4.1. Правовое регулирование отношений в области
- 4.2. Правовой режим документированной информации
- 4.3. Правовое регулирование отношений в сфере
- 4.4. Документированная информация
- Глава 5. Правовые основы обеспечения информационной безопасности
- 5.1. Понятия информационной безопасности и угрозы
- 5.2. Система правового обеспечения
- 5.3. Защита прав и свобод человека и гражданина
- Глава 6. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере
- 6.1. Правовая ответственность
- 6.2. Виды юридической ответственности
- Особенная часть
- Глава 7. Институт интеллектуальной собственности в системе информационного права
- 7.1. Понятие и структура интеллектуальной собственности
- 7.2. Регулирование информационных отношений
- 7.3. Регулирование информационных отношений институтом
- 7.4. Регулирование информационных отношений
- Глава 8. Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации
- 8.1. Правовые гарантии и ограничения прав
- 8.2. Правовые формы организации деятельности сми
- 8.3. Правовой статус журналиста
- 8.4. Правовое регулирование в области производства
- 8.5. Сми и Интернет
- Глава 9. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела, архивного дела и архивов
- 9.1. Законодательство в области библиотечного дела
- 9.2. Правовое регулирование архивного дела
- 9.3. Правовые основы комплектования, хранения,
- Глава 10. Информационно-правовые отношения в области государственной и коммерческой тайны, персональных (конфиденциальных) данных, тайны частной жизни
- 10.1. Особенности информационных отношений
- 10.2. Особенности информационных отношений
- 10.3. Особенности информационных отношений
- 10.4. Тайна частной жизни