7.5. Оценивание сопровождаемости
Оценивание сопровождаемости заключается в определении мер и атрибутов процессов сопровождения и конфигурационного управления изменениями и версиями в ЖЦ комплексов программ. Субхарактеристики сопровождаемости включают (табл.4.3): анализируемость; изменяемость; стабильность; тестируемость программ.
При этом предполагается, что в контракте, ТЗ или спецификации зафиксированы и утверждены требования к основным параметрам и качеству реализации процессов сопровождения ПС.
Для обеспечения возможности оценивания оценивания полноты и эффективности реализации этих функций в процессе проектирования ПС должна быть формализована и документально зафиксирована концепция организации процесса сопровождения, параметры которого являются исходными для определения его качества:
ожидаемую длительность поддержки сопровождением развития проекта ПС;
объем, сложность и уровень предполагаемых изменений;
возможное число и периодичность выпуска версий со значительными модификациями;
организационные основы процессов сопровождения и конфигурационного управления;
требования к документированию, изменений и версий;
кто будет осуществлять сопровождение – покупатель, разработчик первичной версии или специальный персонал поддержки развития и адаптации версий ПС.
В стратегии сопровождения следует учесть характеристики системы:
количество компонентов ПС;
типы, размер и критичность создаваемых и модифицируемых программных продуктов;
унифицированность внутренних и внешних интерфейсов.
Управление конфигурацией следует организовать так, чтобы персонал знал свои обязанности и имел достаточно независимости и полномочий для выполнения поставленных задач и требований сопровождения.
Требуемые характеристики и методы оценивания сопровождаемости должны определяться специальным договором (или разделом договора на разработку первичной версии ПС) между разработчиком и заказчиком. В ТЗ и в контракте следует определять порядок квалификации видов и причин изменений в программах и данных, а также распределение ответственности за их инициализацию, реализацию и финансирование. Выявленные ошибки в программах и данных, которые искажают реализацию функций, согласованных с заказчиком в контракте и требованиях ТЗ, а также отраженные в документации на версию ПС, должны устраняться в основном за счет разработчика. Модификацию и расширение функций компонентов или версии комплекса программ, ранее не отраженных в ТЗ и контракте с заказчиком, следует квалифицировать как дополнительную работу с соответствующим финансированием заказчиком.
После передачи версии в эксплуатацию затраты на обнаружение и первичную квалификацию дефектов несут в основном непосредственные пользователи. На разработчиков (поставщиков) ПС возлагается анализ и локализация причин дефектов и их устранение. Эти затраты зависят:
от характеристик выявляемых дефектов,
от объема и сложности комплекса программ,
организации и технологии его разработки,
инструментальной оснащенности сопровождения,
квалификации специалистов,
тиража и активности применения данного ПС.
Априори перечисленные факторы оценивать трудно, и оценивание этой составляющей качества ПС целесообразно проводить по начальным результатам сопровождения версий.
Сопровождаемость следует также оценивать полнотой и достоверностью документации о состояниях ПС и его компонентов, всех предполагаемых и выполненных изменениях. Она должна определять стратегию, стандарты, процедуры, распределение ресурсов и планы создания, изменения и применения документов на программы и данные информационных систем. Структура документации и формы отдельных документов, используемых для сопровождения программ, должны позволять:
точно документально описывать и идентифицировать каждую оформленную версию программных компонентов и ПС в целом в любое время на всем протяжении их ЖЦ;
надежно учитывать и регистрировать все анализируемые, подготавливаемые и реализованные изменения в версиях ПС;
снабжать руководителей проекта обобщенной и детальной информацией для принятия решений на изменения программ;
обеспечивать заказчиков и пользователей сведениями о наиболее существенных корректировках программ и о новых версиях ПС.
Особое значение при оценивании сопровождаемости имеет тестируемость компонентов ПС и качество документации на реализованные изменения и тесты. На базе всего комплекса использованных тестов создается и документируется для каждой версии ПС эталонная тестовая (контрольная) задача и контрольные результаты ее решения. В течение этого времени возможны отдельные уточнения изменений в документации версии. В результате документация должна непрерывно «догонять» реальное состояние программного продукта. Для упорядочения этого процесса стандартами установлена возможность оперативного выпуска предварительных извещений на частные изменения.
По истечении некоторого времени сопровождение конкретного ПС прекращается. Это может быть обусловлено разработкой более современных ПС или нерентабельным возрастанием затрат на сопровождение. Чтобы со временем прийти к обоснованному решению о прекращении сопровождения необходимо периодически оценивать эффективность эксплуатации версий ПС у пользователей и возможный экономический ущерб у них от отмены сопровождения конкретной версии.
- Стандартизация и сертификация программного обеспечения
- © Уо «пгу», 2007Содержание введение
- Рабочая программа
- Рейтинговая оценка знаний
- Конспект лекций
- 1. Качество как экономическая категория и объект управления
- 1.1. Понятие качества. Предмет и задачи курса
- 1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
- 1.3. Стандартизация в системе управления качеством
- 1.3.1. Система стандартизации
- 1.3.2. Категории нормативных документов
- 1.3.3. Уровни стандартизации
- 1.4. Механизм управления качеством
- 1.5. Стандарты исо серии 9000
- 1.5.1. Фундаментальные требования
- 1.5.2. Структура комплекса стандартов
- 1.5.3. Структура документов системы управления качеством
- 1.5.4. Как работает система управления качеством
- 1.6. Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента качества
- 1.6.1. Основные предпосылки сертификации
- 1.6.2. Обязательная и добровольная сертификация
- 1.6.3. Национальная система сертификации
- 1.6.4. Схемы сертификации и условия их применения
- 1.6.5. Порядок проведения работ по сертификации
- Вопросы по теме
- 2. Жизненный цикл программнЫх средств
- 2.1. Понятие жизненного цикла
- 2.2. Базовый профиль жизненного цикла программных средств
- 2.3. Особенности стандартизации жизненного цикла программных средств
- 2.4. Методическая основа технологии жизненного цикла программных средств
- 2.5. Преимущества применения стандартов жизненного цикла
- 2.6. Структура профилей стандартов жизненного цикла программных средств
- 2.7. Стандартизация жизненного цикла программных средств
- 2.7.1. Стандарт iso/iec 12207
- 2.7.2. Стандарт iso 15504
- 2.8. Модель жизненного цикла программного продукта
- 2.8.1. Схема модели
- 2.8.2. Каскадная модель
- 2.8.3. Спиральная модель
- 2.8.4. Другие типы моделей
- Вопросы по теме
- 3. Основные понятия и характеристики качества программных средств
- 3.1. Основные факторы, определяющие качество программных средств
- 3.2. Стандарты, регламентирующие характеристики качества
- 3.3. Метрики характеристик качества программных средств
- 3.4. Особенности измерения и оценивания характеристик качества
- 3.5. Негативные факторы, влияющие на качество
- 3.6. Ресурсы, ограничивающие достижимые характеристики качества
- Вопросы по теме
- 4. Выбор мер и шкал характеристик качества программных средств
- 4.1. Принципы выбора характеристик качества
- 4.2. Выбор свойств и атрибутов качества функциональных возможностей
- 4.2.1. Функциональная пригодность
- 4.2.2. Корректность и надежность
- 4.2.3. Способность к взаимодействию
- 4.2.4. Защищенность
- 4.3. Выбор количественных атрибутов характеристик качества
- 4.3.1. Надежность
- 4.3.2. Эффективность
- 4.4. Выбор качественных атрибутов характеристик качества
- 4.4.1. Практичность
- 4.4.2. Сопровождаемость
- 4.4.3. Мобильность
- 4.4.4. Качество документации
- 4.5. Процессы выбора и установления характеристик и мер качества в проектах программных средств
- Вопросы по теме
- 5. Стандартизация оценивания технологических процессов жизненного цикла и характеристик качества программных средств
- 5.1. Оценивание уровня зрелости процессов жизненного цикла и обеспечения качества программных средств
- 5.2. Оценивание жизненного цикла программных средств по стандарту iso 15504
- 5.3. Оценивание качества готового программного продукта по стандарту iso 14598
- 5.4. Организация и средства для оценивания качества комплексов программ
- 5.4.1. Модель внешней среды
- 5.4.2. Испытания программного продукта
- 5.4.3. Альфа– и Бета–тестирование
- 5.4.4. Программная генерация тестов
- 5.4.5. Обработка результатов испытаний
- Вопросы по теме
- 6. Единая система программной документации
- 6.1. Общая характеристика еспд
- 6.2. Структура еспд
- 6.3. Гост 19.101. Виды программ и программных документов
- 6.4. Гост 19.102. Стадии разработки
- 6.5. Гост 19.103. Обозначение программ и программных документов
- 6.6. Гост 19.105. Общие требования к программным документам
- 6.7. Гост 19.104. Основные надписи
- 6.8. Гост 19.106. Требования к программным документам, выполненным печатным способом
- 6.9. Гост 19.201. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
- 6.10. Гост 19.202. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
- 6.11. Гост 19.301. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию, оформлению и контролю качества
- 6.11.1. Требования к содержанию
- 6.11.2. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программе»
- 6.11.3. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программной документации»
- 6.11.4. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Средства и порядок испытаний»
- 6.11.5. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Методы испытаний»
- 6.12. Гост 19.401. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению
- 6.13. Гост 19.402. Описание программы
- 6.14. Гост 19.404. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению
- 6.15. Гост 19.502. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению
- 6.16. Гост 19.503. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.17. Гост 19.504. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.18. Гост 19.505. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению
- 6.19. Гост 19.508. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению
- Вопросы по теме
- 7. Оценивание характеристик качества программных средств
- 7.1. Оценивание функциональных возможностей
- 7.1.1. Функциональная пригодность
- 7.1.2. Корректность
- 7.1.3. Способность к взаимодействию
- 7.1.4. Защищенность
- 7.2. Оценивание надежности функционирования
- 7.3. Оценивание эффективности использования ресурсов эвм
- 7.4. Оценивание практичности
- 7.5. Оценивание сопровождаемости
- 7.6. Оценивание мобильности
- 7.7. Оценивание качества эксплуатационной и технологической документации
- 7.7.1. Документирование в процессах жизненного цикла
- 7.7.2. Технологическая документация
- 7.7.3. Эксплуатационная документация
- 7.8. Оценивание рисков в жизненном цикле
- 7.9. Интегральное оценивание характеристик качества
- Вопросы по теме
- 8. Сертификация программного обеспечения
- 8.1. Организация сертификации программных продуктов
- 8.2. Документирование процессов и результатов сертификации
- Вопросы по теме
- Практические занятия практическая работа № 1 выбор характеристик и мер качества программного средства по стандарту isO 9126
- План практического занятия
- Практическая работа № 2 разработка технического задания на создание программного средства
- План практического занятия
- Практическая работа № 3 разработка технологической документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 4 разработка эксплуатационной документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 5 Оценивание качества программного продукта по стандарту гост 28195
- Словарь основных терминов
- Список использованных источников
- Перечень основных международных стандартов в области обеспечения жизенного цикла и качества программных средств
- 211440 Г. Новополоцк, ул. Блохина, 29