logo search
УМК Стандартизация и сертификация ПО

7.5. Оценивание сопровождаемости

Оценивание сопровождаемости заключается в определении мер и атрибутов процессов сопровождения и конфигурационного управления изменениями и версиями в ЖЦ комплексов программ. Субхарактеристики сопровождаемости включают (табл.4.3): анализируемость; изменяемость; стабильность; тестируемость программ.

При этом предполагается, что в контракте, ТЗ или спецификации зафиксированы и утверждены требования к основным параметрам и качеству реализации процессов сопровождения ПС.

Для обеспечения возможности оценивания оценивания полноты и эффективности реализации этих функций в процессе проектирования ПС должна быть формализована и документально зафиксирована концепция организации процесса сопровождения, параметры которого являются исходными для определения его качества:

В стратегии сопровождения следует учесть характеристики системы:

Управление конфигурацией следует организовать так, чтобы персонал знал свои обязанности и имел достаточно независимости и полномочий для выполнения поставленных задач и требований сопровождения.

Требуемые характеристики и методы оценивания сопровождаемости должны определяться специальным договором (или разделом договора на разработку первичной версии ПС) между разработчиком и заказчиком. В ТЗ и в контракте следует определять порядок квалификации видов и причин изменений в программах и данных, а также распределение ответственности за их инициализацию, реализацию и финансирование. Выявленные ошибки в программах и данных, которые искажают реализацию функций, согласованных с заказчиком в контракте и требованиях ТЗ, а также отраженные в документации на версию ПС, должны устраняться в основном за счет разработчика. Модификацию и расширение функций компонентов или версии комплекса программ, ранее не отраженных в ТЗ и контракте с заказчиком, следует квалифицировать как дополнительную работу с соответствующим финансированием заказчиком.

После передачи версии в эксплуатацию затраты на обнаружение и первичную квалификацию дефектов несут в основном непосредственные пользователи. На разработчиков (поставщиков) ПС возлагается анализ и локализация причин дефектов и их устранение. Эти затраты зависят:

Априори перечисленные факторы оценивать трудно, и оценивание этой составляющей качества ПС целесообразно проводить по начальным результатам сопровождения версий.

Сопровождаемость следует также оценивать полнотой и достоверностью документации о состояниях ПС и его компонентов, всех предполагаемых и выполненных изменениях. Она должна определять стратегию, стандарты, процедуры, распределение ресурсов и планы создания, изменения и применения документов на программы и данные информационных систем. Структура документации и формы отдельных документов, используемых для сопровождения программ, должны позволять:

Особое значение при оценивании сопровождаемости имеет тестируемость компонентов ПС и качество документации на реализованные изменения и тесты. На базе всего комплекса использованных тестов создается и документируется для каждой версии ПС эталонная тестовая (контрольная) задача и контрольные результаты ее решения. В течение этого времени возможны отдельные уточнения изменений в документации версии. В результате документация должна непрерывно «догонять» реальное состояние программного продукта. Для упорядочения этого процесса стандартами установлена возможность оперативного выпуска предварительных извещений на частные изменения.

По истечении некоторого времени сопровождение конкретного ПС прекращается. Это может быть обусловлено разработкой более современных ПС или нерентабельным возрастанием затрат на сопровождение. Чтобы со временем прийти к обоснованному решению о прекращении сопровождения необходимо периодически оценивать эффективность эксплуатации версий ПС у пользователей и возможный экономический ущерб у них от отмены сопровождения конкретной версии.