logo
ІНФОРМАЦІЙНЕ ПРАВО (стац) / ПІДРУЧНИКИ / Информационное право Учебное пособие,

1.3. Система информационного права

Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, т.е. отрасль российского права.

Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина - это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право в качестве учебной дисциплины основано на действующем федеральном законодательстве в информационной сфере - сфере обращения информации и правового регулирования возникающих при этом общественных отношений. Изучение курса информационного права включает основные вопросы, связанные с содержанием информационной сферы, особенностями объектов информационного права, описанием источников информационного права.

Цели изучения курса информационного права включают:

- формирование у обучаемых знания теоретических основ сферы обращения информации и ее правового регулирования в Российской Федерации, основных положений институтов информационного права, отраженных в нормативных правовых актах;

- повышение правовой культуры в информационной сфере;

- выработку навыков и умений, необходимых для профессионального выполнения поставленных задач (если речь идет о курсантах и слушателях учебных заведений правоохранительных органов, то задач, связанных в первую очередь с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений в информационной сфере).

В результате изучения учебной дисциплины обучаемые должны знать: теоретические основы общественных отношений в информационной сфере; основные положения институтов информационного права, отраженные в нормативных правовых актах; основы привлечения к юридической ответственности правонарушителей в информационной сфере.

Результатом изучения дисциплины "Информационное право" должна стать способность в будущем: работать с нормативными правовыми актами, регламентирующими общественные отношения в информационной сфере; юридически грамотно предупреждать, пресекать и раскрывать правонарушения в информационной сфере; уверенно и юридически грамотно действовать в ситуациях, имеющих отношение к нарушению их прав, свобод, интересов в информационной сфере, использовать в связи с этим соответствующие механизмы защиты.

По окончании изучения дисциплины "Информационное право" обучаемые должны владеть:

- знаниями о правовом регулировании общественных отношений в информационной сфере;

- приобретенными навыками разрешения юридических задач и коллизий в информационной сфере;

- способами правового разрешения споров, возникающих в информационной сфере.

Информационное право как одна из отраслей российского права представляет собой систему норм права, регулирующих отношения в информационной сфере. Это одна из самых молодых отраслей в системе российского права.

Рассмотренные три системы информационного права практически совпадают. Информационное право как отрасль права, как наука и учебная дисциплина делится на общую и особенную части.

Общая часть, представляющая собой системообразующее начало, включает изучение: предмета, методов, способов, принципов правового регулирования общественных отношений, связанных с производством и обращением информации в общем виде, вопросов правового регулирования информационных отношений, возникающих при обращении информации, при производстве и применении информационных технологий и средств их обеспечения, в области информационной безопасности, а также в виртуальной среде Интернета. Сюда же следует включить и институт юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Особенная часть содержит вопросы правового регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и обращении информации разных видов (массовой, в области библиотечного и архивного дела и др.), на основе методов, способов и принципов информационного права, изучаемых в общей части. Сюда же включено изучение двух групп институтов информационного права: 1) института обращения открытой информации; 2) института обращения информации ограниченного доступа.

Информационное право функционирует в соответствии с определенными принципами, которые, как и принципы любой другой отрасли права, означают основные идеи и требования, законодательные отправные начала, организационные начала, наиболее характерные черты и свойства той или иной деятельности.

Опираясь на объективные закономерности общественных отношений в информационной сфере, особенности и юридические свойства информации, можно сформулировать принципы информационного права.

1. Принцип сбалансированных интересов личности, общества и государства <*>. Интересы личности в информационной сфере заключаются: в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на ее использование в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития; в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

--------------------------------

<*> На наш взгляд, указанный принцип должен быть главенствующим в правовом регулировании информационных отношений. Он исходит не только из основных информационных норм Конституции РФ, но и из Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 (см.: Российская газета. 2000. N 187. 28 сентября).

Интересы общества в информационной сфере направлены на обеспечение интересов личности в этой сфере, упрочение демократии, создание правового социального государства, достижение и поддержание общественного согласия, духовное обновление России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются: в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею при обеспечении незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка; в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

2. Принцип законности. Это универсальный принцип, распространяющийся на все без исключения стороны общественной и государственной жизни. Он проявляется прежде всего в соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности в информационной сфере. Важную роль в обеспечении принципа законности играет информированность о содержании законов и иных нормативных юридических актов широких слоев населения, не говоря уже о государственных и муниципальных служащих. Возможности ознакомления с содержанием законов в последнее время неизмеримо выросли, в том числе и благодаря информационному праву. Достаточно вспомнить, как трудно было приобрести текст какого-либо закона, например кодекса, в книжных магазинах в сравнительно недавнем прошлом.

3. Принцип гласности. Имеется в виду открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Принцип правового равенства. Правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса основывается на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.

Названный принцип вытекает из более общего положения, согласно которому "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности" (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

5. Принцип ответственности. Применительно к информационному праву это означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение норм и правил, закрепленных в нормативных правовых актах.

6. Принцип отчуждения прав на использование информации <*>. Данный принцип основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации от ее создателя (обладателя). Он заключается как бы в замене процедуры отчуждения информации на отчуждение прав на использование информации.

--------------------------------

<*> Этот и четыре следующих принципа сформулированы В.А. Копыловым. См.: Копылов В.А. Информационное право. М., 2002. С. 104 - 105.

7. Принцип оборотоспособности информации. Он основан на свойстве обособляемости и овеществляемости информации и заключается в том, что информация может обращаться как самостоятельный объект, т.е. независимо от ее создателя или обладателя.

8. Принцип информационного объекта (информационной вещи). Основан на свойстве двуединства информации и материального носителя и заключается в том, что на такой объект должны распространяться одновременно и взаимосвязанно два института: интеллектуальной собственности, защищающего право на информацию на материальном носителе, и вещной собственности, защищающего право собственности на материальный носитель с зафиксированной на нем информацией.

9. Принцип распространяемости информации. Основан на свойстве распространяемости информации и заключается в том, что одна и та же информация может одновременно принадлежать неограниченному кругу лиц.

10. Принцип организационной формы. Основан на одноименном свойстве информации и заключается в том, что в правовой системе речь, как правило, должна идти по поводу не информации вообще (например, в философском ее понимании), а информации, представленной в определенной организационной форме (документ - оригинал, подлинник, копия; массив документов; банк данных; библиотека; архив и т.п.). Этот принцип позволяет также относить к категории информационных объектов как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.